logo search
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

6. Россия — суверенная демократия

      Основной Закон страны определил Россию в качестве демократического государства. Это означает, что демократия как политический режим, в котором действует наша политическая система, — осознанный выбор российского народа. Однако реализовать этот выбор удалось далеко не сразу. И по вполне объективным причинам.       Созданная Конституцией новая политическая система в 90-е гг. прошлого века действовала в условиях мощных социально-экономических перегрузок. Ведь именно в этот период осуществлялась радикальная реформа прежней, централизованной социалистической экономики и создавались основные условия для перехода к экономике рыночной.       Формально все институты политической системы во второй половине 90-х гг. продолжали действовать как органы народоправия. Реально же режим, в котором работала система, должен быть определен как олигархия (от греч. oligos — малочисленный и arche — начало, власть) — правление немногих.       Интерес группы сверхбогатых, которых стали называть олигархами, состоял в одном: используя огромные доходы от собственности, полученной от государства на развитие российской экономики, влиять на все уровни власти (от муниципальной до федеральной), с тем чтобы получить еще больше собственности, а в конечном счете и полностью подконтрольную себе власть. Один из российских олигархов даже открыто заявил, что демократия — это и есть такой строй, при котором страной управляют богатые.       Утверждение олигархического режима быстро повело Россию к всестороннему кризису. Экономика не развивалась, бюджет не пополнялся налогами от продажи нефти (олигархи любыми путями уклонялись от налогов), и государству пришлось брать займы под огромные (из-за высокой инфляции) проценты. В итоге — финансовый дефолт в августе 1998 г., т. е. неуплата очередного долга государством и отказ от выплаты долгов российскими банками. Рубль обесценился в отношении доллара США в 4 раза. Это значит, что накопления россиян в рублях вновь были потеряны. Ведь при открытости российской экономики и преобладании импорта все основные продукты питания и товары продавались по среднемировым ценам в долларовом эквиваленте.       Олигархический режим, основанный на коррупции власти, разлагал Россию как федерацию. Страна распадалась на относительно благополучные регионы (не более десятка) и регионы, в которых нарастала нищета и чувство безнадежности у большинства населения. Губернаторы, избиравшиеся всенародным голосованием, по существу, превратились в обслуживающий персонал тех или иных олигархических групп, поскольку их выборы финансировались такими группами.       Суверенитет и территориальная целостность России были подорваны в августе 1996 г., когда секретарь Совета безопасности А. Лебедь подписал в городе Хасавюрте соглашение с сепаратистами, воевавшими в Чеченской Республике против федеральных войск, о предоставлении этой территории неопределенного статуса до 31 декабря 2001 г. Фактически от России была оторвана ключевая республика не только Северного Кавказа, но и всей южной границы страны.       Именно с этой территории в августе 1999 г. и была осуществлена террористическая интервенция против Республики Дагестан, а затем совершены варварские взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. По существу, Россия подверглась атаке международного терроризма на два года раньше США, для которых днем национальной трагедии стало 11 сентября 2001 г.       Избранный в 2000 г. Президент Владимир Путин, получив непростое наследство 90-х, должен был решать основную и самую трудную задачу — восстанавливать государственность России. Способ восстановления состоял в том, чтобы перевести политическую систему из режима олигархии в режим демократии. Это означало перекрыть каналы решающего влияния олигархов на все основные политические институты и так их реформировать, чтобы их деятельность позволяла российскому народу укреплять свое государство и повышать конкурентоспособность России в глобализирующемся мире.       Все ключевые реформы в этом направлении мы рассмотрели в разделах 4 и 5. Теперь мы можем сформулировать и точно определить цель реформ.       В период 2000—2004 гг. необходимо было перевести политическую систему России из режима олигархии в режим демократии. Эти внутренние изменения также должны были помочь России в глобальной конкуренции, прежде всего защитив ее от попыток со стороны некоторых стран с развитой рыночной экономикой и длительной традицией демократии навязать свой контроль над экономикой, внутренней и внешней политикой. Значит, российское демократическое государство нуждалось в восстановлении своего полноценного суверенитета. Эта цель и получила определение — суверенная демократия.       Под суверенитетом государства принято понимать признание всеми участниками международных отношений высшей власти этого государства на территории с четко обозначенными границами. Этот суверенитет состоит в праве издавать любые законы, строить любые формы законодательной, исполнительной и судебной власти, устанавливать любые формы правления (монархию или республику), организовывать экономику по своим правилам, устанавливать или нет государственную религию и т. д.       «Демократия» — это термин, с помощью которого еще античные политические философы Платон и Аристотель описывали определенное государственное устройство.       В чем же смысл объединения этих терминов из разных сфер? Дело в том, что в глобальном мире разделение государственной жизни на внешнюю и внутреннюю становится все более условным. Но, несмотря на это, как мы видели в предыдущих главах, в глобальном мире идет постоянная борьба за контроль над стратегическими ресурсами, за влияние на определенные регионы мира, за продвижение интересов некоторых стран в качестве приоритетных.       В такой ситуации попытки одних стран навязать другим (например, России) некоторые политические и культурные стандарты, особенно некоторые «стандарты демократии», оценивать ход политических реформ и навязывать их направление, диктовать цели во внешней политике — все это объективно вызывает потребность в создании такой демократии, которая может управлять собой свободно и самостоятельно, а не в результате давления или приказов извне. Этот смысл и передает краткое и емкое словосочетание «суверенная демократия».       Следует отметить, что задача формирования суверенной демократии была решена отнюдь не всеми государствами — бывшими республиками Советского Союза. В зависимости от того, как та или иная республика эту задачу решает, Россия и строит свои отношения на так называемом постсоветском пространстве.

