logo search
мировая экономика учебник Проничев

9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.

Европейский союз. Характеристику современного интеграционного процесса начнем с наиболее продвинутого этапа и более зрелой фор­мы интеграции. Классическим примером развития интеграции на этом этапе является Европейский союз. Мотивы и истоки возникновения за­падно-европейского объединения, этапы его развития оставим на хлеб историкам [23]. а потому перейдем к рассмотрению того, что из себя представляет Евросоюз сегодня, с чем он завершает XX столетие и вступает в неведанный XXI в. Если XX в. был веком локальных кон­фликтов и двух самых разрушительных в истории человечества миро­вых войн, то XXI в. наверняка окажется менее идеологизированным, но более прагматичным. Именно здравый прагматизм привел в один хо­зяйственный клуб французов и немцев, не раз скрещивавших шпаги за национальные интересы. Практичнее становится индивид, прагматич­нее становится и государство, его внешняя, в т.ч. и внешнеэкономиче­ская политика. Соображения политико-экономического прагматизма и нашли свое воплощение в евросоюзной интеграции.

В настоящее время в состав ЕС входят 25 стран с общей численно­стью населения более 400 млн человек. Свыше полутора десятков стран высказывают желание вступить в Европейский союз, а в мае 2004 г. вступили 10 новых государств, в т.ч. республики Балтии.

В рамках ЕС идет активный процесс (хотя и не без тормозов!) рати­фикации проекта Единой Европейской Конституции, предусматриваю- щей учреждения поста Президента и совместного Министерства ино­странных дел.

В актив современного этапа интеграции следует вписать и реали­зуемый Маастрихтский договор о Европейском союзе, принятый в де­кабре 1991 г. В соответствии с этим договором учреждены:

1) Единое европейское гражданство - все граждане государств ин­теграторов приобретают гражданство ЕС (на сей счет имеется пере­чень соответствующих прав);

2) Политический союз. находящий свое выражение в общей внеш­ней политике, повышении роли европарламента, общей политике в об­ласти внутренних дел и правосудия;

3) Экономический или Валютный союзы. При этом для присоединения к Валютному союзу выдвигается ряд обязательных требований к каждой стране-интегратору:

1) планируемый или фактический бюджетный дефицит не должен превышать 3 % ВВП в рыночных ценах;

2) государственный долг - не более 60 % ВВП в рыночных ценах;

3) годовая инфляция в размере не выше 1,5 % усредненного уровня инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;

4) средняя номинальная величина долгосрочной процентой ставки за год не выше 2 % усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;

5) участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет (установленные пределы колебаний составляют ±2,25 %).

Из-за существенных различий таких показателей по странам следу­ет сделать вывод о том, что вступление в Валютный союз будет осуще­ствляться не одновременно, а по мере созревания таких условий в той или иной стране. В настоящее время Великобритания и Дания не при­соединились к валютному союзу, а Швеция сентябрьским (2003 г.) ре­ферендумом отказалась вводить евро.

Как уже отмечалось, интеграция является общемировой, а не только европейской тенденцией. Интеграционные процессы охватили и другие регионы мирового хозяйства. Так, на американском континенте насчи­тывается несколько интеграционных группировок. Практическим приме­ром международной интеграции является Североамериканская ассо­циация свободной торговли (НАФТА), созданная Соглашением между США, Канадой и Мексикой, вступившим в силу 1 января 1994 г. НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для сво­бодного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Тем самым ассоциация свободной торговли может перерасти в более зре­лую форму интеграции стран с населением около 380 млн человек.

У НАФТА, как и у Европейского союза, есть реальная возможность увеличить число участников группировки за счет присоединения ряда южноамериканских стран, открыто высказывающих такое стремление.

В южноамериканском регионе также проходят довольно активные интеграционные процессы. В 1960г. был подписан «Договор Монтеви­део» о создании зоны свободной торговли, включающей страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ).

