6.5. Основные направления внешнеэкономической политики России
Самой существенной проблемой государственного регулирования ВЭД на нынешнем этапе становится реализация внешнеэкономической стратегии. Государство долгое время проводило политику реагирования на конъюнктурный ход событий. Поэтому проблема соотношения стратегии и текущей внешнеэкономической политики выходит на новый уровень. При этом можно было наблюдать некоторый парадокс: в отсутствие четко сформулированной цели у нас были принципы, направления, организационные структуры государственного регулирования ВЭД (т. е., по сути, отсутствовал основной элемент механизма государственного регулирования). Принципы, направления и организационные структуры мы рассмотрели достаточно подробно, теперь обратимся к целям и задачам, которые стоят перед нашей страной во внешнеэкономической сфере сегодня.
Развитие российской экономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Создана система регулирования внешней торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей в основном соответствует международным нормам и правилам. Об этом говорил Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному собранию РФ в 2006 г.: «Современной России нужен беспрепятственный выход со всей своей продукцией на международные рынки. Для нас это вопрос более рационального участия в международном разделении труда, вопрос получения полноценных выгод от интеграции в мировую экономику. Именно с этой целью мы продолжаем вести переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации и ведем их только на условиях, которые полностью учитывают экономические интересы России. Очевидно, что наша экономика уже сейчас является более открытой, чем экономики многих членов этой уважаемой организации. И переговоры о вступлении России в ВТО не должны становиться инструментом торга по вопросам, не имеющим ничего общего с деятельностью этой организации».1
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), которая содержит раздел «Стратегия внешнеэкономической интеграции Российской Федерации». В качестве основных проблем в области внешнеэкономической политики в этом документе определяются следующие:
слабо диверсифицированная структура экспорта и его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
недостаточное участие российских компаний в международном разделении труда;
низкий уровень прозрачности и высокие трансакционные издержки, прежде всего в области таможенного администрирования.2
Последняя проблема связана с применением инструментов таможенно-тарифного регулирования ВЭД, и основными направлениями решения этой проблемы, по мнению Правительства РФ, должны стать:
повышение импортного таможенного тарифа за счет его диверсификации путем введения в него автоматических регуляторов уровня ставок пошлин на отдельные виды продукции;
либерализация импортного тарифа на товары, которые в России не производятся или производятся в недостаточном количестве или неудовлетворительного качества и которые необходимы для снижения общеэкономических издержек (снижение пошлин на технологическое оборудование);
отмена экспортных пошлин на продукцию с высокой степенью переработки.1
Кроме того, необходимы меры по совершенствованию механизма квотирования импорта мяса и птицы, а также расширение форм государственной поддержки экспорта российских товаров и услуг, не противоречащих условиям вступления в ВТО.
Таким образом, в качестве основных целей политики в области внешнеэкономических отношений выделяются:
повышение конкурентоспособности российских компаний;
снижение административных барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
создание условий для включения российских компаний в международные производственные процессы;
активизация инвестиционной деятельности российских компаний;
участие в определении правил международной торговли.2
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;
создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых;
использование механизмов многостороннего сотрудничества для либерализации условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.3
Важнейшими факторами не только повышения конкурентоспособности Российской Федерации, но и обеспечения стабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие российских компаний в системе международной торговли. Этому может способствовать ряд мероприятий:
развитие механизмов поддержки экспорта на основе правил многосторонней системы регулирования;
обеспечение торгово-политической и юридической поддержки российских экспортеров и инвесторов за рубежом;
реализация мер по выявлению случаев дискриминации российских экспортеров и инвесторов, эффективное содействие устранению мер, препятствующих доступу на рынок;
контроль над выполнением торговыми партнерами своих обязательств по международным торговым соглашениям;
развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных;
реализация государственной поддержки экспорта российских товаров и услуг. Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в РФ, утверждённой Правительством РФ 14.10.2003, предусматривается три механизма господдержки отечественного бизнеса на внешних рынках: государственное гарантирование от коммерческих рисков, долгосрочное экспортное кредитование и меры по возмещению экспортерам части процентных ставок по экспортным кредитам, полученным от российских кредитных организаций. Распространяются они в основном на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом;
развитие национальной системы сертификации и контроля качества экспортной продукции, поскольку на мировых рынках существенно возросли требования к потребительским и экологическим параметрам, а также к показателям безопасной эксплуатации продукции, особенно машинотехнических изделий. Этот аспект тоже нашел свое отражение в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Таким образом, стратегические цели развития страны – это повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Реализовать эти цели возможно, в том числе на основе стратегии внешнеэкономической деятельности, включающей в себя:
восстановление экспортного потенциала и его развитие, улучшение структуры экспорта;
рационализацию импорта;
повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке;
привлечение иностранных инвестиций для технической модернизации и создания потенциала расширенного воспроизводства;
обеспечение экономической безопасности России.1
Поскольку государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии с российским законодательством осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне, все рассмотренные аспекты прослеживаются и на уровне субъектов РФ.
