logo
Мировая экономика

6.1. Правовые основы и принципы государственного регулирования вэд в России

В рыночной экономике государство осуществляет регули­рование ВЭД в целях обеспечения безопасности страны и за­щиты общенациональных интересов. Деятельность государст­венных органов по регулированию ВЭД осуществляется практи­чески во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исхо­дя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятель­ности предприятий в России включает:

Основные цели государственного регулирования ВЭД состоят в следующем:

Государственное регулирование ВЭД в России осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

Внешнеэкономические связи, как любая экономическая категория, имеют правовые нормы, которые юридически оформляются различными директивно-законодательными актами.

Регулирование внешнеэкономических связей производится на основании двухсторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией РФ (ст. 71). Общую правовую базу регулирования ВЭД в России составляют зако­ны РФ, указы президента РФ, постановления правительства РФ, различ­ные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это регулирование внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Регулирование внешнеторговой деятельности посредством торговой политики осуществляется государством в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты его экономических и политических интересов. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики, она направлена на создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Текущая информация о внешнеэкономической и торговой политике России предоставляется Министерством экономического развития и торговли.

Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Она сформулирована в следующих федеральных законах:

  1. Федеральный закон РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 г. направлен на защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию РФ. Он устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров. Применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров. Закон не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций и валютного контроля.

  2. Федеральный закон РФ «Таможенный кодекс РФ» № 61-ФЗ от 28 мая 2003 г. составляет основу таможенного законодательства, направленного на регулирование отношений в области таможенного дела, в том числе отношений по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношений, возникающих в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношений по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. В 2004 г. вышел закон «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ).

  3. Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов России.

  4. Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ от 18 июля 1999 г. устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. Он регулирует отношения органов государственной власти РФ и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля. Его действие распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в части осуществления экспортного контроля.

  5. Федеральный закон РФ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» № 114-ФЗ от 19 июля 1998 г. устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Военно-техническое сотрудничество – это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения. В законе сформулированы правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти, государственного регулирования и финансирования работ в области военно-технического сотрудничества, установлен порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определены их права в этой области.

  6. Федеральный закон РФ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» № 63-ФЗ от 14 апреля 1998 г. устанавливает меры по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами, порядок введения и применения таких мер. Это специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры, ограничение импорта товаров в целях выполнения целевых федеральных программ развития, в связи с выпуском новых видов товаров, в целях защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики и при проведении мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров.

  7. Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе Российской Федерации» № 5003-I от 21 мая 1993 г. Он регулирует принципы, порядок и методы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых и ввозимых на таможенную территорию России, устанавливает размер ввозных и вывозных пошлин. Существенные изменения были внесены федеральным законом № 144-ФЗ от 8 ноября 2005 г. «О внесении изменений в закон РФ «О таможенном тарифе»».

  8. Федеральный закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» (от 7 июля 1993 г. № 5338-I).

  9. Федеральный закон РФ «О международных договорах РФ» (от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ).

  10. Федеральный закон РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» (от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ).

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику и инвестиционная деятельность регулируются следующими федеральными законами:

  1. Федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. регулирует отношения, связанные с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон на территории РФ, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах. Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории России, в пределах которого устанавливается особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности для субъектов предпринимательской деятельности. К свободным экономическим зонам на территории России относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов.

  2. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России. Он направлен на привлечение и эффективное использование в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ. Он не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, в страховые организации, на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, которые регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности, о страховании и законодательством о некоммерческих организациях.

  3. Федеральный закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 г. принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности. Он устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции. Некоторые изменения в закон были внесены в июне 2001 г. (федеральный закон № 75-ФЗ от 18 июня 2001 г.).

Регулирование внешнеэкономической деятельности российских и иностранных лиц на территории РФ устанавливается и в других законодательных актах, например:

  1. Федеральный закон РФ «Налоговый кодекс Российской Федерации» № 146-ФЗ от 1 июля 1998 г. устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в России, в том числе: виды налогов и сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц. В вопросах внешнеэкономической деятельности Налоговый кодекс регулирует устранение двойного налогообложения по отношению к физическим лицам (ст. 232) и организациям (ст. 311), налоговые ставки (ст. 284), особенности налогообложения иностранных организаций (ст. 306–309).

  2. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

  3. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ) определяет цели и инструменты технического регулирования. Техническое регулирование – весомая часть нетарифного регулирования, неотъемлемая часть промышленной политики страны.

  4. Пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности, а также ряд специальных законов.

В условиях глобализации экономики все большее распространение получает многосторонне регулирование внешнеторговой деятельности, осуществляемое международными экономическими организациями. Наиболее ярким примером является Всемирная торговая организация, начавшая свою деятельность в 1995 г. на основе ГАТТ. В настоящее время она насчитывает 148 стран–участниц, еще 32 страны заявили о своем желании присоединиться к системе многостороннего регулирования международной торговли. Россия начала подготовку к вступлению в ВТО в 1994 г.