logo search
Екзамен ЄС

37. Источники прецедентного права. Роль суда ес в развитии права ес.

Прецедентное право составляет очень большую и важную группу норм права Европейского Союза. Его источниками служат решения судов Европейского Союза — Суда ЕС (Суд), Трибунала первой инстанции (Трибунал), а в дальнейшем и специализированных трибуналов (Трибунал по делам публичной службы и др.).

Наличие прецедентного права сближает изучаемую правовую систему с «правовой семьей» общего права, хотя оно начало складываться еще до вхождения представителей этой «семьи» (Велико­британия и Ирландия) в состав ЕС.

Особенность прецедентного права Европейского Союза состоит в первую очередь в том, что учредительные договоры прямо не уполно­мочивают его суды устанавливать новые нормы права (впрочем, ана­логичных указаний нет в конституциях и законах Великобритании, США и других стран англосаксонской правовой семьи).

В силу ст. 220 Договора о функционировании ЕС «Суд и Трибу­нал первой инстанции в рамках своих соответствующих полномочий обеспечивают соблюдение права в ходе толкования и применения настоящего Договора».

На основании процитированной нормы в рамках своей юрисдик­ции суды Союза не только дают единообразное толкование учреди­тельных договоров и других источников наднационального права, но выводят из них новые нормы.

Отсюда вытекает вторая особенность прецедентного права Союза: формально не являясь правотворческими органами, Суд и Трибу­нал создают новые правовые нормы посредством толкования дей­ствующих нормативных предписаний в ходе рассмотрения конкрет­ных дел.

Установленные судами Союза правила считаются обязательными для национальных судов всех государств-членов, а равно для само­го Суда и Трибунала. В некоторых (довольно редких) случаях они, правда, отступали от своих, ранее принятых решений.

Прецедентное право Союза является «живым» в том смысле, что оно постепенно расширяется и эволюционирует. В настоящее время при выведении новых правил Суд часто ссылается уже не на конкрет­ные статьи ДЕС и даже не на свои прежние решения, а на «сложив­шееся прецедентное право».

Наиболее важная особенность судебных прецедентов, которая заставляет выделить их в самостоятельную группу источников права Европейского Союза, заключается в их юридической силе. С одной строны, прецеденты создают суды Союза, которые действуют на основании учредительных договоров. В этом отношении прецедентное право сходно с правом вторичным. С другой стороны, перефразируя известное высказывание американского судьи (о Конституции США), учредительные договоры Европейского Союза — это то, что скажет и них суд. Давая официальное толкование учредительных договоров н иыводя из них новые нормы, суды Союза развивают первичное право Союза, создают его «живую конституцию».

Поскольку решения судов Союза являются не только правопри­менительными, но и правотворческими актами, они, подобно зако­нодательству ЕС, переводятся и публикуются на всех официальных языках Европейского Союза. Резолютивные части решений регулярно публикуются в «Официальном журнале» (серия С), а в полном объеме решения судов на регулярной основе публикует специальный вест­ник «Сообщения Суда Европейских сообществ», известный также под названием «Сообщения Европейского Суда».

38. Международные договоры Европейских сообществ и ЕС с третьими государствами.

В Европейском Союзе существуют две специальные правотворческие процедуры, оформляющие процесс присоединения Союза к международным договорам. Первая процедура применяется при заключении международных соглашений Европейским сообществом, т.е. в рамках полномочий по первой опоре. Вторая - при заключении международных договоров для реализации целей и задач общей внешней политики и политики безопасности, а равно сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере, т.е. при реализации полномочий по второй и третьей опоре.

Описанию процедуры заключения международных договоров Европейским сообществом посвящена ст. 300 Договора о ЕС. Она применяется в случаях, когда Договор предусматривает возможность заключения соглашений между Сообществом и одним или несколькими государствами или международной организацией.

