logo search
Екзамен ЄС

12.Интеграционный процесс в пределах Европейских сообществ в 1970-1980 годы.

1970-е гг.: европейское политическое сотрудничество

Интеграция в рамках Сообществ, а ныне Европейского Союза в целом, предполагает не только создание общего рынка и проведение общей внутренней политики в разных областях через наднациональные институты, но и осуществление единой «европейской» внешней по­литики по отношению к странам, не входящим в эти организации.

«Если в прошлом европейские страны были способны играть ведущую роль на международной сцене в индивидуальном качестве, то современные международные проблемы лишь с трудом могут решаться ими поодиночке. Произошедшие в мире изменения, все большая концентрация возможностей и ответственности в руках крайне ограниченного числа крупных держав требуют, чтобы Европа объединилась и все больше и больше говорила единым голосом, если хочет быть услышанной и играть достойную ее роль в мире» (Де­кларация о европейской идентичности, принята на встрече в верхах руководителей стран Европейских сообществ 14 декабря 1973 г.).

Процесс формирования «европейской» внешней политики начался еще в 1950—1960-е гг. Обладая международной правосубъектностью, ЕЭС, а также два других Сообщества получили возможность выступать едиными представителями всех своих стран и народов в междуна­родных отношениях.

Экономической основой для единого внешнеполитического курса ЕЭС стало досрочное создание в 1968 г. таможенного союза, в ре­зультате чего все пространство Сообществ превратилось в единую

смеженную территорию, на границах которой действует единый таможенный тариф.

Предметом внешней политики Сообществ служили только во­просы внешней торговли и другие, по преимуществу экономические отношения. В то же время остальные, чисто «политические» вопросы международной жизни по-прежнему решались государствами-членами самостоятельно.

Начало процессу интеграции стран ЕЭС в сфере внешней политики м целом было положено на рубеже 1960—1970-х гг. В соответствии г решением, принятым в 1969 г. на встрече глав государств или прави­тельств стран Европейских сообществ в Гааге, был создан специальный комитет из дипломатов от всех стран ЕЭС. Документ, подготовленный этим комитетом, —Доклад о проблемах политической унификации (известный также как «Доклад Давиньона» — по имени бельгийского дипломата, руководившего работой комитета) после утверждения министрами иностранных дел государств-членов 27 октября 1970 г. положил начало Европейскому политическому сотрудничеству.

Европейское политическое сотрудничество (ЕПС) было соз­дано как специальный организационный механизм координации действий государств — членов Европейских сообществ на между­народной арене с целью постепенного формирования «европей­ской» внешней политики (термин «политическое» в данном случае относился лишь к вопросам внешнеполитической направленности). Элементами данного механизма являлись, прежде всего, регуляр­ные (не менее двух, а затем четырех раз в год) встречи министров иностранных дел, а также вспомогательные органы: Политический комитет (в составе политических директоров от каждого госу­дарства-члена), рабочие группы по разным вопросам, в том числе созданная в 1973 г. так называемая Группа корреспондентов (со­стоящая из «европейских корреспондентов» в министерствах ино­странных дел, она имела своей задачей «следить за осуществлением политического сотрудничества и изучать проблемы организацион­ного и общего характера»).

Как видно из сказанного, а также из самого названия «Европейское политическое сотрудничество», новое интеграционное формирование носило чисто межправительственный характер. В отличие от Европейских сообществ, где нормативные и другие акты издают наднацио­нальные институты, наделенные властными полномочиями, в рамках ЕПС все решения принимались непосредственно государствами по общему согласию через своих министров или иных должностных лиц дипломатических ведомств.

Институты Европейских сообществ могли принимать участие в обсуждении вопросов ЕПС, но лишь с правом совещательного голоса (Комиссия) или проводить дебаты по вопросам внешней политики, не влекущие за собой юридически обязательных послед­ствий (Ассамблея). Более того, правила, определяющие механизм ЕПС, не были закреплены в учредительных договорах Сообществ. Их источниками служили документы чисто политического, а не право­вого характера. «Нормативную базу» ЕПС составили три доклада министров иностранных дел государств-членов: вышеупомянутый «Доклад Давиньона» 1970 г., доклад «О сотрудничестве в области внешней политики» 1973 г. и доклад «О Европейском политическом сотрудничестве» 1981 г.

В результате в 1970-е гг. процесс западноевропейской инте­грации разделился на две отдельные «ветви», «организационные структуры»: с одной стороны, Европейские сообщества, фактически представляющие собой единую надгосударственную организацию в социально-экономической сфере, с другой — Европейское поли­тическое сотрудничество, занимавшееся вопросами внешней по­литики. При этом и Сообщества, и ЕПС имели один и тот же состав государств-членов.

Подобный дуализм наложил свой отпечаток на устройство со­временного Европейского Союза. Европейское политическое со­трудничество стало прообразом общей внешней политики и политики безопасности, которая в настоящее время служит второй «опорой» в структуре Союза. Затем было принятие Единого Европейского Акта 1986г.