77. Правовой статус специализированных трибуналов.
Специализированные трибуналы — это новое звено судебной власти Европейского Союза, создание которого впервые предусмотрено Ниццким договором 2001 г. (ст. 225АДЕС).
Цель создания специализированных трибуналов состоит в том, чтобы разгрузить Суд ЕС и Трибунал первой инстанции, которые в последние годы оказались буквально «завалены» делами. Так, в 2004 г. Суд завершил рассмотрение в общей сложности 665 дел (в 2003 г. — 494 дела), при этом остаток на следующий год составил 840 дел. Средний срок рассмотрения дел в Суде и Трибунале достигает двух лет с момента подачи искового заявления или направления преюдициального запроса, а иногда и превышает эту цифру.
Из нескольких вариантов решения проблемы (разделить Суд ЕС на Верховный и Конституционный суды, создать несколько трибуналов первой инстанции с территориальной подсудностью, по одному на каждое государство-член или на несколько государств и др.) был избран самый гибкий — образовать третье звено судебной системы, с остоящее из судов специальной юрисдикции, количество которых не ограничивается.
Эти будущие суды получили общее название «судебные палаты». Однако ввиду неудобства избранного термина, приводящего к путанице со структурными подразделениями Суда и Трибунала первой инстанции (палатами в составе трех или пяти судей и большими палатами), в настоящее время наиболее часто применяется обозначение «специализированные трибуналы». Оно же использовано и Лиссабонском договоре 2007 г.
Правом учреждать специализированные трибуналы наделен Сонет Европейского Союза, принимающий соответствующее решение по предложению Европейской комиссии или по запросу Суда ЕС.
решении Совета о создании конкретного специализированного трибунала должны быть указаны, в частности, его состав и круг дел, отнесенных к его юрисдикции.
Согласно ст. 225АДЕС Совет также уполномочен производить назначение членов (судей) всех специализированных трибуналов. При этом, аналогично членам Суда и Трибунала первой инстанции, кандидаты на эти посты должны подбираться из числа лиц, которые обладают полной независимостью и соответствуют в своих родных странах требованиям для занятия судебных должностей.
Местом нахождения специализированных трибуналов Европейского Союза является г. Люксембург, а их деятельность осуществляется на основании специального приложения к Статуту 2001 г. и собственных процессуальных регламентов.
Решения специализированных трибуналов как низшего звена судебной системы Европейского Союза могут быть пересмотрены Трибуналом первой инстанции1. При этом ДЕС (абз. 3 ст. 225А) допускает возможность установления разных порядков обжалования: либо кассационного (обжалование только по «вопросам права»), либо апелляционного (обжалование как по вопросам права, так и по «вопросам факта») Решение Трибунала первой инстанции по жалобе на решение специализированного трибунала дальнейшему пересмотру, в принципе, не подлежит. Однако в порядке исключения допускается своеобразный «надзор» со стороны Суда ЕС. По предложению своего Первого генерального адвоката Суд может отправить дело на новое рассмотрение в Трибунал первой инстанции, если решение последнего «наносит ущерб единству или внутренней согласованности права Сообщества» (ст. 62 и ст. 62 1ег Статута 2001 г.). Суд в таком случае вправе также вынести собственное решение по спору, если не требуется собирать новых доказательств.
Первым и к началу 2007 г. единственным из числа специализированных трибуналов ЕС стал Трибунал по делам публичной службы Европейского Союза (ТПС), учрежденный решением Совета от 2 ноября 2004 г. В юрисдикции данного органа находится рассмотрение так называемых служебных споров — споров между Европейским Союзом и его служащими или другими сотрудниками (ст. 236 ДЕС). Дела, рассматриваемые ТПС, обозначаются буквой «К» латинского алфавита (от франц. КопсПоп— служба). Для пересмотра решений ТПС установлен кассационный порядок (обжалование по вопросам права в Трибунале первой инстанции).
