6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
Значительная трансформация политической и экономической структуры, пережитая нашим обществом в 1990-е гг., привела к серьезным изменениям в социальной и моральной сферах. Старая система общественных слоев и групп рассыпалась, новая только начала складываться и не приобрела пока необходимой устойчивости. Так, не сформировался широкий средний класс, который численно доминирует в развитых странах Запада и Востока и придает стабильность их обществам.
В России мы можем наблюдать небольшой по численности высший класс, составляющий не более 2—3% населения, затем срединные социальные слои (прообраз среднего класса), не превышающие 20—25% населения, и половину россиян, чье благосостояние лишь незначительно превышает официально признаваемый уровень бедности. А еще около четверти наших соотечественников живет за этой чертой, т. е. в откровенной нищете! |
Разумеется, такая социальная и имущественная структура не соответствует представлениям большинства россиян о справедливом и гуманном обществе. Предельно далека она и от примеров общественного устройства, которые нам дают развитые страны Европы, Америки, Азии. А ведь именно этими примерами вдохновлялись россияне, совершавшие демократическую революцию 1989—1991 гг. Массовая бедность — а нас сейчас по праву называют «самой бедной частью белой расы» — это шаг назад даже по сравнению со структурой советского общества. Тогда уровень социального и имущественного равенства, пусть и насильственно поддерживаемый, и уровень общественного согласия по поводу справедливости такого порядка был существенно выше, чем сейчас.
Коэффициент Джинни, т. е. показатель имущественного расслоения между 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян, достигает 14-кратного разрыва и не показывает тенденции к сокращению. Столь сильное расслоение наблюдается только в самых отсталых странах Африки и Азии. Нет прецедентов массовой бедности ни в информационных, ни в позднеиндустриальных странах, на которые мы ориентируемся.
Такой разрыв между богатыми и бедными постоянно порождает социальные конфликты, политическое напряжение, отнимает моральные силы у общества, стимулирует недоверие граждан к государству, не способному обеспечить социальную справедливость. Поиск причин несправедливости и путей ее устранения толкает одних к тоске по ушедшей советской, социалистической государственности, попыткам ее искусственно возродить. Это тупиковый путь развития. Других — к поискам виноватых то среди крупных собственников, то среди людей чужой национальности, к попыткам расправы над ними. Третьих побуждает замкнуться в себе, озлобиться, оставить всякие надежды на лучшую жизнь. Все это крайне непродуктивные, обреченные на поражение формы недовольства, порожденного массовым разочарованием в демократических и рыночных идеалах, не сумевших обеспечить нам лучшую жизнь. Правила восхождения по социальной лестнице, т. е. карьеры, успеха, общественного признания, либо непонятны многим из россиян, либо кажутся им труднореализуемыми, а то и аморальными. Социологи выявили разрыв в понимании того, насколько правильно устроено наше общество, между представителями его верхней, зажиточной, и нижней, бедной, частей. Те, кто нашел свое место в изменившемся обществе, уверены, что это является заслуженной наградой за их знания, ум, талант, личную активность. Те же, кто остался в социальных низах, полагают, что все дело в отсутствии у них необходимых связей и финансовых возможностей, а образование, талант, другие личные достоинства в нашем обществе продвигаться вперед и вверх практически не помогают. Такому убеждению способствует ситуация, когда к бедным относится большинство работников бюджетного сектора, лиц с высшим образованием, обладающих высокой квалификацией и опытом работы. Есть основания полагать, что со временем социальная структура России будет выправляться, приобретать вид, более соответствующий стандартам информационного общества. Общий экономический подъем приводит к улучшению социально-экономического положения абсолютного большинства россиян. Государство через бюджетные механизмы усиливает финансовую поддержку тех, чье благосостояние зависит от власти непосредственно, — пенсионеров, служащих бюджетной сферы, госслужащих, военных, льготников. Кроме значительной группы бедных, не ощущающих возможности улучшения своего положения без поддержки со стороны государства, существует немало тех, кто рассчитывает только на себя и способен в благоприятных социально-экономических условиях к самостоятельному решению своих жизненных проблем. Именно они и могут составить основу отечественного массового среднего класса. Речь идет не о новых социальных гарантиях и льготах для них, а о таком общественном порядке, который позволил бы большинству граждан самим обеспечить себе достойную жизнь. Важную роль в этих процессах играет развитие образования как инвестиции в человеческий капитал. Неуклонно растут образовательный уровень и информационная культура молодого поколения, которые прямо влияют на качество жизни и социальную самоидентификацию с группами нарождающегося среднего класса. Без этого и социальный мир, и демократия в России надолго останутся несбыточной мечтой. Лишенное общей идейной базы, согласия по поводу принципов жизни и «правил игры», российское общество развивается гораздо медленнее, чем могло бы, непроизводительно тратит массу ресурсов, не использует имеющиеся в нашем распоряжении широчайшие возможности для экономического и социального строительства.
