8.4. Свободные экономические зоны (сэз)
Среди форм транснационализации капитала во второй половине XX в. возрастающее значение приобретают свободные (специальные) экономические зоны. В настоящее время в мире функционирует несколько тысяч таких зон, из которых более тысячи совмещают деятельность отечественного и иностранного капитала, и их число неуклонно увеличивается. Общий оборот СЭЗ приближается к 30 % мирового товарооборота. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в системе мирохозяйственных связей СЭЗ предстают как фактор ускоренного экономического роста за счет международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов. СЭЗ - ограниченная часть территории, законодательно выделенная государством, в которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей. Имеются и десятки других синонимичных определений СЭЗ.
Свободной отведенная часть территории или отрасли является лишь в том смысле, что ввезенные туда товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов государственного контроля за импортом, а нередко и экспортом, которые, в соответствии с таможенным законодательством, не применяются в других регионах страны или звеньях национальной экономики. Товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются, поскольку считаются находящимися за пределами таможенной территории, на них распространяется принцип экстерриториальности. Вполне понятно, что создание СЭЗ. как и совместных предприятий (СП), возможно лишь в условиях открытой экономики, т.е. открытости внешнему миру.
В теории и на практике выработаны два подхода в объяснении типологии СЭЗ. Некоторые СЭЗ носят территориальный характер, т.е. это часть территории, где льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленном географическом пространстве той или иной страны.
Другие СЭЗ характеризуются,функциональным назначением, т.е. в данном виде экономических зон преференции применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места их территориального размещения.
Выбор одного из двух этих подходов напрямую зависит от конкретных задач и целей, которые должны быть решены в результате организации свободной экономической зоны. Тем не менее в жизненной практике преобладает территориальный подход в создании СЭЗ.
Целевую мотивацию создания свободных экономических зон, как и СП, можно представить в виде сводной таблицы (табл. 25). При этом необходимо сделать два небольших пояснения: 1) законодателем создания СЭЗ выступает государство или действующие в пределах своей компетенции местные органы власти; 2) соответственно целесообразность создания таких зон может рассматриваться и с точки зрения государства (местных органов власти) и с позиции зарубежного партнера.
Таблица 25
Мотивация создания СЭЗ
Мотивация
| Целесообразность принимающей стороны
| Выгоды иностранного партнера
|
Более глубокое включение страны в МРТ
| +
| -
|
Насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией и импортозамещающими товарами
| +
| +
|
Расширение товарной базы экспорта
| +
| —
|
Диверсификация сфер привлечения иностранного капитала: наряду с производством он внедряется в область туризма, культуры, санаторно-курортной сферы, что также обеспечивает приток иностранной валюты принимающей стороне
| +
| +
|
Ускоренное внедрение в производство и сервис отечественных и зарубежных научно-технических достижений с перспективой дальнейшего использования их результатов по всей территории страны или в других отраслях экономики
| +
|
|
Обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, менеджеров и маркетологов
| +
| ~
|
Стимулирование экономического развития какого-либо региона страны или отрасли хозяйства
| +
| ~
|
Получение льготных условий для извлечения прибыли
| ~
| +
|
Важное направление экспансии собственного капитала за границу
| . ~
| +
|
Активизация внешнеэкономической деятельности
| +
| +
|
Внедрение инвестиционного капитала в экономику новых стран или закрепление позиций в традиционном ареале влияния
|
| +
|
Обеспечение роста занятости в стране
| +
| -
|
Получение внешнеторговых льгот в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование землей, производственные и офисные помещения
| +
| +
|
Получение фискальных льгот, которые связаны с налоговым стимулированием определенных видов предпринимательской деятельности (налог на прибыль, доход, имущество и т.д.)
| +
| +
|
Получение административных льгот, которые предоставляются администрацией данных СЭЗ для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий и др.
| +
| +
|
Примечание: знак (+) означает положительный мотив государства или иностранного партнера, а знак (-) - нейтральное отношение субъекта деятельности в СЭЗ.
Из табл. 25 видно, что создание СЭЗ обоюдно выгодно как для страны, прилагающей инвестиционный капитал за границей, так и принимающей стороне, которая помимо перечисленных мотивов получает дополнительные налоги от функционеров зоны.
В зависимости от целевого назначения в мировой практике используются различные виды СЭЗ. Условно можно дать следующую их классификацию:
1. Зоны беспошлинной (свободной) торговли. Это исторически первый и простейший вид СЭЗ, появившийся еще в ХУН-ХУШ вв. Чаще всего такие зоны располагаются на основных перекрестках международных транспортных систем. Это может быть ограниченный участок территории морского порта, аэропорта, железнодорожного узла. которые выделены за пределы национального таможенного пространства. т.е. освобождены от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Здесь могут осуществляться операции по складированию, хранению, сортировке, упаковке, маркировке товаров, их демонстрация с целью дальнейшей продажи. К простейшему виду зоны свободной торговли относятся специальные магазины («дьюти фри»), расположенные в крупных международных аэропортах.
В ряде промышленно развитых стран с помощью зон свободной торговли упрощается выход отечественных фирм на внешний рынок, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций. Например, в США функционируют почти 130 зон внешней торговли в среднем площадью 15-30 км2 каждая. Американские корпорации комплектуют в них свою экспортную продукцию импортными компонентами. ввоз которых не облагается таможенными пошлинами, что повышает конкурентоспособность изделий на мировом рынке. В мире насчитывается свыше 600 свободных портов и 4 тыс. зон свободной торговли.
2. Промышленно-производственные зоны. Создаются на территории со специальным таможенным режимом, где выпускается экспортная или импортозамещающая продукция. Для таких зон устанавливаются существенные налоговые, таможенные и финансовые льготы. Наибольшее распространение Промышленно-производственные зоны получили в развивающихся странах, осуществляющих переход к выпуску импортозамещающей или ориентированной на экспорт продукции.