Однако поскольку в ЛАСТ вошли страны с разным уровнем соци­ально-экономического развития (Аргентина, Бразилия и Мексика - наи­более развитые, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай и Чили - средне-развитые и сравнительно менее развитые в экономическом отношении страны - Боливия, Парагвай и Эквадор), в их подходе к таможенно-тарифным и другим вопросам экономической политики обнаружились резкие противоречия. В результате обострения противоречий внутри альянса при формальном сохранении ЛАСТ образовались две торгово-экономические группировки: ЛАСТ и «Андский пакт» (Боливия. Колум­бия, Перу, Эквадор и присоединившаяся позднее Венесуэла), который в 1997г. трансформировался в Андскую систему интеграции МЕРКО-СУР (Мегсаао Сотип ае! Зиг), куда вошли Аргентина, Бразилия, Пара­гвай и Уругвай.

МЕРКОСУР - Общий рынок стран Южного конуса - к кон. XX - нач. XXI вв. превратился в крупнейший интеграционный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45 % населения (более 200 млн человек), 50 % совокупного ВВП, 40 % прямых зарубежных инвестиций, более 60 % совокупного объема товарооборота и 33 % объема внешней тор­говли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматрива­лась отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной тор­говле между четырьмя странами, т.е. создание зоны свободной торгов­ли в субрегионе.

На южноамериканском континенте имеются и другие интеграцион­ные группировки государств, в частности Центрально-американский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальва­дор); КАРИКОМ, или Карибское Сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна). Ныне это достаточно развитая интеграционная группировка.

Интеграционные процессы не обошли стороной и азиатский регион. В географическом плане специалисты отмечали формирование в этом регионе «азиатского четырехугольника»: Япония - Китай - НИС (новые индустриальные страны) - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).

В этом регионе растет дух азиатской солидарности, обеспечиваются высокие темпы экономического роста, там проживает почти половина мирового населения. Весьма допустимо, что XXI в. станет веком сме­щения политического и экономического центра мира из Европы и Аме­рики в восточно-азиатский регион.

Сейчас сравнительно регулярно функционирующей интеграционной группировкой на континенте является АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, основанная в 1967 г. Ныне в эту субрегиональную организацию входят Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Син- гапур, Бруней, Вьетнам - всего 10 государств. Случай беспрецедент­ный: в интеграционную группировку вошли страны с различной соци­ально-экономической ориентацией, поскольку Вьетнам сохраняет со­циалистический выбор развития.

Наиболее активные усилия в регионе предпринимаются для разви­тия сотрудничества в рамках более обширной зоны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - организации, созданной в 1989 г. Теперь в нее входят свыше 20 промышленно раз­витых и развивающихся стран, в т.ч. США. Япония. Китай, Россия. Про­грамма действий АТЭС, принятая в Осаке в ноябре 1995 г., предусмат­ривает достижение долгосрочной цели обеспечения свободной и от­крытой торговли и инвестирования. Она дифференцирована по срокам -для промышленно развитых стран не позднее 2010г., а для разви­вающихся государств - к 2020 г. Процесс либерализации и содействия в рамках АТЭС, согласно документу, будет носить всеобъемлющий харак­тер и соответствовать рекомендациям ВТО. Постепенно сократятся та­рифы, снизятся нетарифные меры регулирования внешней торговли, по­лучит развитие сотрудничество в области энергетики, транспорта. Сейчас АТЭС имеет лишь документально-формальное оформление; о сознатель­ном, регулируемом взаимодействии, взаимопроникновении или позитив­ном взаимовлиянии государств говорить еще рано. Несмотря на то, что страны азиатского континента пока еще слабо вовлечены в интеграцион­ный процесс по сравнению с государствами Европы, будущее принадле­жит азиатским экономическим группировкам. Помехой этому может стать политика отдельных неазиатских государств и прежде всего США.

Наконец, несколько слов об интеграции на африканском континенте. Интеграционные процессы в Африке почти синхронизировались с евро­пейскими и азиатскими, хотя страны африканского континента прошли через длительное колониальное прошлое и имели различный уровень экономического развития. По мотивации интеграция на африканском континенте оказалась не менее экзотичной, чем сама африканская флора и фауна. Здесь и языковая доминанта - англо- и франкоязыч-ность, и речной ландшафт (организация по освоению бассейна реки Гамбия, организация по освоению бассейна реки Сенегал, организация по эксплуатации и развитию бассейна реки Катеры и др.), и товарно-отраслевая специализация - Африканская лесопромышленная органи­зация, Международный союз стран-производителей какао, Ассоциация по развитию рисоводства в Западной Африке и т.д. Правда, ныне, как считают специалисты, на африканском континенте интеграционные процессы начинают все более подчиняться экономическим мотивам. К таким интеграционным группировкам относится прежде всего Африкан­ское'экономическое сообщество (АФЭС) - общий рынок на базе суще­ствующих региональных организаций. Соглашение о создании АФЭС вступило в силу в мае 1994 г. План реализации этого соглашения рас­считан на 34 года и разбит на шесть этапов. Из-за отсутствия желаемых интеграционных результатов нет необходимости рассматривать детали этой шестиэтапной программы. Ограничимся замечанием лишь о том, что сам процесс формирования Сообщества дает толчок к модерниза­ции и унификации структур взаимодействия африканских стран, увели­чению интенсивности и объема их сотрудничества, что и приведет к расширению национальных рынков.

В западно-африканском регионе в 1975г. создано Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС), в составе ко­торого 16 стран. Сообщество ставит своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. В этой группировке интеграционные процессы разворачиваются на основе обновленного Договора о сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.). Договор предусматривает свободу пе­ремещения товаров и рабочей силы, создание (по опыту ЕС) единого Парламента и совместного Трибунала, введение к 2006 г. единой кол­лективной валюты. Конечно, достижение намеченных в Договоре целей наталкивается на барьеры: различия стран в уровне экономического развития, неодинаковые подходы к использованию властных и рыноч­ных рычагов для решения экономических, финансовых, торговых и иных задач, соперничество (не без влияния извне) между франке- и англоязычными странами субрегиона и их более тесная привязанность к бывшим метрополиям, амбициозность лидеров отдельных стран.

На африканском континенте созданы или формируются и другие ин­теграционные группировки государств, хотя степень и уровень взаимо­связей, взаимозависимости и взаимодополняемости экономик стран-участников крайне незначительны.

Наиболее интеграционно продвинутой группировкой части африкан­ских государств считается Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), возникший на основе Договора о преобразовании зоны преференциальной торговли 16 стран-членов (1993г., г. Кампале-Уганда) в названную форму сотрудничества. Текстом Договора преду­сматривалось формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и админист­ративной сферах. Даже невнимательный студент не может не заметить, что планы организации Общего рынка Восточной и Южной Африки со­ставлены под явным влиянием теории и практики ЕС. В практический актив КОМЕСА следует вписать прирост объема внутритерриториаль-ной торговли, отмену почти всех нетарифных барьеров во взаимной торговле стран, частичное сокращение таможенных тарифов.

Политико-экономический региональный блок создан в 1992 г. на юге Африки - Сообщество развития Юга Африки (САДК). В настоящее вре­мя в эту группировку входят 12 стран. Программа интеграции содержит 446 совместных проектов. На консультативной конференции (февраль 1995 г.) решено создать специальные органы по вопросам финансиро­вания и инвестициям, труда и занятости. В августе того же года принято решение об активизации усилий по созданию к 2000 г. на юге Африки Зоны свободной торговли. Донорская помощь должна прийти из ЕС, который обещал поделиться интеграционным опытом, и из США, кото- рые дали согласие на сотрудничество, помощь в агробизнесе, энерге­тике, финансах, развитии инфраструктуры. США настаивают на свер­тывании в странах САДК государственного сектора экономики и разви­тии частного предпринимательства.

В Сообществе предпринимаются меры по постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех стран инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.

В Центральной Африке создан и функционирует Таможенный и эко­номический союз ЦА (ЮДЕАК), в который входят 8 франкоязычных цен­трально-африканских стран. За 30 лет существования группировки внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз. введен единый внеш­ний таможенный тариф, создан Валютный союз, финансовой основой которого является Банк государств Центральной Африки.

