logo search
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

4. Культурная система и общественное сознание

      В структурно-функциональной теории общества понятие культура раскрывается с точки зрения системного анализа — как одна из систем действия. Культура — это жизнедеятельность общества, в которой составляющие это общество личности, объединенные в коллективы, выражают свое отношение к окружающей реальности. Основных форм отношения две — знание об этой реальности и оценка этой реальности. Каждая из этих основных форм может быть подразделена соответственно еще на две. Знание может быть представлено в виде теории, которая подтверждается практической проверкой, или знание может быть представлено в виде теории, которую невозможно практически проверить. Оценка реальности может быть произведена по принципу ее пользы (в самом широком смысле этого слова) для оценивающего человека, или такая оценка может быть результатом чисто эмоционального отношения.

      На основе этих разграничений строится классификация подсистем культурной системы:       • подсистема, в которой формируется такое знание об окружающем мире и о самом человеке, которое признается достоверным, если может быть подтверждено на практике, т. е. наука;       • подсистема, в которой формируется такое знание об окружающем мире и о самом человеке, достоверность которого не может быть подтверждена практически, но положения которого не могут быть опровергнуты экспериментальным (научным) образом, т. е. философия и теология;       • подсистема, в которой вырабатывается иерархия оценок и универсальных ценностей, на основе которых каждый человек и общество в целом могут скоординированно действовать и достигать общих целей, т. е. мораль и религия;       • подсистема, в которой люди выражают свое отношение к окружающему миру в формах «экспрессивной символизации» — образов, воплощающих эмоциональные состояния и воздействующих на эмоциональное состояние людей, т. е. искусство.

      Система культуры есть одна из систем действия, это значит, что все ее подсистемы непосредственно включены в деятельность индивидов и коллективов. А поскольку в своей деятельности люди объединяются в группы, у которых имеются разные интересы и различные цели, то они вырабатывают определенные формы осознания и выражения этих интересов и целей. Все эти формы в целом образуют то, что можно обозначить как общественное сознание. Это понятие не подразумевает наличия общества как единого сознающего индивида. С помощью этого понятия просто указывается наличие в обществе такой важнейшей сферы, как сознание, в которой и производятся продукты четырех основных подсистем культуры.       Но если неправильно представлять общество как единый субъект, обладающий сознанием, то о различных группах, составляющих общество, можно говорить, что они обладают собственным сознанием. Люди объединяются в группы, обнаруживая у других сходные со своими интересы и цели. Это единение создает предпосылки для выработки общих взглядов на мир, общих оценок и общих вкусов. Когда у группы вырабатывается систематизированный набор научных, философских, морально-религиозных и художественных представлений и оценок, возникает идеология. Это наиболее политизированная форма общественного сознания, поскольку именно на основе идеологий формируются политические партии, целью которых является борьба за власть. Что, наряду с деньгами, является одним из двух основных ресурсов, обладающих наивысшей ценностью в современном обществе. В глобальном обществе еще одним важнейшим ресурсом становится информация (см. главу VIII).