В отличие от Суда ЕС и Трибунала первой инстанции в ТПС не соблюдается принцип паритета государств-членов при назначении судей. Количество членов (судей) ТПС составляет семь человек, т.е. значительно меньше числа государств-членов. В то же время Статут 2001 г. предусматривает, что при комплектовании ТПС необходимо заботиться о «равномерном представительстве» на максимально широкой географической основе и с точки зрения присутствия разных правовых систем (ст. 2 приложения I к Статуту 2001 г.).
Перед назначением судей ТПС Совет Европейского Союза запрашивает мнение специального комитета (своеобразной квалификационной коллегии) в составе бывших членов Суда ЕС, Трибунала первой инстанции, а также юристов, обладающих признанной компетентностью (всего семь человек). Заинтересованные граждане Европейского Союза, обладающие необходимой квалификацией, могут производить самовыдвижение в состав ТПС.
Срок полномочий судей ТПС, как и членов вышестоящих судов Европейского Союза, составляет шесть лет с правом повторного назначения.
С точки зрения своего внутреннего устройства и процедуры ТПС сходен с вышестоящими звеньями судебной системы Европейского Союза, осооенно с Трибуналом первой инстанции. ТПС имеет собственного Председателя, избираемого судьями ТПС сроком на три года. Рассыо гренке дел осуществляется, по общему правилу, палатами из трех судей. Судьи ТПС также вправе рассматривать дела на пленуме, в палате из пяти судей или единолично.
Кроме Трибунала по делам публичной службы, в настоящее время внесен закс. .опроект о создании специального Патентного трибунала, который будет уполномочен рассматривать споры, связанные с выдачей единых патентов ЕС.
- Понятие «право Европейского Союза», его сущность.
- 2. Правовая система ес: понятие и структура.
- 3. Феномен ес как государственно подобного образования
- 4. Право ес: особенности предмета, методология и система курса.
- 5. Система права ес: основные подходы к определению внутренней структуры права ес.
- 6. Правовая природа ес.
- 7. Цели создания и цели деятельности ес, способ их закрепления в учредительных документах.
- 8. Состав ес. Требования к странам – кандидатам, процедура принятия новых государств – членов и добровольный выход из состава ес в соответствии с лд 2007 г.
- 9.Территория ес. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» и исключения из общего правового режима территории ес.
- 10. Предпосылки создания ес.
- 11. Развитие европейской идеи во 2 половине 20 века.
- 12.Интеграционный процесс в пределах Европейских сообществ в 1970-1980 годы.
- 13. Понятие и содержание «коммунитарного метода», его отличия от метода межправительственного сотрудничества.
- 14. Создание Европейского Сообщества по атомной энергии.
- 15. Создание Европейского Экономического Сообщества.
- 16. Европейское объединение угля и стали. Причины создания. Особенности функционирования.
- 17.Современное состояние функционирования Европейских Сообществ в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 18. Процесс создания единого институционно – организационного механизма ес с 1951 по 2009г.
- 19. Единый Европейский Акт 1986г.
- 20. Договор о создании ес ( Маастрихтский договор 1992г.)
- 21. Правовые основы и этапы формирования экономического и валютного союза.
- 22. Роль Амстердамского договора 1997 г. В эволюции ес
- 23. Ниццкий договор 2001 г.: цель, структура и содержание.
- 24. Хартия ес об основных правах 2000 г.: причины принятия, структура и содержание.
- 25. Эволюция структуры ес. Гарантии организационного единства Союза.
- 26. Основные положения договора о Конституции для Европы 2004 г. Причины неудачного конституционного проекта.
- 27. Реформирование ес в контексте Лиссабонского договора 2007 г.
- 28. Принципы и ценности ес: понятия и классификация, которая отображена в лд 2007 г.
- 29. Принцип верховенства права ес
- 30. Принцип пропорциональности в праве ес.
- 31. Принцип прямого действия права
- 32. Принцип субсидиарности в праве ес
- 33. Общая характеристика и классификация источников права ес.
- 35. Источники вторичного права
- 36. Система правовых актов ес и их разделение на законодательные и незаконодательные в соотвествии с лд 2007 г.
