logo search
Екзамен ЄС

87. «Європейська політика сусідства». План дій Україна – єс: структура та основний зміст.

Европейская политика соседства (ЕПС) ставшая логическим продолжением финальной стадии расширения ЕС на восток, потребовала от ЕС точнее определить свои отношения с новыми восточными соседями- “аутсайдерами”. Прения в Комиссии и высшем представительстве CFSP (the Common Foreign and Security Policy) о проводимой политике ужесточились с декабря 2002 г., когда тогдашний президент Роман Проди поднял вопрос о необходимости ЕС окружить себя “кольцом друзей”. Эта политика была впервые очерчена во время Commission Communication по теме Расширенная Европа в марте 2003 года. Требования ЕПС к безопасности ясны: ЕС обеспокоено угрозой нелегальной миграции, организованной преступности, распространения оружия массового уничтожения, опасностью экологических катастроф, а также этническими конфликтами, имеющими дестабилизирующее воздействие  или выходящими за свои локальные границы. В июле 2003 г. была создана специальная комиссия под управлением Гюнтера Ферхугена (в то время Специальный уполномоченный по вопросам расширения ЕС) для разработки стратегии и действий в рамках ЕПС. Европейская стратегия безопасности, принятая в декабре 2003 г., придает достижению безопасного добрососедства статус стратегической цели ЕС. ЕПС обрела свою окончательную форму в Документе о стратегии от мая 2004 г., который расширил границы политики ЕС и включил в нее страны Южного Кавказа. Таким образом, 16 стран, 6 из которых входят в состав СНГ, попадают в категорию “кольца друзей”,  сформулированную Проди. 

ЕПС выражает три соответствующих концепции ЕС: желание политической стабильности на границах ЕС, стремление поддерживать хорошие отношения с соседями, а также попытку найти альтернативу полноправному членству в сообществе для привлечения соседних стран. ЕПС стоит на расплывчатой позиции между партнерством и полноправным членством в ЕС, точное определение которой – “политика дверей, открытых наполовину». Сложность для ЕС состоит в том, что некоторые страны ЕПС, а именно Украина, уже объявили своей стратегической целью членство в ЕС. Более того, как показала реакция ЕС на украинскую “оранжевую революцию”, внутри самого ЕС существуют сомнения относительно того, является ли ЕПС альтернативой или  предпосылкой к полному членству в ЕС.

Основными институциональными элементами ЕПС являются двусторонние  “планы действия” между ЕС и отдельными странами.2  Этот акцент на двухстороннjсть едва ли совместим с требованиями политики всеобъемлющего добрососедства. Планы действия юридически не отменяют Договоров по Партнерству и Сотрудничеству (PCAs). И тем не менее они могут породить надежды, потому что “планы действия” сходны с документами о партнерстве (Accession Partnership), заключенными со странами-кандидатами с целью вступления в ЕС. Равным образом, “планы действмя” и процесс их мониторинга вызывают в памяти формализм, чрезмерную обобщенность и отсутствие регулярных отчетов стран-кандидатов в процессе расширения ЕС на восток.

Политическая непоследовательность ЕС в осуществлении ЕПС наиболее очевидна на примере Украины. План действия ЕС-Украина от февраля 2005 г. был тщательно обсужден с прежним режимом Кучмы. “Оранжевая революция” конца 2004 и последующее проталкивание президентом Ющенко полноправного членства вынудила ЕС выхолостить логику ЕПС и отбросить этикетку “сосед”. ЕС добавило к Плану действия “Десять Пунктов”, в число которых вошло обещание “отреагировать”, если Украина осуществит этот план, и обязательство увеличить финансовую поддержку. Основное содержание “плана действий” не изменилось, но двери в ЕС для Украины открылись шире. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Украиной подлежит пересмотру в 2008 г., и “план действия” стал стимулом обновлению отношений ЕС с Украиной на этой стадии. По-видимому, в Комиссии и Совете уже возобладало мнение, что “план действия” de facto признал в перспективе членство Украины в ЕС.