Перед государством, как на федеральном, так и на региональном уровне, стоят серьезные задачи регулирования деятельности предприятий и организаций – участников внешнеэкономической деятельности. В первую очередь необходимо создать условия для увеличения объемов производства импортозамещающей продукции, более активного выхода предприятий с этой продукцией на мировые рынки, условия для создания предприятий с участием иностранного капитала и привлечения инвестиций в реализацию социально значимых проектов. Предприятия–экспортеры должны принять участие в реализации национальных проектов, в первую очередь касающихся вопросов развития агропромышленного комплекса, стройиндустрии, здравоохранения, а также активнее прилагать усилия по продвижению на внешние рынки продуктов интеллектуальной деятельности, качество которых в России находится на высоком уровне.
- Издательство тпу
- Введение
- Мировая экономика
- Глава 1. Сущность, становление и основные тенденции развития мирового хозяйства.
- 1.1 Мировая экономика: понятия, специфические черты, и современные тенденции развития.
- 1.2 Периодизация мировой экономики.
- 1.3 Глобальные проблемы мировой экономики
- Глава 2. Структура мировой экономики.
- 2.1 Критерии структурирования мировой экономики и их характеристика.
- 2.2 Характер экономического роста.
- 2.3 Отраслевая структура мировой экономики.
- 2.4 Классификация стран в мировой экономике.
- Глава 3. Основные субъекты мировой экономики
- 3.1 Государство
- 3.2 Транснациональные компании
- 3.3 Международные экономические организации
- 3.4 Региональные экономические интеграционные группировки
- Глава 4. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 4.1 Экологический потенциал современной мировой экономики
- 4.2 Особенности регулирования использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике
- 4.3 Мировой продовольственный кризис и проблемы его преодоления
- 4.4 Типы эколого-экономического развития.
- 4.5 Составляющие концепции устойчивого развития
- Глава 5. Человеческие ресурсы мирового хозяйства.
- 5.1 Мировая демографическая проблема.
- 5.2 Разновидности миграции и их влияние на мировую экономику.
- Современные тенденции международной миграции:
- 5.3 Показатели, характеризующие демографическую проблему современности.
- 5.4 Индекса человеческого развития (ичр)
- Международные экономические отношения
- Глава 1. Теоретические основы международной торговли
- Классические теории мировой торговли
- Теория относительных преимуществ
- 1.2 Альтернативные теории мировой торговли
- Международное регулирование мировой торговли
- Теоретические проблемы процесса вступления России во Всемирную торговую организацию
- Глава 2. Международное движение факторов производства
- 2.1. Международное движение капитала
- Формы международного движения капитала
- 2.2 Мобильность труда и международная миграция рабочей силы
- 2.3. Международное перемещение технологий
- Глава 3. Международные валютно-финансовые отношения
- 3.1. Валютная система и ее элементы
- Валютный курс и факторы, его определяющие
- Отсюда следует, что ни один из способов определения валютного курса не является универсальным. В разных условиях может использоваться тот или иной способ. Факторы, определяющие валютный курс:
- Виды валютного курса:
- 3.3 Валютная политика государства
- 3.4. Эволюция мировой валютной системы
- Группа Всемирного банка
- Региональные банки развития
- 3.6. Платежный баланс: основные статьи и их характеристика
- 3.7. Валютная система и валютная политика Российской Федерации
- Глава 4. Основы внешнеэкономической деятельности
- 4.1. Сущность внешнеэкономической деятельности и
- 4.2. Формы и методы внешней торговли
- Глава 5. Регулирование вэд на национальном и межправительственном уровне
- 5.1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля
- 5.2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 5.3. Нетарифные инструменты государственного регулирования вэд
- Глава 6. Государственное регулирование вэд в российской федерации
- 6.1. Правовые основы и принципы государственного регулирования вэд в России
- 6.2. Внешнеэкономический комплекс современной России
- 6.3. Государственные органы регулирования вэд в России
- 6.4. Негосударственные организации, содействующие развитию внешнеэкономических связей в Российской Федерации
- 6.5. Основные направления внешнеэкономической политики России
- Список литературы
- Содержание