logo search
1polyakov_l_v_fedorov_v_v_i_dr_obshchestvoznanie_global_nyy_m / Поляков Л

5. Что такое современное общество

      Социологическая теория Парсонса универсальна и дает возможность описания любого человеческого общества. Но в максимальной степени она применима к обществам, которые обозначаются как современные. В самом общем виде под современными обществами подразумеваются те, которые совершили индустриальную революцию и стали в основном промышленно-городскими. В противоположность им все аграрно-сельские (или традиционные)общества не считаются современными. Те и другие могут существовать (и действительно существуют) одновременно, но при этом отличаются друг от друга принципиально. Парсонс выделил пять признаков, по которым их можно отличать. Логика принципов Парсонса построена на противопоставлении ролей человека в обществах традиционных и современных.       Первый принцип — «включения/достижения» указывает на то, что в традиционных обществах роль и положение индивида навсегда предопределены его возрастом, полом, происхождением и другими, не зависящими от него обстоятельствами, а в обществе современном его роль и положение определяются результатами собственной деятельности, достижениями, которые получают общественное признание.       Второй принцип — «партикуляризм/универсализм» указывает на то, что в традиционных обществах главным в отношении к человеку является его принадлежность к отдельным (партикулярный — лат. particularis — частичный, частный) общественным ячейкам (семья, род, клан), в то время как в обществах современных каждый человек наделен равными гражданскими правами.       Третий принцип — «диффузность/специфичность» указывает на то, что в традиционных обществах одни и те же люди могут выполнять много ролей, господствует ролевая диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание), т. е. нет прикрепления одной функции к одному индивиду. А в обществах современных постоянно идет специализация и дифференциация функций и каждый человек может выполнять все меньшее количество ролей.       Четвертый принцип — «аффективность/аффективная нейтральность» подчеркивает, что в традиционных обществах большую роль играет аффективная, т. е. чувственно-эмоциональная, сторона взаимоотношений между людьми. В обществах современных эти взаимоотношения строятся в основном на разумно-рациональной основе. И даже предусматривается специальная защита, выраженная в законах и правилах, от эмоциональных воздействий друг на друга индивидов, занятых совместным общественно значимым трудом (например, законодательные меры против расовых и национальных высказываний и эмоциональных реакций, меры против сексуальных домогательств, психологического насилия, вторжения в частную жизнь, существующие во всех западных обществах и постепенно принимаемые в современной России).       Пятый принцип — «коллективная ориентация/индивидуализм» подчеркивает одно из ключевых различий в мотивации людей в обществе традиционном и современном. В первом случае человек действует на основе коллективных образцов и норм, ориентируясь на общие цели. Во втором — человек больше ориентирован на индивидуальные цели и собственную самооценку. Одна из причин этого — технологический и информационный прогресс.

      В теории Парсонса разработана классификация признаков, позволяющая провести принципиальные различия между обществами традиционными и современными. Эта классификация такова:       1) принцип «включения/достижения»;       2) принцип «партикуляризм/универсализм»;       3) принцип «диффузность/специфичность»;       4) принцип «аффективность/аффективная нейтральность»;       5) принцип «коллективная ориентация/индивидуализм».

      Все большее число обществ становятся современными, и этот процесс называется модернизация. Модернизированным обществам легче взаимодействовать между собой, чем традиционным, и потому модернизация имеет своим естественным результатом глобализацию.

Краткие выводы к главе

      Мы — люди — живем в постоянном общении с себе подобными. Это называется научным термином — общество. Вся история человечества — это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Однако у всех обществ можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно объединение людей невозможно. Описание этих свойств и признаков дает возможность построить теорию общества как такового.       Наиболее научной и наименее идеологизированной принято считать теорию общества как системы. Ее разработал выдающийся американский социолог XX в. Талкотт Парсонс. Для понимания любого человеческого общества, считал он, нужно выделить его структуру — то, что позволяет обществу сохранять свой вид и определить основные функции, т. е. те виды деятельности, без которых общество не может воспроизводить себя. Теория Парсонса называется структурно-функциональной теорией.       Функцию адаптации обеспечивает в обществе подсистема экономики, функцию целеполагания — подсистема политики, функцию координации — подсистема права, функцию интеграции — подсистема социализации.       Люди обладают сознанием, которое позволяет нам познавать мир и оценивать его. Познание и оценка составляют сущность культуры как системы, которая выступает управляющим уровнем по отношению к обществу как социальной системе. На этом уровне создается общественное сознание в различных формах.       Все общества можно разделить на два основных класса — традиционные и современные. Глобализация — продукт деятельности современных обществ.

Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе

      Восточные деспотии — разновидность традиционных обществ, существовавших в древности в странах Востока. Представляют собой образец совершенной организации коллективного труда, основанного на системе орошения полей с помощью искусственных каналов. Управлялись с помощью огромной армии чиновников, подчиненной верховному правителю — деспоту.       Институционализированные нормы (от лат. institutum — установление, учреждение) — структурный элемент социальной системы, представляющий собой нормы и правила поведения, которые в данном обществе считаются обязательными, их несоблюдение влечет за собой моральное осуждение и правовые санкции (наказания).       Коллективы — структурный элемент социальной системы, представляющий собой группу людей, специализирующуюся на определенном виде деятельности (орган власти, трудовой коллектив, образовательное учреждение, спортивный клуб и т. д.).       Подсистема — относительно независимая часть системы, ответственная за выполнение одной из базовых функций.       Роли — структурный элемент социальной системы, с помощью которого каждый член общества получает возможность освоить определенный тип поведения и образ действия в определенной ситуации в определенном коллективе.       Система — такое объединение любых объектов в природе, обществе, мышлении, в котором каждый зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может быть понят только как часть этого объединения.       Система ценностей — структурный элемент социальной системы, обеспечивающий ее членам возможность выработать схожие взгляды на окружающий мир (мировоззрение) и единые принципы его оценки.       Современные общества — человеческие сообщества, осуществившие индустриальную революцию. Большинство населения в таких обществах — городское, занятое промышленным, предпринимательским, управленческим, сервисным, посредническим, интеллектуальным трудом. Такие общества имеют своей целью постоянное изменение, развитие, совершенствование.       Структура — определенный способ взаимосвязи частей системы, который придает ей устойчивость и неповторимость.       Тоталитарные общества — разновидность современных обществ, в которых процесс модернизации вызвал приход к власти социальных групп, использовавших новейшие достижения науки и техники для установления полного (тотального) контроля над жизнедеятельностью всех остальных членов общества. Во главе таких обществ обязательно находился один человек. К тоталитарным обществам относят фашистскую Италию (1922—1943), нацистскую Германию (1933—1945).       Традиционные общества — человеческие сообщества, возникшие в самом начале истории человечества, члены которых в основном заняты аграрным трудом. Такие общества зависимы от окружающей среды, имеют строго определенную социальную структуру господства и подчинения. Их цель — сохранение прошлого как образца в неизменном виде, т. е. сохранение традиции.       Функция — деятельность системы, направленная на реализацию одной из ее потребностей.