logo
Мировая экономика

6.5. Основные направления внешнеэкономической политики России

Самой существенной проблемой государственного регулирования ВЭД на нынешнем этапе становится реализация внешнеэкономической стратегии. Государство долгое время проводило политику реагирования на конъюнктурный ход событий. Поэтому проблема соотношения стратегии и текущей внешнеэкономической политики выходит на новый уровень. При этом можно было наблюдать некоторый парадокс: в отсутствие четко сформулированной цели у нас были принципы, направления, организационные структуры государственного регулирования ВЭД (т. е., по сути, отсутствовал основной элемент механизма государственного регулирования). Принципы, направления и организационные структуры мы рассмотрели достаточно подробно, теперь обратимся к целям и задачам, которые стоят перед нашей страной во внешнеэкономической сфере сегодня.

Развитие российской экономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Создана система регулирования внешней торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей в основном соответствует международным нормам и правилам. Об этом говорил Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному собранию РФ в 2006 г.: «Современной России нужен беспрепятственный выход со всей своей продукцией на международные рынки. Для нас это вопрос более рационального участия в международном разделении труда, вопрос получения полноценных выгод от интеграции в мировую экономику. Именно с этой целью мы продолжаем вести переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации и ведем их только на условиях, которые полностью учитывают экономические интересы России. Очевидно, что наша экономика уже сейчас является более открытой, чем экономики многих членов этой уважаемой организации. И переговоры о вступлении России в ВТО не должны становиться инструментом торга по вопросам, не имеющим ничего общего с деятельностью этой организации».1

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), которая содержит раздел «Стратегия внешнеэкономической интеграции Российской Федерации». В качестве основных проблем в области внешнеэкономической политики в этом документе определяются следующие:

Последняя проблема связана с применением инструментов таможенно-тарифного регулирования ВЭД, и основными направлениями решения этой проблемы, по мнению Правительства РФ, должны стать:

Кроме того, необходимы меры по совершенствованию механизма квотирования импорта мяса и птицы, а также расширение форм государственной поддержки экспорта российских товаров и услуг, не противоречащих условиям вступления в ВТО.

Таким образом, в качестве основных целей политики в области внешнеэкономических отношений выделяются:

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

Важнейшими факторами не только повышения конкурентоспособности Российской Федерации, но и обеспечения стабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие российских компаний в системе международной торговли. Этому может способствовать ряд мероприятий:

Таким образом, стратегические цели развития страны – это повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Реализовать эти цели возможно, в том числе на основе стратегии внешнеэкономической деятельности, включающей в себя:

Поскольку государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии с российским законодательством осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне, все рассмотренные аспекты прослеживаются и на уровне субъектов РФ.

Перед государством, как на федеральном, так и на региональном уровне, стоят серьезные задачи регулирования деятельности предприятий и организаций – участников внешнеэкономической деятельности. В первую очередь необходимо создать условия для увеличения объемов производства импортозамещающей продукции, более активного выхода предприятий с этой продукцией на мировые рынки, условия для создания предприятий с участием иностранного капитала и привлечения инвестиций в реализацию социально значимых проектов. Предприятия–экспортеры должны принять участие в реализации национальных проектов, в первую очередь касающихся вопросов развития агропромышленного комплекса, стройиндустрии, здравоохранения, а также активнее прилагать усилия по продвижению на внешние рынки продуктов интеллектуальной деятельности, качество которых в России находится на высоком уровне.