Международное регулирование мировой торговли
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 3 октября 1947 г. подписали 23 государства после краха проекта по созданию организации международной торговли – Международной торговой организации. Начиная с 1947 г., под эгидой ГАТТ прошло 8 раундов МТП (многосторонние торговые переговоры), последний из которых, Уругвайский (1986–1994 гг.), завершился принятием Заключительного акта и созданием ВТО Принципов действия ГАТТ.
Функциями ГАТТ являлись:
воздействие на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;
выполнение функций форума для переговоров, делающих торговые отношения более либеральными и предсказуемыми;
урегулирование споров.
Таким образом, целью ГАТТ являлось обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем ликвидации таможенных и других торговых ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, улучшения использования сырья, роста производства и торгового обмена.
ГАТТ основывалось на следующих принципах:
торговля без дискриминации;
защита посредством таможенных пошлин;
стабильная основа для торговли путем замораживания таможенных ставок;
поощрение справедливой конкуренции;
количественные ограничения на импорт;
консультации и разрешение споров;
региональные торговые соглашения.
Действие основополагающего принципа ГАТТ – принципа недискриминации торговых партнеров – предлагает обязательную оговорку о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ): представляемые любому участнику льготы в торговом режиме обязательно должны распространяться на всех партнеров. Это связано с опытом, накопленным торгующими странами между двумя мировыми войнами и обусловленными неблагоприятными последствиями двухстороннего характера торговых отношений и протекционизма. Действие оговорки ограничено торговлей с развивающимися странами и странами–членами зон свободной торговли. Так, развивающиеся страны могут получать льготы, автоматически не распространяющиеся на других торговых партнеров. В обмен на такие права от этих стран не требуются торговые уступки. Страны–участницы ГАТТ могут состоять членами таможенных союзов и вводить более благоприятные, чем для третьих стран, таможенные тарифы для своих партнеров. Правда, в пределах такого союза должен господствовать принцип свободной торговли. Пошлины единого таможенного тарифа не должны превышать уровня, действовавшего до создания таможенного союза, что на практике создает проблемы с определением расчетной базы. Допуская создание таможенных союзов страны–члены ГАТТ полагают, что к осуществлению свободной всеобщей торговли между группами стран можно приблизиться, устранив торговые ограничения. Пока глобальное применение принципа наибольшего благоприятствования невозможно. Базовый принцип недискриминации означает, что страны–члены ГАТТ обязуются одинаково относиться к отечественным и иностранным партнерам. Например, условия реализации импортных товаров не должны быть менее благоприятными, чем товаров, произведенных в данной стране.
К основополагающим принципам относится и всеобщий запрет на применение количественных ограничений торговли. Государственное регулирование внешней торговли вообще допускается лишь с помощью импортных пошлин.
Таковы основные принципы ГАТТ, которые в обязательном порядке должны соблюдать все страны–члены этой организации.
Итоги деятельности ГАТТ
ВТО до сих пор продолжает следовать цели ГАТТ – устранению существующих барьеров на пути расширения мировой торговли и противодействию протекционной политике. Благодаря нормам и правилам ВТО, носящим всеобщий и обязательный характер, создается противовес группам интересов в странах–участницах, стремящихся ограничить свободную торговлю и конкуренцию.
ВТО была создана, так как ГАТТ уже не могло должным образом реагировать на изменившиеся темпы глобализации хозяйственной жизни. Созывавшиеся по решению конференций министров раунды переговоров довольно плохо содействовали либерализации, поэтому с созданием ВТО ее члены пришли к согласию в необходимости ускорять либерализацию. Помимо устранения тарифов задачей ВТО стала постепенная либерализация сельского хозяйства, до сих пор остававшегося вне поля ее зрения. В систему международных договоренностей впервые введена также торговля услугами, играющая растущую роль в международных экономических отношениях, а также защита интеллектуальной собственности.
Всемирная торговая организация – внутреннее устройство, учрежденное 8 декабря 1994 г. ВТО приступила к деятельности 1 января 1995 г. Она является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, начавшего свою деятельность в 1947 г. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве. Основу функционирования ВТО составляют следующие соглашения:
Многосторонние соглашения по торговле товарами, включающие:
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г.;
Соглашение по сельскому хозяйству;
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм;
Соглашение по текстилю и одежде;
Соглашение по техническим барьерам в торговле;
Соглашение по инвестиционным мерам, имеющим отношение к торговле (ТРИМС);
Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. (Антидемпинговый кодекс);
Соглашение по предотгрузочной инспекции;
Соглашение о правилах происхождения;
Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах;
Соглашение о защитных мерах.
Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).
Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС).
Соглашение о правилах и процедурах урегулирования споров.
Механизм обзора торговой политики.
Плюрилатеральные соглашения:
Соглашение по торговле в гражданской авиации;
Соглашение о государственных закупках;
Международное соглашение по молочным продуктам;
Международное соглашение по говядине.
Цели и принципы
ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994 гг.).
Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств–членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.
Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле на недискриминационной основе, что означает, если, например, США снижает таможенный тариф какой-то одной стране, например Австралии, с 20 до 10 % на шерстяные свитера, то США делают такую же уступку всем другим странам мира. РНБ также применяется в отношении квотирования и лицензирования;
взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
отказ от использования количественных ограничений;
транспарентность торговой политики;
разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д. Жалобы рассматриваются следующим образом: во-первых, проводится расследование обоснованности обвинений. Если жалобы обоснованны, то остальные страны могут оказать давление на страну-нарушителя, чтобы последняя изменила свою политику.
В чрезвычайных случаях участники ВТО могут отменить РНБ в отношении страны-нарушителя, однако необходимость такой меры до сих пор не возникала. Взаимных обязательств о сотрудничестве было достаточно, чтобы обеспечить повсеместное соблюдение предписаний ВТО. Например, США аннулировали сборы за таможенную очистку товаров после того, как Совет ВТО расследовал соответствующие жалобы от Канады и ЕС, а Япония сняла квоты с восьми видов бакалейных товаров, по которым в США возникли жалобы. Все страны–члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой многосторонний своеобразный контракт (пакет).
Структура и функции ВТО
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда.
Первая конференция состоялась в декабре 1994 г. в Сингапуре; вторая – в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО. В Министерской декларации по итогам этой конференции сформулировано поручение Генеральному Совету подготовить решение по срокам проведения, повестке дня и параметрам нового раунда многосторонних торговых переговоров («раунд тысячелетия»).
Следующий форум ВТО прошел в конце 1999 г. и был посвящен обсуждению выполнения странами–членами организации действующих соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП, который включал:
начало переговоров по «встроенной повестке дня» (сельское хозяйство, услуги, обзор Соглашения по ТРИПС);
подготовку рекомендаций по перспективам деятельности организации с учетом решений Сингапурской конференции, т. е. возможному включению в будущие переговоры принципиально новых сфер конкуренции, экологии, трудовых стандартов, а также тарифов на промышленные товары.
Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде.
Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. Гендиректор назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.
Между сессиями, по мере необходимости (8–10 раз в год), для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность органа по урегулированию споров и органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговле товарами и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных соглашений.
Принятие решений, членство в ВТО
В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсуса). В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 г. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 150 государств. Около 20 стран находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в том числе международный валютный фонд (МВФ), Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т. д.
Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.
На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами–членами ВТО. Прежде всего, эти переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО.
- Издательство тпу
- Введение
- Мировая экономика
- Глава 1. Сущность, становление и основные тенденции развития мирового хозяйства.
- 1.1 Мировая экономика: понятия, специфические черты, и современные тенденции развития.
- 1.2 Периодизация мировой экономики.
- 1.3 Глобальные проблемы мировой экономики
- Глава 2. Структура мировой экономики.
- 2.1 Критерии структурирования мировой экономики и их характеристика.
- 2.2 Характер экономического роста.
- 2.3 Отраслевая структура мировой экономики.
- 2.4 Классификация стран в мировой экономике.
- Глава 3. Основные субъекты мировой экономики
- 3.1 Государство
- 3.2 Транснациональные компании
- 3.3 Международные экономические организации
- 3.4 Региональные экономические интеграционные группировки
- Глава 4. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 4.1 Экологический потенциал современной мировой экономики
- 4.2 Особенности регулирования использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике
- 4.3 Мировой продовольственный кризис и проблемы его преодоления
- 4.4 Типы эколого-экономического развития.
- 4.5 Составляющие концепции устойчивого развития
- Глава 5. Человеческие ресурсы мирового хозяйства.
- 5.1 Мировая демографическая проблема.
- 5.2 Разновидности миграции и их влияние на мировую экономику.
- Современные тенденции международной миграции:
- 5.3 Показатели, характеризующие демографическую проблему современности.
- 5.4 Индекса человеческого развития (ичр)
- Международные экономические отношения
- Глава 1. Теоретические основы международной торговли
- Классические теории мировой торговли
- Теория относительных преимуществ
- 1.2 Альтернативные теории мировой торговли
- Международное регулирование мировой торговли
- Теоретические проблемы процесса вступления России во Всемирную торговую организацию
- Глава 2. Международное движение факторов производства
- 2.1. Международное движение капитала
- Формы международного движения капитала
- 2.2 Мобильность труда и международная миграция рабочей силы
- 2.3. Международное перемещение технологий
- Глава 3. Международные валютно-финансовые отношения
- 3.1. Валютная система и ее элементы
- Валютный курс и факторы, его определяющие
- Отсюда следует, что ни один из способов определения валютного курса не является универсальным. В разных условиях может использоваться тот или иной способ. Факторы, определяющие валютный курс:
- Виды валютного курса:
- 3.3 Валютная политика государства
- 3.4. Эволюция мировой валютной системы
- Группа Всемирного банка
- Региональные банки развития
- 3.6. Платежный баланс: основные статьи и их характеристика
- 3.7. Валютная система и валютная политика Российской Федерации
- Глава 4. Основы внешнеэкономической деятельности
- 4.1. Сущность внешнеэкономической деятельности и
- 4.2. Формы и методы внешней торговли
- Глава 5. Регулирование вэд на национальном и межправительственном уровне
- 5.1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля
- 5.2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 5.3. Нетарифные инструменты государственного регулирования вэд
- Глава 6. Государственное регулирование вэд в российской федерации
- 6.1. Правовые основы и принципы государственного регулирования вэд в России
- 6.2. Внешнеэкономический комплекс современной России
- 6.3. Государственные органы регулирования вэд в России
- 6.4. Негосударственные организации, содействующие развитию внешнеэкономических связей в Российской Федерации
- 6.5. Основные направления внешнеэкономической политики России
- Список литературы
- Содержание