Мы отстаем в глобальной гонке, мировом соревновании стран прежде всего потому, что совокупность граждан России пока не образует единой нации. Как система — всегда нечто большее, чем просто совокупность ее частей, так и нация — это что-то большее, чем количественная общность жителей страны. История знает множество примеров влияния количественных факторов на качественные изменения социальных систем, но эти процессы всегда шли медленно, иногда — столетия. Современная постиндустриальная эпоха отличается мощным ускорением всех жизненных процессов. В связи с этим появляется надежда на то, что при благоприятных условиях существенные количественные изменения в социуме — демографический прогресс, сокращение безработицы, пополнение квалификационных ресурсов общества, суммы новых технологий и другие — приведут к становлению гражданского общества в России, объединенного яркой и понятной национальной идеей. |
Нацию характеризуют глубокие внутренние связи, ментальное и культурное единство ее представителей, их способность работать как сплоченная команда, вместе решать те задачи, которые не по плечу каждому в отдельности. Только сверхусилия всех членов общества позволили СССР, потерявшему половину населения, индустрии, сельскохозяйственного производства, выстоять в схватке с гитлеровской Германией. Только слаженная работа граждан разоренных Японии и Германии обеспечила этим странам возможность восстановиться после сокрушительного поражения в 1945 г., а затем занять лидирующие позиции в мире по экономическому, научному, технологическому развитию. Главное, чего не хватает сейчас россиянам, — это доверие. Доверие друг к другу, к государству, к бизнесу. Дистанция нашего доверия, как правило, ограничивается членами нашей семьи. В меньшей степени — друзьями. Очень редко — коллегами по работе. Везде мы видим гигантскую разницу между прочной моралью, которой руководствуемся в своем кругу, и аморальной, не заслуживающей одобрения жизнью страны и общества. Сохранились довольно высокие стандарты нравственности «для своих» — на уровне семьи, друзей, соседей. Совершенно иная ситуация — за пределами этих маленьких общностей, где мы усматриваем в действиях других только коррумпированность, лживость, корыстный интерес, аморализм. Двойные стандарты — это типично для современного мира. Между тем доверие — это не просто моральная ценность. Это мощная экономическая сила, на влиянии которой во многом была построена успешная российская экономика периода промышленного подъема конца XIX — начала XX в.
Американский мыслитель Фрэнсис Фукуяма установил, что в долгосрочном измерении быстрее и успешнее развиваются не те нации, которые исповедуют более либеральные идеи, или имеют более прогрессивные общественные институты, или владеют большими природными ресурсами. Ресурс, который дает самую значимую «прибавку» ко всем прочим, — это высокий уровень межличностного доверия в обществе. |
Он позволяет существовать банковской системе, основанной на понятии кредита (а что такое кредит, как не следствие доверия банка своему заемщику?), а банковская система многократно увеличивает объем финансовых ресурсов, которым располагает экономика. Чем больше средств и чем меньше вероятность обмана со стороны деловых партнеров, тем больше тяга предпринимателей открывать новое дело и развивать уже существующее, тем выше темпы экономического роста. Чем лучше обстоят дела в экономике, тем больше собирается налогов, тем лучше государство может организовать бюджетную, правоохранительную, социальную сферу, тем большую безопасность оно обеспечивает всем гражданам страны. А это, в свою очередь, еще больше повышает уровень общественного доверия. В России пока все складывается совершенно иначе. Люди не доверяют свои деньги банкам, не покупают ценных бумаг — и не потому, что у них мало денег, но прежде всего потому, что их не раз обманывали и никто не понес за это реальной ответственности. Они боятся потерять даже то немногое, что у них есть. Банки не доверяют компаниям больших средств надолго — потому, что самих средств у них не так много, как хотелось бы, и потому, что сомневаются в честности заемщиков и их способности со временем отдать взятое в долг. Бизнесмены стараются держаться определенного, довольно узкого круга партнеров и клиентов, чтобы не потерять свои деньги, став жертвой обмана и излишнего доверия. И почти уж никто не верит суду, прокуратуре, милиции, призванным защищать и охранять нас от криминала и мошенничества, незаконных действий власти. Не верит — а значит, не готов защищать такое государство, в тяжелую минуту скорее отойдет в сторону, чем подставит ему, государству, плечо. А если дела страны пойдут совсем плохо, то эмигрирует, если найдет для того силы и возможность. Такая участь уже постигла немало стран. Так, Армению за последние 15 лет покинуло больше половины населения, постоянно или временно живет