2.3. Международное перемещение технологий
Технология – научные методы достижения практических результатов. В это понятие обычно включают три группы:
технологию продуктов;
технологию процессов;
технологию управления.
Существует два метода перемещения технологии:
обычная международная торговля – в «чистом» виде (торговля патентами, лицензиями, "ноу-хау");
международное передвижение факторов производства в виде торговли технологически емкими товарами.
Международная передача технологии – межгосударственное перемещение научно-технических достижений и знаний на коммерческой или безвозмездной основе. В международный технологический обмен широко вовлечены все четыре сферы человеческой деятельности – наука, техника, производство и управление. Международная передача технологии обеспечивается правовой защитой.
В большинстве стран новая технология защищается одним или несколькими правовыми инструментами:
патентами;
лицензиями;
копирайтом;
товарной маркой.
Патент – свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Обычно это право подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Срок действия патента обычно 15–20 лет, он действует только на территории страны, где был выдан. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата весьма высоких патентных пошлин. Поэтому владелец патента зачастую предпочитает переуступить права на его использование стороне, готовой на его коммерческое использование.
Лицензия – разрешение владельца технологии заинтересованной стороне (лицензиату) использовать эту технологию в течение определенного времени и за определенную плату.
Копирайт – исключительное право автора литературного, аудио- или видеопроизведения на показ и воспроизведение своей работы.
Товарная марка (trademark) – символ определенной организации, используемый для индивидуализации производителя товара, который может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца. Это обычно рисунок, графическое изображение, сочетание букв, имя основателя или владельца. В случае экспорта товара товарная марка обычно регистрируется в странах экспорта.
Международная передача технологии может осуществляться в следующих формах:
патентные соглашения;
лицензионные соглашения;
"ноу-хау";
франчайзинг;
инжиниринг и реинжиниринг.
Патентные соглашения – международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента. Обычно мелкие узкоспециализированные фирмы, которые не в состоянии сами внедрить изобретение в производство, продают патенты крупным корпорациям.
Лицензионные соглашения – международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию (прав пользования каким-либо предметом или прав совершать какие-либо действия).
Виды лицензий различают:
по объекту:
лицензия на товарные знаки (зарегистрированные);
лицензия на технологии (патентные или беспатентные);
б) по объему прав:
простая (продавец оставляет за собой право использовать технологию по собственному усмотрению и передавать третьим лицам);
исключительная (покупатель имеет исключительные права пользования объектом);
полная, т. е. расширенная (продавец полностью лишается права пользоваться объектом);
в) по степени открытости:
открытая (право любых юридических и физических лиц пользоваться патентом);
принудительная (государство заставляет запатентовать и лицензировать знания в целях обострения конкуренции или в случае, если собственник вообще не использует данный объект);
г) по способу распространения:
самостоятельная (технология передается независимо от материального носителя);
сопутствующая (предоставляется одновременно с заключением контракта на строительство или поставку оборудования);
перекрестная (обмен лицензиями на объекты, которые должны использоваться совместно или дополнять друг друга).
Особенности рынка лицензий:
рынок тесно связан с объектом (через рынок технологий и оборудования);
знания быстро устаревают, нужно быстрее их продать и окупить затраты;
лицензия выдается на определенный срок (может не подлежать восстановлению);
основные субъекты – ТНК;
патентный лицензионный договор обязательно регистрируется;
беспатентная лицензия предполагает конфиденциальность;
лицензия ограничена территориально;
владелец патента не должен стремиться продавать право на его использование, если сам имеет возможность производить на его основе продукцию.
Специфика организации:
торговля может осуществляться через посредников и их число растет;
увеличивается число специальных фирм, которые покупают лицензии, дорабатывают их и продают в комплексе с "ноу-хау" и промышленным оборудованием;
крупные компании создают мелкие, которые дорабатывают изобретения до степени, готовой к применению в массовом производстве;
инжиниринговые компании закладывают в проекты применение лицензий и "ноу-хау";
ТНК используют лицензии для выхода на новые рынки и для установления трансфертных цен (откачивание прибыли).
"Ноу-хау" – предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи в данном случае обычно являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность.
"Ноу-хау" технического характера – опытные образцы изделий, машин, инструментов; техническая документация; описания технологий, производственный и управленческий опыт, технические рецепты, инструкции; знания и навыки в области бухгалтерии, статистики, права, таможенных, торговых правил.
"Ноу-хау" коммерческого характера – адресные банки данных, картотеки клиентов, поставщиков; данные об объемах выпуска продукции; методы и формы рекламы, распространения товара; данные об обучении персонала.
Способы оплаты "ноу-хау":
роялти (пропорционально определенным показателям в ходе использования);
паушальный платеж (единовременный, оговоренный заранее);
cost plus (цена плюс выплаты за дополнительные услуги сверх оговоренной цены).