Краткие выводы к главе

      Политическая система России, как и всякая подсистема политики, выполняет главную функцию целеполагания. Основными целями всякого общества является достижение устойчивого порядка. Устойчивость определяется степенью свободы, которой пользуются граждане, и чувством справедливости в отношении существующего порядка, которое разделяет большинство.       Если в действии политической системы принимают участие все граждане, то она работает в таком режиме, который называется демократией. Народоправие означает, что граждане данного государства сами управляют собой. Поэтому демократия подразумевает, что данному народу никто извне не навязывает свою волю. Значит, демократия тесно связана с суверенитетом, т. е. полновластием народа на своей территории. Следовательно, режим суверенной демократии — идеальная форма действия всякой политической системы.       Современная политическая система России начала возникать в 1990 г., еще в период существования СССР. После распада СССР в 1992—1993 гг. конфликт между Съездом народных депутатов и Президентом Борисом Ельциным завершился принятием новой Конституции и выборами в российский парламент 12 декабря 1993 г.       Согласно Конституции, Россия является федеративным государством с формой правления в виде президентской республики. Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом, исполнительная — Правительством, судебная — тремя видами судов и Прокуратурой. Президент как глава государства координирует деятельность всех трех властей, но и сам находится под их контролем.       Основным признаком демократичности политической системы является выборность всех основных властных постов. В России выборы проходят регулярно на разных уровнях (от выборов главы государства до выборов главы местного самоуправления), и главными их участниками становятся политические партии.       Устойчивость политической системы зависит от правильно налаженного взаимодействия государства и гражданского общества. Здесь не должно быть конфликта, поскольку государство само часть гражданского общества, а основная деятельность граждан должна реализовываться в сфере местного самоуправления.       В 90-е гг. прошлого века политическая система России ввиду объективных обстоятельств экономической реформы работала в олигархическом режиме. Задачей Президента Путина, избранного в 2000 г., стал демонтаж режима олигархии и переход к режиму суверенной демократии.

Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе

      Государственная Дума — нижняя палата российского парламента, состоящая из 450 депутатов.       Гражданское общество — общество граждан, которые организуют свою деятельность, создавая государство, осуществляя самоуправление на местах и образуя независимые организации по своим интересам.       Легитимность — одобрение и поддержка законной власти народом.       Местное самоуправление — уровень власти, принадлежащей гражданам страны и не входящий в систему государственной власти.       Парламент (Федеральное Собрание) — высший орган законодательной власти в России по Конституции, принятой в декабре 1993 г.       Президент — глава Российского государства, согласно Конституции 1993 г.       Совет Федерации — верхняя палата российского парламента, в которую входят по два представителя (от исполнительной и представительной властей) от каждого субъекта Федерации.       Суверенитет — высшая власть в государстве и независимость государства в отношениях с другими государствами.       Съезд народных депутатов — высший орган власти в Российской Федерации в период 1992—1993 гг.