за рубежом до трети грузин и молдаван. Почти каждая бывшая европейская колония, а ныне независимое африканское, латиноамериканское или азиатское государство ежегодно экспортирует в бывшую метрополию огромное количество своих граждан. Причем уезжают, как правило, самые образованные, квалифицированные, востребованные, трудоспособные. И поток этот ограничивается только готовностью страны, куда они направляются, их принять. Такое будущее может ожидать и Россию. В этом и состоит социальный и моральный вызов, перед которым стоит наша страна. Как превратить совокупность жителей России в российскую нацию? Как раскрепостить жизненную энергию и творческую силу людей? Как дать им уверенность в себе, вдохнуть в них доверие друг к другу и к обществу, в котором они живут? Как сделать жизнь в своей стране более достойной и комфортной? Как оправдать все жертвы и потери, которые мы понесли из-за перехода от административной экономики — к рыночной, от общества принудительного равенства — к свободному обществу, от авторитарного государства — к демократическому? Все это станет возможным, только если новая социальная система обеспечит возможность достойно жить не ничтожному меньшинству, а абсолютному большинству граждан. Только в этом случае станет возможным формирование общей структуры ценностей, национальной идеологии россиян, освящающей и поддерживающей новый общественный порядок. Место такой идеологии сегодня пустует, его занимает внутренне противоречивая и малопродуктивная смесь старорусских, советских и либерально-демократических идей и стереотипов. Идеологически наша страна разоружена и деморализована, не готова к решительным испытаниям.
Чтобы обрести новую моральную базу, российское общество должно усвоить и творчески объединить лучшие, наиболее продуктивные и гуманистические ценности разных эпох. Сюда относятся: патриотизм, издавна присущий русской культуре; здоровый коллективизм, подвижничество, готовность к подвигам и героизму ради общего дела, нашедшие наиболее яркое выражение в советской культуре; дух свободы и соревновательности, созданный рыночными реформами и ставший основанием новой, демократической российской традиции. |
Краткие выводы к главе
Будущее России в XXI в. определяется множеством разнообразных факторов. Это общая ситуация в мире и положение в нем нашей страны, ее отношения с соседями и другими крупнейшими мировыми державами. Тенденции развития мирового рынка, способность России найти перспективное, устраивающее нас место в международном разделении труда. Соотношение военных сил, наша способность дать отпор любой внешней агрессии или исходящим изнутри попыткам дезинтеграции, расчленения страны. Демографическая ситуация, устойчивость нашего общества к растущим внешним иммиграционным потокам, размыванию традиционного языкового и этнического состава российской нации. Эффективность государственных институтов, их способность реализовать право народа на достойную жизнь и участие в управлении страной. Спектр факторов и ситуаций, от которых зависит успех или поражение страны на мировой арене, постоянно расширяется. Какая судьба в этой связи уготована России, зависит от всех нас, от нашей способности разглядеть новые исторические вызовы и достойно ответить на них.
Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе
Вызов — проблемная ситуация, от способности разрешить которую зависит выживание или гибель конкретного общества или цивилизации в целом. Высокие технологии — совокупность информации, знаний, опыта, материалов при разработке, создании и производстве новой продукции и процессов на высшем мировом уровне. Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения в конкретных общественных, исторических и географических условиях. Депопуляция — абсолютная убыль, сокращение численности населения страны. Доверие — моральная категория, выражающая готовность людей действовать в соответствии с общепризнанными нормами, залог стабильности экономических отношений и социальной структуры общества в условиях информационной стадии ее развития. Инновации — технические, технологические, организационные нововведения, основанные на использовании научных достижений. Качество жизни — совокупность показателей, характеризующих условия жизни, образования, здравоохранения, экологическую ситуацию и другие факторы, влияющие на удовлетворенность людей своей жизнью. Конкурентоспособность страны — способность страны выдерживать конкуренцию в международных экономических отношениях. Ксенофобия — навязчивый страх, неприязненное отношение к иностранцам и чужакам. Миграция населения — перемещение людей в пространстве, связанное с переменой места жительства. Общественный прогресс — развитие человеческих обществ от низших — к высшим формам организации, от более простых — к более сложным, от примитивных — к более совершенным.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы