logo
Мировая экономика

5.3. Нетарифные инструменты государственного регулирования вэд

Клас­сификация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального согла­шения по тарифам и торговле – GATT, General Agreement on Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX в. Этим соглашением нетариф­ные ограничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку меж­дународной торговли».

К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласо­вана. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD – ЮНКТАД), МБРР, Тарифной комиссии США, отдельных уче­ных, исследующих данные проблемы.

В настоящее время помимо тарифных методов государствен­ного регулирования ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограни­чения) следующим образом:

  1. паратарифные методы;

  2. меры контроля за ценами;

  3. финансовые меры;

  4. меры количественного контроля;

  5. меры автоматического лицензирования;

  6. монополистические меры;

  7. технические меры.

Таким образом, вместе с тарифными мерами ЮНКТАД используется всего восемь основных мер (методов) тарифного и не­тарифного государственного регулирования внешней торговли.

Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представляют собой совокупность экономических (кроме тамо­женного тарифа), административных и технических мер, оказы­вающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают контроль таможенной сто­имости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с суб­сидиями, санкциями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенса­ционные, специальные) и дополнительные таможенные обложе­ния (акцизы, НДС, другие налоги).

Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицен­зирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

Как уже отмечалось, ЮНКТАД выделяет семь основных нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли (паратарифные методы, меры контроля за ценами, финансовые меры, меры количественного контроля, меры автоматического лицензирования, монополистические меры, технические меры). Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностран­ных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, спе­циальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего НДС и акцизы. НДС (value added tax – VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетариф­ные меры государственного регулирования внешней торговли, направленные на защиту интересов отечественных товаропро­изводителей и стимулирование конкурентоспособности отече­ственных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внут­реннем рынке страны и защищают отечественные товары от ино­странной конкуренции.

В некоторых странах используются весьма специфичные фор­мы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта (в Австрии), сбор на охрану окружающей среды (в Дании), сбор при ввозе в страну товаров в пластиковых контейнерах (по эко­логическим причинам – в Италии), налог на защиту растений (в Швеции), сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.

Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные по­шлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

Меры контроля за ценами – это меры борьбы с искусствен­ным занижением цен на импортируемые в данную страну това­ры (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экс­портных субсидий, предоставляемых правительствами иностран­ных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособ­ность (компенсационные меры).

Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых това­ров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечествен­ному производителю страны-импортера. В международной прак­тике достаточно продолжительное время не существовало обще­признанного всеми определения демпинга. Это создавало пред­посылки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, при­нимать произвольные и часто необоснованные решения в отно­шении экспортеров ввозимой в страну продукции.

Принятый в рамах ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Со­глашение о применении статьи VI ГАТТ–1994) конкретизиро­вал методику определения факта демпинга и соответствующие юридические основания для использования антидемпинговых по­шлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каж­дом случае индивидуально, при этом ее размер должен соответ­ствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой це­ной (dumping margin), что позволяет реально нейтрализовать демпинговую операцию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автоматического характера – она вводится только после проведения расследования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт дей­ствительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей данный товар страны.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что меж­дународная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в дем­пинге затем, в ходе расследования, не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко осложняют проведение экспортно-импортных операций и ста­вят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сто­ронами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых результатов. В случае доказанности факта демпинга и поне­сенного от него материального ущерба правительство страны сво­им специальным решением вводит антидемпинговые пошлины. Как показывает анализ применения антидемпинговых мер в мировой торговле, в период с 1995 г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаски­рованный) инструмент протекционистской политики (либо как один из инструментов так называемого «нового протекционизма»). Постепенное усиление в некоторых странах поддержки как экспорта, так и внутреннего производства (например, в форме дотаций, налоговых льгот, льготных тарифов и т. д.) нашло свое отражение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсиди­ям и компенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактиче­ского «скрытого протекционизма».

Для защиты от иностранных конкурентов некоторых эконо­мически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применять­ся и скользящие импортные сборы (направленные на то, чтобы до­вести внутреннюю цену товара до определенного уровня).

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешне­торгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых опе­раций).

Меры количественного контроля (квотирования) связаны с ус­тановлением странами соответствующих количественных огра­ничений на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Эти меры применяются практически всеми странами. Поло­жения ГАТТ–1994, связанные с применением количественных ограничений во внешней торговле, весьма противоречивы, со­держат взаимоисключающие положения и к настоящему време­ни фактически не создают четкой и стройной международной правовой основы для регулирования порядка применения мер количественного контроля (количественных ограничений). С од­ной стороны, ГАТТ–1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО (а на эти стра­ны к началу 2004 г. приходилось более 95 % мировой торговли), должны отказаться от использования количественных ограниче­ний. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соответствии с которыми страны – его участницы могут применять количественные ограничения (на­пример, для поддержания равновесия платежного баланса стра­ны). В ГАТТ–1994 есть так называемые «исключения из прави­ла недискриминации», которые позволяют странам использовать количественные ограничения избирательно против ряда стран. В данном соглашении есть и положения о запрете импорта и экс­порта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.

Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требу­ется получение соответствующего документа (лицензии). С вве­дением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюде­ние) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мони­торинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает вве­дение таких мер в случае необходимости. Практика автоматичес­кого лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах им­портного лицензирования (которое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензированию).

Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусмат­ривается возможность создания системы автоматического лицен­зирования (при которой выдача соответствующей лицензии про­исходит автоматически).

Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различ­ные периоды отдельные государства устанавливают свою моно­полию на торговлю определенными товарами вообще (т. е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах моти­вируется их руководством соображениями поддержания обще­ственной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фар­мацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет соответствующую государственную ком­панию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Централизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательно­го страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обязательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.

Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ–1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле). Эта статья не запрещает деятельность таких предпри­ятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе общих принципов недискриминации и руководствовались ком­мерческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заклю­чать с ними коммерческие сделки.

Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT – ТБТ). Данное соглашение признает за всеми странами право устанав­ливать обязательные технические стандарты (включая требо­вания к упаковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов – обеспечение качества экспорт­ной продукции, требований производства, защита жизни и бе­зопасности людей, животных и растений, а также защита окру­жающей среды и обеспечение требований национальной безопас­ности.

При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т. е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предпо­лагается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что поло­жения данного соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней тор­говли, распространяются как на сами товары, так и на то, ка­ким способом они производятся.