logo
Мировая экономика

2.2 Мобильность труда и международная миграция рабочей силы

Трудовые ресурсы – основа развития экономики любой страны и мира в целом.

Рабочая сила (способность человека к труду, свидетельствующая о его физических, духовных возможностях, используемых в трудовой деятельности; запас физической и умственной энергии человека; возможность и способность осуществлять трудовую деятельность) – предмет купли-продажи на рынке труда. Качество рабочей силы зависит от ряда факторов:

Занятость и безработица. Безработные – лица, не имеющие работы, активно ищущие ее и готовые начать работать в течение определенного периода.

Международная миграция рабочей силы – перемещение трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.

Мотивы миграции:

Существует множество теорий, объясняющих миграцию: классики (Е. Равенштайн, А. Люис, Г. Ранис) и неоклассики (Дж. Харрис, М. Тодаро) утверждают, что чаще всего из сельских районов мигрируют в урбанизированные (с большей долей безработицы), исходя из индивидуальных представлений о благополучии, а не из фактического положения вещей. Исторические и структурные концепции объясняют миграцию политическим и экономическим неравенством субъектов, когда более сильные государства определяют направленность миграции в выгодном им направлении; важностью этнических и семейных связей между мигрантами; госрегулированием. Миграция оказывает многостороннее воздействие на страны-доноры и на принимающие страны.

К миграции относят:

Виды миграции:

Основные категории международных мигрантов:

К количественным показателям миграции рабочей силы относят:

Последствия миграции

  1. Для страны эмиграции:

Положительные:

Отрицательные:

Так как отрицательных факторов больше, чем положительных, то предлагается взимать налог с эмигрантов для покрытия потерь на образование.

  1. Для страны иммиграции:

Положительные:

Отрицательные:

Страна иммиграции больше приобретает, чем теряет. Регулирование международной миграции имеет две противоположных тенденции: свобода перемещения и протекционизм, которые отражаются в национальном законодательстве и международных правовых актах. Страны разрабатывают национальную миграционную политику.

Общая характеристика мирового рынка рабочей силы

Рынок все еще является подвижным, хотя темпы миграции с годами снижаются, так как, во-первых, растет уровень жизни в развивающихся странах, а, во-вторых, ТНК предпочитают подготавливать местных работников с помощью государства и не брать на себя затрат по обеспечению иностранных работников жильем. НИС перетягивают студентов и специалистов, а развитые страны сокращают приток иностранцев. Ежегодное миграционное сальдо составляет около 40 млн человек в год (+ 3 иждивенца), а объемы ежегодных денежных потоков, связанных с миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов.

В результате миграции Россия несет большие потери от «утечки мозгов» и недополучает выгоды от неосуществляемой иммиграции русских и русскоязычных граждан СНГ.

Государственная миграционная политика

Различают эмиграционную и иммиграционную государственную политики.

  1. Эмиграционная политика направлена на создание благоприятного эмиграционного климата, а также на регулирование структуры и объемов эмиграционных потоков. Для ее осуществления используют прямые и косвенные методы.

Прямые методы:

Косвенные методы:

2. Иммиграционная политика призвана защитить национальный рынок от неконтролируемого притока иммигрантов и обеспечить рациональное использование их труда. По целям различают:

Существуют качественные требования к иностранной рабочей силе (сертификат об образовании, стаж работы):

Международное регулирование миграционных процессов осуществляется:

  1. Международной организацией труда (МОТ);

  2. Международной организацией по миграции (МОМ);

  3. Управлением верховного комиссара по делам беженцев при ООН;

  4. Системой постоянного наблюдения за миграцией при ОЭСР.