9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.
Европейский союз. Характеристику современного интеграционного процесса начнем с наиболее продвинутого этапа и более зрелой формы интеграции. Классическим примером развития интеграции на этом этапе является Европейский союз. Мотивы и истоки возникновения западно-европейского объединения, этапы его развития оставим на хлеб историкам [23]. а потому перейдем к рассмотрению того, что из себя представляет Евросоюз сегодня, с чем он завершает XX столетие и вступает в неведанный XXI в. Если XX в. был веком локальных конфликтов и двух самых разрушительных в истории человечества мировых войн, то XXI в. наверняка окажется менее идеологизированным, но более прагматичным. Именно здравый прагматизм привел в один хозяйственный клуб французов и немцев, не раз скрещивавших шпаги за национальные интересы. Практичнее становится индивид, прагматичнее становится и государство, его внешняя, в т.ч. и внешнеэкономическая политика. Соображения политико-экономического прагматизма и нашли свое воплощение в евросоюзной интеграции.
В настоящее время в состав ЕС входят 25 стран с общей численностью населения более 400 млн человек. Свыше полутора десятков стран высказывают желание вступить в Европейский союз, а в мае 2004 г. вступили 10 новых государств, в т.ч. республики Балтии.
В рамках ЕС идет активный процесс (хотя и не без тормозов!) ратификации проекта Единой Европейской Конституции, предусматриваю- щей учреждения поста Президента и совместного Министерства иностранных дел.
В актив современного этапа интеграции следует вписать и реализуемый Маастрихтский договор о Европейском союзе, принятый в декабре 1991 г. В соответствии с этим договором учреждены:
1) Единое европейское гражданство - все граждане государств интеграторов приобретают гражданство ЕС (на сей счет имеется перечень соответствующих прав);
2) Политический союз. находящий свое выражение в общей внешней политике, повышении роли европарламента, общей политике в области внутренних дел и правосудия;
3) Экономический или Валютный союзы. При этом для присоединения к Валютному союзу выдвигается ряд обязательных требований к каждой стране-интегратору:
1) планируемый или фактический бюджетный дефицит не должен превышать 3 % ВВП в рыночных ценах;
2) государственный долг - не более 60 % ВВП в рыночных ценах;
3) годовая инфляция в размере не выше 1,5 % усредненного уровня инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;
4) средняя номинальная величина долгосрочной процентой ставки за год не выше 2 % усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;
5) участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет (установленные пределы колебаний составляют ±2,25 %).
Из-за существенных различий таких показателей по странам следует сделать вывод о том, что вступление в Валютный союз будет осуществляться не одновременно, а по мере созревания таких условий в той или иной стране. В настоящее время Великобритания и Дания не присоединились к валютному союзу, а Швеция сентябрьским (2003 г.) референдумом отказалась вводить евро.
Как уже отмечалось, интеграция является общемировой, а не только европейской тенденцией. Интеграционные процессы охватили и другие регионы мирового хозяйства. Так, на американском континенте насчитывается несколько интеграционных группировок. Практическим примером международной интеграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), созданная Соглашением между США, Канадой и Мексикой, вступившим в силу 1 января 1994 г. НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Тем самым ассоциация свободной торговли может перерасти в более зрелую форму интеграции стран с населением около 380 млн человек.
У НАФТА, как и у Европейского союза, есть реальная возможность увеличить число участников группировки за счет присоединения ряда южноамериканских стран, открыто высказывающих такое стремление.
В южноамериканском регионе также проходят довольно активные интеграционные процессы. В 1960г. был подписан «Договор Монтевидео» о создании зоны свободной торговли, включающей страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ).
Однако поскольку в ЛАСТ вошли страны с разным уровнем социально-экономического развития (Аргентина, Бразилия и Мексика - наиболее развитые, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай и Чили - средне-развитые и сравнительно менее развитые в экономическом отношении страны - Боливия, Парагвай и Эквадор), в их подходе к таможенно-тарифным и другим вопросам экономической политики обнаружились резкие противоречия. В результате обострения противоречий внутри альянса при формальном сохранении ЛАСТ образовались две торгово-экономические группировки: ЛАСТ и «Андский пакт» (Боливия. Колумбия, Перу, Эквадор и присоединившаяся позднее Венесуэла), который в 1997г. трансформировался в Андскую систему интеграции МЕРКО-СУР (Мегсаао Сотип ае! Зиг), куда вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай.