3. Технико-внедренческие зоны. Создаются, как правило, вокруг крупных научных центров. Такие зоны получили и другое название: зоны развития новых и высоких технологий. В таких зонах концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
4. Специализированные экономические зоны В них осуществляется узкая специализация производства, например аграрная (агропо-лис), туристическая - для отдыха иностранных граждан или соотечественников на условиях валютной оплаты за услуги.
5. Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления операций (оффшор-центры, «налоговые гавани»). Термин «ол"-зпоге» переводится как находящийся «вне территории страны» или «за пределами морской границы», а фирмы, зарегистрированные в оффшорных зонах, называются оффшорными. Размещаются они на опре- деленной территории (на острове или в порту), где им предоставляются особые привилегии. Создание оффшорных зон в немалой степени связано с политической и экономической стабильностью в стране, благоприятным налоговым режимом, отсутствием жесткого государственного контроля. Финансовое законодательство предусматривает свободное перемещение международного капитала, неограниченное право открывать свои филиалы и дочерние компании.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, а также морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в консалтинге.
По охвату населения, проживающего в СЭЗ, первое место в мире бесспорно принадлежит Китаю. В пяти СЭЗ - Шеньчжень, Чжухай, Ся-мэнь, Шаньтоу и остров Хайнань - проживает свыше 200 млн человек. Сюда следует добавить еще 14 портовых городов, которым также придан режим свободных экономических зон. СЭЗ Китая ориентированы на выпуск экспортной продукции, всемерное привлечение иностранного капитала, существенное улучшение технологии производства. Эти зоны Китая стали играть связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя объявленную ранее политику «открытых дверей». Уместно будет напомнить, что Китай отказался от обвального перехода к рынку всех регионов страны и всех отраслей экономики, что привело бы, как это происходило в России, к серьезным негативным последствиям. В Китае на территориях СЭЗ отрабатывается экономическая модель, которая в случае ее удачи будет постепенно распространяться на всю страну.
Россия пока еще не накопила должного опыта в создании СЭЗ. Менялась и законодательная основа по открытию подобных зон. Поэтому хозяйственно-правовой статус зон свободного предпринимательства в Находке, Ленинграде, Выборге, Зеленограде («Технополис Зеленоград»), Калининградской области («Янтарь»), Еврейской автономной области («Ева»), Кемеровской области («Кузбасс»), в Сахалинской области («Сахалин»), Горно-Алтайской республике («Горный Алтай») неодинаков. Если налоговые и таможенные льготы для небольшой территории Находки были оправданы возможностью привлечения иностранного капитала и роста производства, то аналогичные льготы целым регионам неизбежно сокращали доходы российского и регионального бюджетов. Затем льготы упраздняли, и лишь Указом Президента РФ от 4 июня 1992 г. «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации» был восстановлен правовой режим таких зон, в т.ч. льготы в области таможенного обложения.
Активность распространения СЭЗ в РФ можно ожидать с принятием Законодательных актов, устанавливающих статус таких зон. Теперь этот процесс будет упорядочен, чему служит Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации принятый Государственной Думой 8 июля 2005 г.».
- Введение
- Тема 1. Современное мировое хозяйство
- 1.2. Субъекты и ведущие тенденции в мировом хозяйстве
- 1.3. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Структура ввп отдельных промышленно развитых стран, %
- 1.4. Глобализация мирового хозяйства
- Тема 2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2.1. Природные ресурсы мирового хозяйства
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования
- 2.2. Минеральные ресурсы
- 2.3. Энергоресурсы
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- 2.4. Земельные ресурсы
- 2.5. Лесные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам
- 2.7. Трудовые ресурсы мирового хозяйства
- Тема 3. Типология стран мирового хозяйства
- 3.1 Различия показателей классификации государств
- Страны-гиганты с числом жителей свыше 100 млн человек (на начало 2005 г.)
- 3) Страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).
- 3.2. Неравномерность экономического развития стран
- Тема 4. Международное разделение труда (мрт)
- 4.1. Мрт: сущность и условия углубления
- 4.2. Основные формы мрт
- 4.3. Показатели участия страны в мрт
- 5.1. Сущность международных экономических отношений
- 5.2. Классификация мэо
- Субъектно-объектная классификация мэо на микро- и макроуровнях
- 5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях
- Тема 6. Мировой рынок и международная торговля
- 6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка
- 6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
- 6.3. Международно-правовое регулирование внешней торговли
- Экономические региональные комиссии при оон
- 6.4. Государственное регулирование внешней торговли
- 7.1. Особенности и виды международных услуг
- 7.2. Производственные услуги
- 7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 7.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров
- Тема 8. Транснационализация мобильных факторов производства
- 8.1. Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- 8.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- 8.3. Деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- 8.4. Свободные экономические зоны (сэз)
- 8.5. Совместное предпринимательство
- Тема 9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 9.1. Сущность и основные черты мэи
- 9.2. Этапы, или формы, интеграции
- Этапы (формы) международной экономической интеграции
- 9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.
- Тема 10. Международные валютно-расчетные отношения
- 10.1. Международная валютная система и курсы валют
- 10.2. Международный валютный рынок
- 10.3. Международный кредитный рынок
- 10.4. Международные расчеты и их формы
- 10.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Постатейная структура платежного баланса
- Тема 11. Россия в системе международных экономических отношений
- 11.1. Россия в мировом хозяйстве
- Прогноз соотношения ввп, промышленного производства и производительности труда в промышленности на 2015 г., %
- 11.2. Позиция России на мировом товарном рынке
- 11.3. Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- 11.4. Россия и международная экономическая интеграция