- 37. Источники прецедентного права. Роль суда ес в развитии права ес.
- 39. Субъекты нормотворческого процесса. Порядок принятия решений органами ес
- 40. Юридические свойства нормативных актов ес. Структура, особенности юридической техники, порядок опубликования и вступления в силу.
- 41. Порядок пересмотра учредительных документов.
- 42. Международная правосубъектность ес
- 43. Компетенция ес: структура и содержание
- 45. Категории компетенции ес в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 46. Дополнительная компитенция ес: механизм продвинутого сотрудничества и подразумевающие полномочия ес.
- 47. Реформа внешнеполитической компетенции ес и правовых механизмов сзпб в Лисобонском договоре.
- 48. Общая политика безопасности и обороны.
- 49. Полномочия и акты ес в уголовно-правовой сфере.
- 51. Взаимоотношения ес с Советом Европпы, обсе и другими европейскими институциями.
- 52. Бютжетная процедура в ес.
- 53. Институты и органы ес: общая характеристика.
- 54. Совет Европейского союза: состав,порядок формирования и внутреняя организация.
- 55. Порядок работы и способы принятия решений в Совете Европейского Союза в соответствии с Лисобонским договором.
- 56. Полномочия Совета ес: обьем и содержание.
- 57. Европейский парламент: состав, порядок формирования и структура.
- 58. Порядок роботы Европарламента и способы принятия решения.
- 59. Полномочия Европарламента.
- 60. Правотворческие процедуры Европейского Союза.
- 61. Состав, порядок формирования и структура Европейской комиссии.
- 62. Класификация функций Европейской комиссии согласно с Лисобонским договором 2007 р.
- 63. Реформа правового статуса Европейского совета Лисобонским договором 2007р.
- 64. Счетная палата: состав, структура, функции, порядок работы.
- 67. Комитет регионов: состав, структура, функции, порядок работы.
- 68.Европейский инвестиционный банк (еиб): основные направления деятельности, руководящие органи и служебные лица.
- 69. Европейская система центральных банков и Европейский цетральный банк.
- 70. Европол и Евроюст: место в организационном механизме Европейского Союза.
- 71. Суд ес: состав, порядок формирования и организация работы.
- Раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов»; раздел II «Организация»; раздел III «Процедура»;
- Раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»; раздел IV Ыз «Судебные палаты»; раздел V «Заключительные положения».
- 72. Реформа судебной системы ес в контексте Лисобонского договора 2007р.
- 73. Юрисдикция Суда ес. Дела прямой юрисдикции. Преюдинциальные.
- 74. Правовой статус Трибунала первой инстанции.
- 76. Порядок судопроизводства в Трибунале.
- 77. Правовой статус специализированных трибуналов.
- 78. Принципы правового статуса личности в Европейском Союзе.
- 80. Хартия Европейского союза про основные права 2000р, особенности и общая характеристика.
- 81. Понятие и назначение гарантий прав и свобод, их юридическое закреплениев актах Европейского Союза. Класификация гарантий.
- 82. Гражданство Европейского Союза: основание приобритения и лишения, содержание прав, которые предостовляются.
- 83. Шенгенское право: причины возникновения, основные этапы развития и источники.
- 84.Политико-правовые формы сотрудничества между Укр. И ес. Система договоров между Укр. И ес.
- 85. Економічні та організаційно-правові передумови інтеграції України до ес.
- 2.2. Економічні та соціальні реформи і розвиток Функціонуюча ринкова економіка
- 86. Угода про партнерство та співробітництво (упс) між Україною та ес: загальна характеристика і основний зміст. Угоди, що їх укладенно на основі упс.
- 87. «Європейська політика сусідства». План дій Україна – єс: структура та основний зміст.
- 88. Адаптація законодавства України до законодавства єс.
- 89. Сучасна стратегія України стосовно ес. Перспектива подальшого розвитку правового регулювання взаємин (спрощення візового режиму, створення зони вільної торгівлі).
- 90. Механизм ответственности стран-членов за нарушение общих принципов конституционного строя ес.