На севере Африки чрезвычайно долго затянулось формирование Магрибского экономического сообщества. Эта группировка (входят Ал­жир, Мавритания, Марокко, Тунис) создана в целях сотрудничества в области внешней торговли, валютных и кредитных отношений, согласо­вания экономических программ. Штаб-квартира находится в Тунисе. Официальная цель группировки - создание таможенного союза, много­сторонней системы расчетов и совместного инвестиционного банка, координация экономических программ.

В качестве дополнительной иллюстрации глобализации интеграци­онного процесса можно назвать Арабский общий рынок, в который во­шли в 1962 г. Египет. Иордания, Кувейт, Марокко и Сирия. Однако из-за политических расхождений объявленная зона свободной торговли де-факто так и не состоялась.

Интеграционный процесс в Африке не может не сдерживаться и объективными и субъективными причинами. Конспективно они сводятся к следующему: различие в экономическом и социальном развитии госу­дарств, монокультура и слабая диверсификация национального произ­водства, привязанность к экономическим и иным связям с бывшими метрополиями, неразвитость производственной и социальной инфра­структуры, политическая нестабильность в ряде стран, различия в рас­становке внутренних и внешнеполитических приоритетов, амбиции го­сударственных лидеров ряда стран и т.д.

Таким образом, в мировой экономике усиливается тенденция к ут­верждению экономического полицентризма. Специалисты прогнозируют в течение двух первых десятилетий XXI столетия завершение создания трех крупных торгово-экономических интеграционных группировок:

1) территориально и экономически расширенного Европейского сою­за, в который наряду с нынешними 25 членами будут входить, да уже входят, бывшие социалистические страны и даже союзные республики бывшего СССР;

^Магриб - арабское название Северной Африки. Ливия в 1970 г. покинула сообщество.

2) Американской зоны свободной торговли, включая трех участников сегодняшней НАФТА и страны Латинской Америки;

3) Азиатско-тихоокенской зоны свободной торговли и инвестиций на базе нынешней Организации Азиатско-тихоокеанского сотрудничества.

Резюме

1. Вторая половина XX в. характерна развитием процесса междуна­родной экономической интеграции. Под международной экономической интеграцией понимается объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, а в перспективе и слияния национальных экономик ряда стран в единое экономическое пространство при активной роли государств.

2. МЭИ характеризуется рядом присущих ей черт: региональность пространственных массивов, взаимопроникновение, взаимопереплете­ние, сращивание и взаимодополняемость национальных производст­венных процессов, формирование единой хозяйственной системы, ко­ординация внутренней и внешней экономической политики государств-интеграторов.

3. Международная экономическая интеграция проходит несколько этапов: зону свободной торговли, таможенный союз, общий или единый рынок, экономический союз и этап полной интеграции.

4. В Западной Европе наиболее зрелой, продвинутой интеграционной группировкой является Европейский союз (ЕС), в составе которого 25 стран. В актив ЕС следует вписать реализацию Маастрихтского догово­ра: единое европейское гражданство, политический союз, находящий выражение в общей внешней политике, повышении роли европарла-мента, общей политике в области внутренних дел и правосудия, эконо­мический и валютный союз, принятие единой Евроконституции.

В рамках ЕС созданы и функционируют надгосударственные инсти­туты: Европарламент, Совет Министров, Европейская комиссия, Евро­пейский совет. Европейский суд, который обеспечивает соблюдение законности в трактовке и выполнении соглашений.

5. Интеграционный процесс развивается в Северной Америке, где создана Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА); в Ла­тинской Америке сформировано несколько группировок государств; то же самое происходит в Африке и Азии.

Вопросы для повторения

1. Сущность и черты международной экономической интеграции.

2. Объективная основа МЭИ.

3. Этапы или формы международной экономической интеграции.

4. Охарактеризуйте Европейский союз как наиболее продвинутую интегра­ционную группировку государств.

5. Охарактеризуйте интеграционный процесс:

а) в Северной Америке; б) Латинской Америке; в) Африке; г) Юго-Восточной Азии.

6. Охарактеризуйте следующие интеграционные блоки государств:

а) НАФТА; б) ЕАСТ; в) АСЕАН; г) МАГРИБ; д) МЕРКОСУР; е) ЛАСТ (ЛАЙ);

ж) АТЭС.