Процедура инициируется Комиссией с предоставлением Совету рекомендаций относительно заключения международного соглашения. Рассмотрев рекомендации, Совет уполномочивает квалифицированным большинством голосов Комиссию на ведение переговоров. Комиссия проводит соответствующие международные переговоры, консультируясь в их процессе со специальными комитетами, назначенными Советом для выполнения этой задачи.

По окончании переговоров Совет заключает международный договор. По общему правилу используется процедура консультаций. При этом Совет в зависимости от срочности вопроса может установить срок для дачи заключения Европейским парламентом. Пропуск срока позволяет Совету действовать в отсутствие такого заключения. Совет утверждает решение о заключении договора квалифицированным большинством голосов, кроме случаев заключения соглашений, учреждающих ассоциацию, и соглашений, охватывающих сферу, в которой необходимо единогласие для принятия внутренних норм. В таком случае в Совете требуется единогласие.

Существуют также исключения из общего правила об использовании процедуры консультаций при заключении международных соглашений ЕС. В ряде случаев применяется процедура санкционирования (позитивная). Такими случаями являются:

- заключение соглашений, учреждающих ассоциацию;

- заключение других соглашений, устанавливающих особые институциональные рамки путем организации процедур сотрудничества;

- заключение соглашений в рамках общей торговой политики;

- заключение соглашений, имеющих важное бюджетное значение для Сообщества;

- заключение соглашений, влекущих внесение поправок в акт, утвержденный на основе процедуры совместного принятия решений.

Срок получения согласия Европейского парламента может быть специально оговорен Советом и самим Европейским парламентом.

Процедура заключения международных договоров ЕС допускает несколько факультативных стадий. Первая такая стадия имеет место в случае, когда заключаемое соглашение влечет за собой внесение поправок в Договор о ЕС. До заключения соглашения такие поправки должны быть приняты в соответствии с процедурой, применяемой для внесения изменений в учредительные акты Союза и изложенной в ст. 48 Договора о Европейском Союзе.

Другая факультативная стадия имеет место, когда Совет, Комиссия или государства-члены обращаются в Суд за заключением о том, является ли намечаемое соглашение совместимым с положениями Договора о ЕС. В случае отрицательного заключения Суда соглашение может вступить в силу только в соответствии со ст. 48 Договора о Европейском Союзе.

Примечательной особенностью процедуры заключения международных соглашений ЕС является то, что она включает в себя другие правотворческие процедуры. Специфика присоединения к международным договорам выступает в качестве своего рода надстройки для одной из общих процедур, используемых в зависимости от конкретного случая.

Процедура заключения международных договоров Европейского Союза в сферах ОВПБ и СПСО закрепляется в ст. 24 Договора о Европейском Союзе. Она осуществляется следующим образом. Совет единогласно предоставляет председательствующему государству-члену полномочия начать переговоры о заключении необходимого соглашения. Председательствующее государство-член при содействии Комиссии проводит соответствующие переговоры. По окончании международных переговоров председательствующее государство-член представляет Совету рекомендацию о заключении международного договора. Совет, основываясь на этой рекомендации, решением, принятым единогласно, заключает такой договор.

Следует отметить, что если международные договоры Европейского сообщества безоговорочно обязательны для всех институтов Сообщества и государств-членов, то международные соглашения Союза в сферах ОВПБ и СПСО могут применяться к государствам-членам с исключениями. Во-первых, представитель государства-члена в Совете может заявить, что он должен подчиняться собственным конституционным процедурам, и тогда соглашение не будет являться обязательным для представляемого им государства-члена. Во-вторых, другие члены Совета в этом случае могут согласиться с тем, что соглашение применяется к ним временно.

Следует обратить внимание на то, что Европейский парламент не принимает участия в процедуре заключения международных соглашений в сферах ОВПБ и СПСО, а Совет занимает доминирующее положение. Роль Комиссии в этом случае незначительна.

После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. Европейский Союз обладает единой международной правосубъектностью и заключает все международные договоры непосредственно от своего имени (. Рассмотренная выше процедура заключения исисься по специальной процедуре, как правило, по предложению нового должностного лица Союза - Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности.