6. Россия — суверенная демократия
Основной Закон страны определил Россию в качестве демократического государства. Это означает, что демократия как политический режим, в котором действует наша политическая система, — осознанный выбор российского народа. Однако реализовать этот выбор удалось далеко не сразу. И по вполне объективным причинам. Созданная Конституцией новая политическая система в 90-е гг. прошлого века действовала в условиях мощных социально-экономических перегрузок. Ведь именно в этот период осуществлялась радикальная реформа прежней, централизованной социалистической экономики и создавались основные условия для перехода к экономике рыночной. Формально все институты политической системы во второй половине 90-х гг. продолжали действовать как органы народоправия. Реально же режим, в котором работала система, должен быть определен как олигархия (от греч. oligos — малочисленный и arche — начало, власть) — правление немногих. Интерес группы сверхбогатых, которых стали называть олигархами, состоял в одном: используя огромные доходы от собственности, полученной от государства на развитие российской экономики, влиять на все уровни власти (от муниципальной до федеральной), с тем чтобы получить еще больше собственности, а в конечном счете и полностью подконтрольную себе власть. Один из российских олигархов даже открыто заявил, что демократия — это и есть такой строй, при котором страной управляют богатые. Утверждение олигархического режима быстро повело Россию к всестороннему кризису. Экономика не развивалась, бюджет не пополнялся налогами от продажи нефти (олигархи любыми путями уклонялись от налогов), и государству пришлось брать займы под огромные (из-за высокой инфляции) проценты. В итоге — финансовый дефолт в августе 1998 г., т. е. неуплата очередного долга государством и отказ от выплаты долгов российскими банками. Рубль обесценился в отношении доллара США в 4 раза. Это значит, что накопления россиян в рублях вновь были потеряны. Ведь при открытости российской экономики и преобладании импорта все основные продукты питания и товары продавались по среднемировым ценам в долларовом эквиваленте. Олигархический режим, основанный на коррупции власти, разлагал Россию как федерацию. Страна распадалась на относительно благополучные регионы (не более десятка) и регионы, в которых нарастала нищета и чувство безнадежности у большинства населения. Губернаторы, избиравшиеся всенародным голосованием, по существу, превратились в обслуживающий персонал тех или иных олигархических групп, поскольку их выборы финансировались такими группами. Суверенитет и территориальная целостность России были подорваны в августе 1996 г., когда секретарь Совета безопасности А. Лебедь подписал в городе Хасавюрте соглашение с сепаратистами, воевавшими в Чеченской Республике против федеральных войск, о предоставлении этой территории неопределенного статуса до 31 декабря 2001 г. Фактически от России была оторвана ключевая республика не только Северного Кавказа, но и всей южной границы страны. Именно с этой территории в августе 1999 г. и была осуществлена террористическая интервенция против Республики Дагестан, а затем совершены варварские взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. По существу, Россия подверглась атаке международного терроризма на два года раньше США, для которых днем национальной трагедии стало 11 сентября 2001 г. Избранный в 2000 г. Президент Владимир Путин, получив непростое наследство 90-х, должен был решать основную и самую трудную задачу — восстанавливать государственность России. Способ восстановления состоял в том, чтобы перевести политическую систему из режима олигархии в режим демократии. Это означало перекрыть каналы решающего влияния олигархов на все основные политические институты и так их реформировать, чтобы их деятельность позволяла российскому народу укреплять свое государство и повышать конкурентоспособность России в глобализирующемся мире. Все ключевые реформы в этом направлении мы рассмотрели в разделах 4 и 5. Теперь мы можем сформулировать и точно определить цель реформ. В период 2000—2004 гг. необходимо было перевести политическую систему России из режима олигархии в режим демократии. Эти внутренние изменения также должны были помочь России в глобальной конкуренции, прежде всего защитив ее от попыток со стороны некоторых стран с развитой рыночной экономикой и длительной традицией демократии навязать свой контроль над экономикой, внутренней и внешней политикой. Значит, российское демократическое государство нуждалось в восстановлении своего полноценного суверенитета. Эта цель и получила определение — суверенная демократия. Под суверенитетом государства принято понимать признание всеми участниками международных отношений высшей власти этого государства на территории с четко обозначенными границами. Этот суверенитет состоит в праве издавать любые законы, строить любые формы законодательной, исполнительной и судебной власти, устанавливать любые формы правления (монархию или республику), организовывать экономику по своим правилам, устанавливать или нет государственную религию и т. д. «Демократия» — это термин, с помощью которого еще античные политические философы Платон и Аристотель описывали определенное государственное устройство. В чем же смысл объединения этих терминов из разных сфер? Дело в том, что в глобальном мире разделение государственной жизни на внешнюю и внутреннюю становится все более условным. Но, несмотря на это, как мы видели в предыдущих главах, в глобальном мире идет постоянная борьба за контроль над стратегическими ресурсами, за влияние на определенные регионы мира, за продвижение интересов некоторых стран в качестве приоритетных. В такой ситуации попытки одних стран навязать другим (например, России) некоторые политические и культурные стандарты, особенно некоторые «стандарты демократии», оценивать ход политических реформ и навязывать их направление, диктовать цели во внешней политике — все это объективно вызывает потребность в создании такой демократии, которая может управлять собой свободно и самостоятельно, а не в результате давления или приказов извне. Этот смысл и передает краткое и емкое словосочетание «суверенная демократия». Следует отметить, что задача формирования суверенной демократии была решена отнюдь не всеми государствами — бывшими республиками Советского Союза. В зависимости от того, как та или иная республика эту задачу решает, Россия и строит свои отношения на так называемом постсоветском пространстве.
Краткие выводы к главе
Политическая система России, как и всякая подсистема политики, выполняет главную функцию целеполагания. Основными целями всякого общества является достижение устойчивого порядка. Устойчивость определяется степенью свободы, которой пользуются граждане, и чувством справедливости в отношении существующего порядка, которое разделяет большинство. Если в действии политической системы принимают участие все граждане, то она работает в таком режиме, который называется демократией. Народоправие означает, что граждане данного государства сами управляют собой. Поэтому демократия подразумевает, что данному народу никто извне не навязывает свою волю. Значит, демократия тесно связана с суверенитетом, т. е. полновластием народа на своей территории. Следовательно, режим суверенной демократии — идеальная форма действия всякой политической системы. Современная политическая система России начала возникать в 1990 г., еще в период существования СССР. После распада СССР в 1992—1993 гг. конфликт между Съездом народных депутатов и Президентом Борисом Ельциным завершился принятием новой Конституции и выборами в российский парламент 12 декабря 1993 г. Согласно Конституции, Россия является федеративным государством с формой правления в виде президентской республики. Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом, исполнительная — Правительством, судебная — тремя видами судов и Прокуратурой. Президент как глава государства координирует деятельность всех трех властей, но и сам находится под их контролем. Основным признаком демократичности политической системы является выборность всех основных властных постов. В России выборы проходят регулярно на разных уровнях (от выборов главы государства до выборов главы местного самоуправления), и главными их участниками становятся политические партии. Устойчивость политической системы зависит от правильно налаженного взаимодействия государства и гражданского общества. Здесь не должно быть конфликта, поскольку государство само часть гражданского общества, а основная деятельность граждан должна реализовываться в сфере местного самоуправления. В 90-е гг. прошлого века политическая система России ввиду объективных обстоятельств экономической реформы работала в олигархическом режиме. Задачей Президента Путина, избранного в 2000 г., стал демонтаж режима олигархии и переход к режиму суверенной демократии.
Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе
Государственная Дума — нижняя палата российского парламента, состоящая из 450 депутатов. Гражданское общество — общество граждан, которые организуют свою деятельность, создавая государство, осуществляя самоуправление на местах и образуя независимые организации по своим интересам. Легитимность — одобрение и поддержка законной власти народом. Местное самоуправление — уровень власти, принадлежащей гражданам страны и не входящий в систему государственной власти. Парламент (Федеральное Собрание) — высший орган законодательной власти в России по Конституции, принятой в декабре 1993 г. Президент — глава Российского государства, согласно Конституции 1993 г. Совет Федерации — верхняя палата российского парламента, в которую входят по два представителя (от исполнительной и представительной властей) от каждого субъекта Федерации. Суверенитет — высшая власть в государстве и независимость государства в отношениях с другими государствами. Съезд народных депутатов — высший орган власти в Российской Федерации в период 1992—1993 гг.