МЕРКОСУР - Общий рынок стран Южного конуса - к кон. XX - нач. XXI вв. превратился в крупнейший интеграционный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45 % населения (более 200 млн человек), 50 % совокупного ВВП, 40 % прямых зарубежных инвестиций, более 60 % совокупного объема товарооборота и 33 % объема внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалась отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание зоны свободной торговли в субрегионе.
На южноамериканском континенте имеются и другие интеграционные группировки государств, в частности Центрально-американский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор); КАРИКОМ, или Карибское Сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна). Ныне это достаточно развитая интеграционная группировка.
Интеграционные процессы не обошли стороной и азиатский регион. В географическом плане специалисты отмечали формирование в этом регионе «азиатского четырехугольника»: Япония - Китай - НИС (новые индустриальные страны) - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).
В этом регионе растет дух азиатской солидарности, обеспечиваются высокие темпы экономического роста, там проживает почти половина мирового населения. Весьма допустимо, что XXI в. станет веком смещения политического и экономического центра мира из Европы и Америки в восточно-азиатский регион.
Сейчас сравнительно регулярно функционирующей интеграционной группировкой на континенте является АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, основанная в 1967 г. Ныне в эту субрегиональную организацию входят Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Син- гапур, Бруней, Вьетнам - всего 10 государств. Случай беспрецедентный: в интеграционную группировку вошли страны с различной социально-экономической ориентацией, поскольку Вьетнам сохраняет социалистический выбор развития.
Наиболее активные усилия в регионе предпринимаются для развития сотрудничества в рамках более обширной зоны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - организации, созданной в 1989 г. Теперь в нее входят свыше 20 промышленно развитых и развивающихся стран, в т.ч. США. Япония. Китай, Россия. Программа действий АТЭС, принятая в Осаке в ноябре 1995 г., предусматривает достижение долгосрочной цели обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования. Она дифференцирована по срокам -для промышленно развитых стран не позднее 2010г., а для развивающихся государств - к 2020 г. Процесс либерализации и содействия в рамках АТЭС, согласно документу, будет носить всеобъемлющий характер и соответствовать рекомендациям ВТО. Постепенно сократятся тарифы, снизятся нетарифные меры регулирования внешней торговли, получит развитие сотрудничество в области энергетики, транспорта. Сейчас АТЭС имеет лишь документально-формальное оформление; о сознательном, регулируемом взаимодействии, взаимопроникновении или позитивном взаимовлиянии государств говорить еще рано. Несмотря на то, что страны азиатского континента пока еще слабо вовлечены в интеграционный процесс по сравнению с государствами Европы, будущее принадлежит азиатским экономическим группировкам. Помехой этому может стать политика отдельных неазиатских государств и прежде всего США.
Наконец, несколько слов об интеграции на африканском континенте. Интеграционные процессы в Африке почти синхронизировались с европейскими и азиатскими, хотя страны африканского континента прошли через длительное колониальное прошлое и имели различный уровень экономического развития. По мотивации интеграция на африканском континенте оказалась не менее экзотичной, чем сама африканская флора и фауна. Здесь и языковая доминанта - англо- и франкоязыч-ность, и речной ландшафт (организация по освоению бассейна реки Гамбия, организация по освоению бассейна реки Сенегал, организация по эксплуатации и развитию бассейна реки Катеры и др.), и товарно-отраслевая специализация - Африканская лесопромышленная организация, Международный союз стран-производителей какао, Ассоциация по развитию рисоводства в Западной Африке и т.д. Правда, ныне, как считают специалисты, на африканском континенте интеграционные процессы начинают все более подчиняться экономическим мотивам. К таким интеграционным группировкам относится прежде всего Африканское'экономическое сообщество (АФЭС) - общий рынок на базе существующих региональных организаций. Соглашение о создании АФЭС вступило в силу в мае 1994 г. План реализации этого соглашения рассчитан на 34 года и разбит на шесть этапов. Из-за отсутствия желаемых интеграционных результатов нет необходимости рассматривать детали этой шестиэтапной программы. Ограничимся замечанием лишь о том, что сам процесс формирования Сообщества дает толчок к модернизации и унификации структур взаимодействия африканских стран, увеличению интенсивности и объема их сотрудничества, что и приведет к расширению национальных рынков.
В западно-африканском регионе в 1975г. создано Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС), в составе которого 16 стран. Сообщество ставит своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. В этой группировке интеграционные процессы разворачиваются на основе обновленного Договора о сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.). Договор предусматривает свободу перемещения товаров и рабочей силы, создание (по опыту ЕС) единого Парламента и совместного Трибунала, введение к 2006 г. единой коллективной валюты. Конечно, достижение намеченных в Договоре целей наталкивается на барьеры: различия стран в уровне экономического развития, неодинаковые подходы к использованию властных и рыночных рычагов для решения экономических, финансовых, торговых и иных задач, соперничество (не без влияния извне) между франке- и англоязычными странами субрегиона и их более тесная привязанность к бывшим метрополиям, амбициозность лидеров отдельных стран.
На африканском континенте созданы или формируются и другие интеграционные группировки государств, хотя степень и уровень взаимосвязей, взаимозависимости и взаимодополняемости экономик стран-участников крайне незначительны.
Наиболее интеграционно продвинутой группировкой части африканских государств считается Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), возникший на основе Договора о преобразовании зоны преференциальной торговли 16 стран-членов (1993г., г. Кампале-Уганда) в названную форму сотрудничества. Текстом Договора предусматривалось формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах. Даже невнимательный студент не может не заметить, что планы организации Общего рынка Восточной и Южной Африки составлены под явным влиянием теории и практики ЕС. В практический актив КОМЕСА следует вписать прирост объема внутритерриториаль-ной торговли, отмену почти всех нетарифных барьеров во взаимной торговле стран, частичное сокращение таможенных тарифов.
Политико-экономический региональный блок создан в 1992 г. на юге Африки - Сообщество развития Юга Африки (САДК). В настоящее время в эту группировку входят 12 стран. Программа интеграции содержит 446 совместных проектов. На консультативной конференции (февраль 1995 г.) решено создать специальные органы по вопросам финансирования и инвестициям, труда и занятости. В августе того же года принято решение об активизации усилий по созданию к 2000 г. на юге Африки Зоны свободной торговли. Донорская помощь должна прийти из ЕС, который обещал поделиться интеграционным опытом, и из США, кото- рые дали согласие на сотрудничество, помощь в агробизнесе, энергетике, финансах, развитии инфраструктуры. США настаивают на свертывании в странах САДК государственного сектора экономики и развитии частного предпринимательства.
В Сообществе предпринимаются меры по постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех стран инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.
В Центральной Африке создан и функционирует Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), в который входят 8 франкоязычных центрально-африканских стран. За 30 лет существования группировки внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз. введен единый внешний таможенный тариф, создан Валютный союз, финансовой основой которого является Банк государств Центральной Африки.
На севере Африки чрезвычайно долго затянулось формирование Магрибского экономического сообщества. Эта группировка (входят Алжир, Мавритания, Марокко, Тунис) создана в целях сотрудничества в области внешней торговли, валютных и кредитных отношений, согласования экономических программ. Штаб-квартира находится в Тунисе. Официальная цель группировки - создание таможенного союза, многосторонней системы расчетов и совместного инвестиционного банка, координация экономических программ.
В качестве дополнительной иллюстрации глобализации интеграционного процесса можно назвать Арабский общий рынок, в который вошли в 1962 г. Египет. Иордания, Кувейт, Марокко и Сирия. Однако из-за политических расхождений объявленная зона свободной торговли де-факто так и не состоялась.
Интеграционный процесс в Африке не может не сдерживаться и объективными и субъективными причинами. Конспективно они сводятся к следующему: различие в экономическом и социальном развитии государств, монокультура и слабая диверсификация национального производства, привязанность к экономическим и иным связям с бывшими метрополиями, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, политическая нестабильность в ряде стран, различия в расстановке внутренних и внешнеполитических приоритетов, амбиции государственных лидеров ряда стран и т.д.
Таким образом, в мировой экономике усиливается тенденция к утверждению экономического полицентризма. Специалисты прогнозируют в течение двух первых десятилетий XXI столетия завершение создания трех крупных торгово-экономических интеграционных группировок:
1) территориально и экономически расширенного Европейского союза, в который наряду с нынешними 25 членами будут входить, да уже входят, бывшие социалистические страны и даже союзные республики бывшего СССР;
^Магриб - арабское название Северной Африки. Ливия в 1970 г. покинула сообщество.
2) Американской зоны свободной торговли, включая трех участников сегодняшней НАФТА и страны Латинской Америки;
3) Азиатско-тихоокенской зоны свободной торговли и инвестиций на базе нынешней Организации Азиатско-тихоокеанского сотрудничества.
Резюме
1. Вторая половина XX в. характерна развитием процесса международной экономической интеграции. Под международной экономической интеграцией понимается объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, а в перспективе и слияния национальных экономик ряда стран в единое экономическое пространство при активной роли государств.