Особенности торговли "ноу-хау":
трудно согласовать интересы;
конфиденциальность;
покупатель стремится сам осуществлять доработки;
стороны ограничены;
нужна патентная чистота.
Франчайзинг – торговля торговыми марками. Различают:
товарный;
производственный;
деловой.
Разновидностью международной передачи технологии является международное техническое содействие, или техническая помощь, которая получила развитие с середины 70-х гг.
Чаще всего это принимает формы технического содействия (technical assistance) – предоставление странам содействия на возмездной или безвозмездной основе в сферах технологии процессов, продуктов и управления. Такое содействие может оказываться практически в любых отраслях производства. В экономической сфере наиболее часто техническое содействие предоставляется в области разработки программ экономического развития, статистики, денежной и бюджетной политики, развития регионов, технико-экономического обоснования отдельных проектов.
Основные виды технической помощи:
технологические гранты (technological cooperation grants) – безвозмездная передача развитыми странами технологии, технологически емких товаров или финансовых средств на покупку технологии, обучение и переподготовку персонала;
софинансирование (co-financing) – получатель в соответствии с соглашением об оказании технической помощи должен не только организационно обеспечить ее получение, но и нести некоторое бремя ее финансирования. Обычно финансовое участие получателя рассматривается как свидетельство заинтересованности правительства в эффективном использовании предоставляемой его стране технической помощи. В зависимости от количества стран, участвующих в проекте, выделяется двустороннее и многостороннее техническое содействие.
- Издательство тпу
- Введение
- Мировая экономика
- Глава 1. Сущность, становление и основные тенденции развития мирового хозяйства.
- 1.1 Мировая экономика: понятия, специфические черты, и современные тенденции развития.
- 1.2 Периодизация мировой экономики.
- 1.3 Глобальные проблемы мировой экономики
- Глава 2. Структура мировой экономики.
- 2.1 Критерии структурирования мировой экономики и их характеристика.
- 2.2 Характер экономического роста.
- 2.3 Отраслевая структура мировой экономики.
- 2.4 Классификация стран в мировой экономике.
- Глава 3. Основные субъекты мировой экономики
- 3.1 Государство
- 3.2 Транснациональные компании
- 3.3 Международные экономические организации
- 3.4 Региональные экономические интеграционные группировки
- Глава 4. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 4.1 Экологический потенциал современной мировой экономики
- 4.2 Особенности регулирования использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике
- 4.3 Мировой продовольственный кризис и проблемы его преодоления
- 4.4 Типы эколого-экономического развития.
- 4.5 Составляющие концепции устойчивого развития
- Глава 5. Человеческие ресурсы мирового хозяйства.
- 5.1 Мировая демографическая проблема.
- 5.2 Разновидности миграции и их влияние на мировую экономику.
- Современные тенденции международной миграции:
- 5.3 Показатели, характеризующие демографическую проблему современности.
- 5.4 Индекса человеческого развития (ичр)
- Международные экономические отношения
- Глава 1. Теоретические основы международной торговли
- Классические теории мировой торговли
- Теория относительных преимуществ
- 1.2 Альтернативные теории мировой торговли
- Международное регулирование мировой торговли
- Теоретические проблемы процесса вступления России во Всемирную торговую организацию
- Глава 2. Международное движение факторов производства
- 2.1. Международное движение капитала
- Формы международного движения капитала
- 2.2 Мобильность труда и международная миграция рабочей силы
- 2.3. Международное перемещение технологий
- Глава 3. Международные валютно-финансовые отношения
- 3.1. Валютная система и ее элементы
- Валютный курс и факторы, его определяющие
- Отсюда следует, что ни один из способов определения валютного курса не является универсальным. В разных условиях может использоваться тот или иной способ. Факторы, определяющие валютный курс:
- Виды валютного курса:
- 3.3 Валютная политика государства
- 3.4. Эволюция мировой валютной системы
- Группа Всемирного банка
- Региональные банки развития
- 3.6. Платежный баланс: основные статьи и их характеристика
- 3.7. Валютная система и валютная политика Российской Федерации
- Глава 4. Основы внешнеэкономической деятельности
- 4.1. Сущность внешнеэкономической деятельности и
- 4.2. Формы и методы внешней торговли
- Глава 5. Регулирование вэд на национальном и межправительственном уровне
- 5.1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля
- 5.2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 5.3. Нетарифные инструменты государственного регулирования вэд
- Глава 6. Государственное регулирование вэд в российской федерации
- 6.1. Правовые основы и принципы государственного регулирования вэд в России
- 6.2. Внешнеэкономический комплекс современной России
- 6.3. Государственные органы регулирования вэд в России
- 6.4. Негосударственные организации, содействующие развитию внешнеэкономических связей в Российской Федерации
- 6.5. Основные направления внешнеэкономической политики России
- Список литературы
- Содержание