- 11 Класс
- Глава I. Структура современного общества. Общественное сознание (л. В. Поляков)
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (л. В. Поляков)
- Глава IX. Угрозы России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава X. Задачи России в XXI в. (в. В. Федоров)
- Глава XI. Политическая культура и глобальная конкурентоспособность (л. Г. Ионин)
- Глава XII. Политическая система современной России (л. В. Поляков)
- Глава XIII. Россия — «ближний круг» и «русский мир» (в. Л. Жарихин)
- Введение
- Глава I Структура современного общества. Общественное сознание
- 1. Основные понятия теории общества
- 2. Основные функции и структурные механизмы общества как социальной системы
- 3. Подсистемы общества, ответственные за выполнение базовых функций
- 4. Культурная система и общественное сознание
- 5. Что такое современное общество
- Глава II. Что нас соединяет воедино? Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях
- 1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики ненасилия к идее мирного сосуществования
- 2. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность
- 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации
- 4. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения»
- 5. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации
- 6. Российская традиция универсализма
- 1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации
- 2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы
- 3. Ф. Фукуяма: «конец истории» как триумф либерализма
- 4. С. Хантингтон: к единству человечества через «столкновение цивилизаций»
- Глава III Что нас разделяет?
- 1. Происхождение культуры и многообразие культур
- 2. Формы культуры
- 3. Государство, нация, национализм
- 4. Религиозные сообщества
- 5. Языковые сообщества
- 6. Борьба за многополярность мира и «культурные войны» в цивилизации Запада
- Глава IV Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в.
- 1. Невыученные уроки истории
- 2. «Холодная война» и распад ссср
- 3. «Конец истории»?
- 4. «Провалы демократии»
- 5. Глобальная экономика и «провалы рынка»
- 6. Глобальный мир — не тотальное единообразие
- Глава V Учитесь мыслить глобально
- 1. Миссия сверхдержав
- 2. Сша: мессианство и «экспорт демократии»
- 3. Россия: безопасность в собственном развитии и суверенитете
- 4. Европейский Союз: внутренние противоречия как преграда к развитию
- 5. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
- 6. От глобального доминирования к собственному развитию и взаимному обогащению
- Глава VI Глобальная экономика
- 1. Признаки новой экономической эпохи
- 2. Как сформировалась глобальная экономика: высокие геоэкономические технологии
- 3. Структура глобальной экономики
- 4. Положение и перспективы России в глобальной экономике
- Глава VII Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире?
- 1. Иллюзия утраченных угроз
- 2. Мир продолжает вооружаться
- 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями
- 4. Международная безопасность и суверенитет
- 5. Экономическое развитие против экологии
- 6. Угрозы постиндустриального мира
- 7. Хватит ли на всех ресурсов?
- 8. Болезни нового века
- 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма
- Глава VIII Власть в информационном обществе
- 1. Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества
- 2. Социальное устройство информационного общества
- 3. Политическое устройство информационного общества. От грубой силы — к «мягкой силе» слова и образа
- 4. Технологии «мягкой силы»
- 6. Власть сми и интересы общества. От регулирования сми — к их саморегулированию
- 7. Телевидение — главное средство массовой информации в современном обществе
- 8. Интернет — альтернативная сеть массовой коммуникации
- 9. Информационное общество как сетевая система. «Нетократия» — власть информационных сетей
- Глава IX Угрозы России в XXI в.
- 1. Понятие угрозы и вызова. Спектр основных угроз
- 2. Демографическая угроза
- 3. Экономические диспропорции и технологические вызовы
- 4. Военная и террористическая угрозы
- 5. Экологические риски
- 6. Социальные и моральные вызовы общественному порядку
- Глава X Задачи России в XXI в.
- 1. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
- 2. Победа над бедностью
- 3. Установление справедливого общественного и морального порядка
- 4. Построение эффективной демократии
- 5. Обеспечение единства страны
- 6. Умножение человеческого капитала России. Реконструкция систем образования и здравоохранения
- 7. «Сбережение народа»: решение демографической проблемы, культурная и иммиграционная политика
- 8. Переход от индустриальной — к информационной модели экономики. Поиск уникальных ниш для России в мировом разделении труда
- 9. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны
- 10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в.
- Глава XI Политическая культура и глобальная конкурентоспособность
- 1. Из чего состоит политическая культура
- 2. Типы политических культур
- 3. Политические культуры в истории России
- 4. Политическая культура и глобальная конкуренция
- Глава XII Политическая система современной России
- 1. Политическая система как подсистема общества
- 2. Происхождение российской политической системы
- 3. Россия — президентско-парламентская республика
- 4. Кто и как участвует в политическом процессе
- 5. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия
- 6. Россия — суверенная демократия
- Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
- 1. Распад ссср. Формирование ближнего зарубежья
- 2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
- 3. Разные судьбы «русского мира»
- 4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
- 5. «Ближний круг» и остальной мир
- 6. От сверхдержавы ссср — к России
- Список рекомендуемой литературы