logo
Мировая экономика

6.3. Государственные органы регулирования вэд в России

На современном этапе государственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью представлен тремя властными структурами: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть в лице Федерального сбрания принимает законы. Исполнительная власть в лице Федеральных министерств и ведомств на основе законов, а также указов Президента, постановлений Правительства принимает нормативные акты в форме инструкций, правил, положений и т. д.

Среди государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, можно выделить организации, обладающие общей компетенцией в этой области, и организации, обладающие специальной компетенцией в определенных вопросах.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Они реализуют права Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.

Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты Российской Федерации. В компетенцию субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и прочих областях. В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако эти соглашения не являются международными договорами.

Рассмотрим деятельность данных органов подробнее.

Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации в соответствии со ст. 13 закона № 164-ФЗ распределены следующим образом.

Основные направления торговой политики Российской Федерации, определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, установление запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью определяются Президентом Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации на основании п. 2 ст. 13 закона № 164-ФЗ, в соответствии со своими полномочиями, в частности:

  1. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

  2. применяет защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;

  3. устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;

  4. вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров и определяет порядок их применения;

  5. устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

  6. определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

  7. по представлению федерального органа исполнительной власти, наделенного правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;

  8. определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;

  9. утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

  10. осуществляет полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

В непосредственном ведении Правительства РФ находятся следующие государственные органы, обладающие специальной компетенцией:

Основные функции в области текущего регулирования ВЭД возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ). В его состав входят следующие департаменты и службы, связанные с осуществлением ВЭД:

На Министерство возложены такие регулирующие функции, как:

Министерство промышленности и энергетики наряду с общими целями, как, например, повышение темпов роста и развитие конкурентоспособности предприятий промышленно-энергетического сектора экономики на внутреннем и внешнем рынках, реализует задачу развития экспортного потенциала отечественной промышленности, в том числе оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Мероприятия по развитию экспортного потенциала имеют важное значение в условиях, когда размер внутреннего рынка для предприятий ОПК уменьшился до критического минимума. Одним из перспективных направлений стимулирования экспорта вооружений является совершенствование системы военно-технического сотрудничества, которая на данном этапе ограничивает эффективность российского экспорта вооружений, а также привлекательность российской военной техники для потенциальных покупателей из-за трудностей по ее обслуживанию и ремонту. Для этого необходимо совершенствование нормативно-правовой базы внешнеторговой деятельности в отношении вооружений и военной техники, в частности – для обеспечения благоприятных условий деятельности на внешнем рынке интегрированных структур ОПК. Это совместная задача для Минобороны и Минпромэнерго России. Непосредственным результатом ее решения должно стать создание новой нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы военно-технического сотрудничества.

Важнейшей составляющей защиты интересов российских промышленных компаний за рубежом является обеспечение комплексной государственной поддержки, направленной на усиление конкурентных позиций российских поставщиков, продвижение отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью на перспективные рынки. Основным содержанием поддержки компаний на внешних рынках служат:

Министерство финансов РФ обеспечивает эффективное администрирование бюджетного финансирования, стабильность на финансовых рынках и в банковской сфере, а также институциональные условия для развития производства и экспорта промышленной продукции. В состав министерства входит департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, курирующий вопросы регулирования ставок таможенных пошлин, применения льгот при исчислении и уплате пошлин и расчёта других таможенных платежей и сборов.

Министерство обороны РФ в целях повышения уровня национальной безопасности и конкурентоспособности обеспечивает безопасность экономической деятельности России за рубежом и внутри страны.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Следует отметить, что указом Президента РФ от 11.05.2006 г. № 473 Федеральная таможенная служба передана из ведения Министерства экономического развития и торговли РФ в подчинение Правительству РФ. Ей переданы функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Федеральная таможенная служба реализует функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. В частности, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

  1. взимает таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролирует правильность их исчисления и своевременность уплаты;

  2. обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

  3. производит таможенное оформление и таможенный контроль;

  4. принимает решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД РФ;

  5. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

  6. ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

  7. выдает лицензии на учреждение свободного склада;

  8. осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

  9. информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников ВЭД;

  10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление, по поручению Правительства РФ, интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях.

Территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации представлено таможенными управлениями (7), таможнями (135) и таможенными постами (табл. 4). Основная часть таможен находится в ведении территориальных таможенных управлений (128), 7 таможен – в центральном подчинении:

Таблица 4

Таможенные управления РФ и их структура

Таможенные управления

Количество таможен в подчинении

Количество входящих субъектов федерации

всего

в т. ч. оперативных

Центральное

26

1

18

Северо-Западное

22

2

11

Южное

19

1

13

Сибирское

18

2

16

Приволжское

17

1

14

Дальневосточное

16

1

10

Уральское

10

1

6

Всего

128

9

88

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов в сфере ВЭД.

В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:

Определенные вопросы находятся в совместном ведении федерации и ее субъектов. В их числе: