logo search
Екзамен ЄС

17.Современное состояние функционирования Европейских Сообществ в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.

Основные достижения Лиссабонского договора заключаются в следующем:

1. Упрощается внутреннее устройство Европейского Союза. "Новый" Европейский Союз (Союз, реформированный Лиссабонским договором) не включает в себя никаких опор. Он наделяется единой компетенцией и правосубъектностью, в том числе на международной арене.

Ключевой элемент в структуре прежнего Союза - Европейское сообщество (бывшее ЕЭС) - прекращает существование, а его учредительный договор (Римский договор 1957 г.) с новым содержанием становится одним из двух учредительных документов "нового" Союза (с новым названием: "Договор о функционировании Европейского Союза").

Единственную сложность в понимании устройства "нового" Европейского Союза представляет сохранение Лиссабонским договором Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома), входящего ныне вместе с Европейским сообществом в первую опору.

Евратом в дальнейшем продолжит функционирование как формально самостоятельная организация со своим учредительным договором и с тем же, что и Союз, составом государств-членов (Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., действующий между 27 государствами).

В то же время поправки, внесенные Лиссабонским договором в Договор о Евратоме 1957 г., предусматривают, что Европейское сообщество по атомной энергии будет управляться непосредственно руководящими органами (институтами) Европейского Союза. Фактически Евратом превращается в своеобразный "филиал" Союза, имеющий одинаковый с ним состав государств-членов и управляемый одними и теми же людьми.

В дальнейшем не исключено проведение более значительной реформы правовых устоев Европейского сообщества по атомной энергии, по результатам которой положения Договора о Евратоме могут быть инкорпорированы в учредительные документы "нового" Союза, а сам Евратом, аналогично Европейскому сообществу, - прекратить существование.

Еще до того, как Ниццкий договор 2001 г. вступил в силу, стартовал процесс подготовки новой реформы учредительных документов Ев­ропейского Союза. Первоначальная программа этой реформы была заложена в специальном документе, приложенном к Ниццкому до­говору, — «Декларации о будущем Союза» 2001 г. В конце того же года положения декларации были дополнены и уточнены новым документом со сходным названием — «Декларации о будущем Ев­ропейского Союза», более известной как «Лаакенская декларация» (принята на встрече в верхах руководителей стран Союза пригороде Брюсселя Лаакене 14—15 декабря 2001 г.).

Именно в Лаакенской декларации впервые была признана возмож­ность подготовки для Союза единого конституционного документа, призванного заменить собой действующие учредительные договоры н целях упрощения, демократизации и повыииения эффективности функционирования интеграционных механизмов.

По своей сущности Лиссабонский договор 2007 г. есть не что иное, как адаптированный проект Европейской конституции 2004 г. Он обеспечивает воплощение в жизнь ранее согласованных направлений конституционной реформы в иной (упрощенной) форме — за счет пересмотра нововведений, взятых из проекта Конституции 2004 г., в тексты соответвующих учредительных документов Европейского Союза.

На состоявшейся летом—осенью 2007 г. новой межправительственной конференции государств-членов Европейского Союза проект Конституции 2004 г. с некоторыми изменениями был преобразован в «договор о реформе» — совокупность поправок, подлежащих включению в действующие учредительные документы Союза

Указанный договор был подписан всеми государствами-членами Европейского Союза 13 декабря 2007 г. в столице Португалии Лиссабоне. Он получил официальное название «Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» (кратко: «Лиссабонский договор 2007 г.»).

По своей сущности Лиссабонский договор 2007 г. есть не что иное, как адаптированный проект Европейской конституции 2004 г.

Со вступления в силу Лиссабонского договора фактически появляется «новый» Европейский Союз, который при сохране­нии преемственности будет отличаться от современного Союза более простым внутренним устройством, более эффективным и демокра­тическим порядком функционирования.

1. Прежде всего, Лиссабонский договор отменяет исторически сложившуюся структуру трех опор, которая была характерна для Европейского Союза. «Новый» Европейский Союз имеет единую правосубъектность (в том числе международную) и единую компетенцию.

Одновременно со вступлением в силу Лиссабонского договора прекратило существование Европейское сообщество (бывшее ЕЭС). Его правопреемником становится Европейский Союз в целом (без деления на опоры). ДЕС в свою очередь, переименовывается в До­говор о функционировании Европейского Союза.

2. «Новый» Европейский Союз имеет более логическую си­стему учредительных документов:

Несмотря на различное предназначение, оба учредительных доку­мента «нового» Европейского Союза признаны имеющими одинаковую (высшую) юридическую силу в его правовой системе и рассчитаны на совместное применение. Вместе взятые, они обозначены термином «Договоры» (с большой буквы).

3. Особый подход в Лиссабонском договоре 2007 г. установлен для Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома).

В отличие от ЕС, Евратом продолжит свое существование, но уже не в качестве элемента первой опоры Европейского Союза, а как формально самостоятельная интеграционная организация, имеющая такой же состав (27 государств-членов). Учредительным документом Евратома по-прежнему будет служить Договор об учреждении Евро­пейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор Евратоме 1957 г.).

Договор о Евратоме также подвергнут реформе Лиссабонским договором 2007 г. С этой целью к Лиссабонскому договору приложен специальный протокол: «Протокол, изменяющий Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии». В дальнейшем, с огласно «лиссабонским» изменениям Евратом будет управляться руководящими органами (институтами) Европейского Союза, т.е. фактически превращается в своеобразный «филиал» Союза.

4. Наряду с внутренним устройством значительные изменения и Лиссабонском договоре претерпевают правовые основы функцио­нирования Европейского Союза, включая его компетенцию и статус руководящих органов (институтов). Эти изменения также практически полностью восприняты из проекта Конституции 2004 г. и, направлены на демократизацию и повышение рффективности механизма управления на европейском уровне.

К числу наиболее значимых из этих изменений относятся, в част­ности:

Таким образом, систему основополагающих актов «нового» Ев­ропейского Союза, обладающих вместе высшей юридической си­лой, будут составлять три источника: собственно учредительные документы — «Договоры» (Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза) плюс Хартия Европейского Союза об основных правах.

Лиссабонским договором также впервые прямо предусмотрены право (и даже обязанность!) Европейского Союза стать самостоя­тельным участником главного общеевропейского билля о правах — Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., подписанной в рамках Совета Европы.

  1. С целью подчеркнуть добровольный и взаимовыгодный характер европейской интеграции Лиссабонский договор впервые в истории Европейского Союза предусматривает право государств-чл.енов на добровольный выход из состава этой организации. Такой выход должен происходить на основании специального соглашения, заключаемого выходящим государством с Европейским Союзом, а при отсутствии соглашения— через 2 года с момента подачи заявления о выходе.

Выход государства-члена из Европейского Союза не препятствует этому государству впоследствии вновь обратиться с просьбой о приеме на общих основаниях (подача заявки в Совет Европейского Союза, заключение договора о присоединении).

7. Важным для России и других географически близких к Европейскому Союзу стран являются положения Лиссабонского договора об установлении «привилегированных отношений» между Союзом и соседними государствами.

II соответствии с новой ст. 8 Договора о Европейском Союзе (в редакции Лиссабонского договора):

1 . Союз развивает с соседними ему странами привилегированные отношения в целях создания пространства процветания и добрососедства, которое основано на ценностях Союза и характеризуется тесными и мирными отношениями, базирующимися на сотрудничестве.

2. В целях параграфа 1 Союз может заключать специальные соглашения с заинтересованными странами. Данные соглашения могут предусматривать взаимные права и обязанности, а также возможность проведения совместных действий. Их практическое осуществление служит предметом периодических консультаций».

К началу 2009 г. Лиссабонский договор находился в процессе ра­тификации государствами-членами. Как и при утверждении проекта Конституции 2004 г., в этом процессе возникли трудности. На этот раз п . причиной стал отказ граждан Ирландии одобрить Лиссабонский договор на первом референдуме 12 июня 2008 г. Однако ввиду того, ЧТО подавляющее большинство государств-членов Лиссабонский договор успешно ратифицировало, правительство Ирландии приняло решение провести повторный референдум, которому должно пред­шествовать более тщательное разъяснение ирландским гражданам преимуществ этого документа.

Сходная ситуация в Ирландии была при ратификации Ниццкого договора, который был одобрен гражданами этой страны лишь со второй попытки. Еще ранее, в 1992—1993 гг. на повторном референдуме был ратифицирован Договор о Европейском Союзе в Дании (первый референдум дал негативный результат).

Для обсуждения будущих стратегических реформ Европейского Союза, рассчитанных на долгосрочную перспективу (2020—2030 гг.), в конце 2007 г. была образована специальная рабочая группа в составе видных политиков и экспертов из разных стран Европы под председа­тельством бывшего главы правительства Испании Ф. Гонсалеса.