2. МЭИ характеризуется рядом присущих ей черт: региональность пространственных массивов, взаимопроникновение, взаимопереплетение, сращивание и взаимодополняемость национальных производственных процессов, формирование единой хозяйственной системы, координация внутренней и внешней экономической политики государств-интеграторов.
3. Международная экономическая интеграция проходит несколько этапов: зону свободной торговли, таможенный союз, общий или единый рынок, экономический союз и этап полной интеграции.
4. В Западной Европе наиболее зрелой, продвинутой интеграционной группировкой является Европейский союз (ЕС), в составе которого 25 стран. В актив ЕС следует вписать реализацию Маастрихтского договора: единое европейское гражданство, политический союз, находящий выражение в общей внешней политике, повышении роли европарла-мента, общей политике в области внутренних дел и правосудия, экономический и валютный союз, принятие единой Евроконституции.
В рамках ЕС созданы и функционируют надгосударственные институты: Европарламент, Совет Министров, Европейская комиссия, Европейский совет. Европейский суд, который обеспечивает соблюдение законности в трактовке и выполнении соглашений.
5. Интеграционный процесс развивается в Северной Америке, где создана Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА); в Латинской Америке сформировано несколько группировок государств; то же самое происходит в Африке и Азии.
Вопросы для повторения
1. Сущность и черты международной экономической интеграции.
2. Объективная основа МЭИ.
3. Этапы или формы международной экономической интеграции.
4. Охарактеризуйте Европейский союз как наиболее продвинутую интеграционную группировку государств.
5. Охарактеризуйте интеграционный процесс:
а) в Северной Америке; б) Латинской Америке; в) Африке; г) Юго-Восточной Азии.
6. Охарактеризуйте следующие интеграционные блоки государств:
а) НАФТА; б) ЕАСТ; в) АСЕАН; г) МАГРИБ; д) МЕРКОСУР; е) ЛАСТ (ЛАЙ);
ж) АТЭС.
- Введение
- Тема 1. Современное мировое хозяйство
- 1.2. Субъекты и ведущие тенденции в мировом хозяйстве
- 1.3. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Структура ввп отдельных промышленно развитых стран, %
- 1.4. Глобализация мирового хозяйства
- Тема 2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2.1. Природные ресурсы мирового хозяйства
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования
- 2.2. Минеральные ресурсы
- 2.3. Энергоресурсы
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- 2.4. Земельные ресурсы
- 2.5. Лесные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам
- 2.7. Трудовые ресурсы мирового хозяйства
- Тема 3. Типология стран мирового хозяйства
- 3.1 Различия показателей классификации государств
- Страны-гиганты с числом жителей свыше 100 млн человек (на начало 2005 г.)
- 3) Страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).
- 3.2. Неравномерность экономического развития стран
- Тема 4. Международное разделение труда (мрт)
- 4.1. Мрт: сущность и условия углубления
- 4.2. Основные формы мрт
- 4.3. Показатели участия страны в мрт
- 5.1. Сущность международных экономических отношений
- 5.2. Классификация мэо
- Субъектно-объектная классификация мэо на микро- и макроуровнях
- 5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях
- Тема 6. Мировой рынок и международная торговля
- 6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка
- 6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
- 6.3. Международно-правовое регулирование внешней торговли
- Экономические региональные комиссии при оон
- 6.4. Государственное регулирование внешней торговли
- 7.1. Особенности и виды международных услуг
- 7.2. Производственные услуги
- 7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 7.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров
- Тема 8. Транснационализация мобильных факторов производства
- 8.1. Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- 8.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- 8.3. Деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- 8.4. Свободные экономические зоны (сэз)
- 8.5. Совместное предпринимательство
- Тема 9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 9.1. Сущность и основные черты мэи
- 9.2. Этапы, или формы, интеграции
- Этапы (формы) международной экономической интеграции
- 9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.
- Тема 10. Международные валютно-расчетные отношения
- 10.1. Международная валютная система и курсы валют
- 10.2. Международный валютный рынок
- 10.3. Международный кредитный рынок
- 10.4. Международные расчеты и их формы
- 10.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Постатейная структура платежного баланса
- Тема 11. Россия в системе международных экономических отношений
- 11.1. Россия в мировом хозяйстве
- Прогноз соотношения ввп, промышленного производства и производительности труда в промышленности на 2015 г., %
- 11.2. Позиция России на мировом товарном рынке
- 11.3. Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- 11.4. Россия и международная экономическая интеграция