logo
Мировая экономика

Теоретические проблемы процесса вступления России во Всемирную торговую организацию

Вступление России в ВТО – одна из центральных проблем экономической политики в ходе усиления процессов глобализации. Обсуждение ее в прессе часто базируется на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определение тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам товаров. Вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому требуется более широкий взгляд при анализе его необходимости и последствий. Переговоры об условиях присоединения России к ВТО начались еще в 1995 г. После довольно продолжительного информационного периода (1995–1998 гг.) переговоры перешли в стадию обсуждения конкретных вопросов. В частности, предметом переговоров стали условия доступа иностранных товаров и услуг на рынок России. В конце 2000 г. Правительство России представило уточненные предложения по импортным пошлинам в сельском хозяйстве и модернизированные предложения по торговле услугами. В 2001 г. переговоры перешли в решающую стадию. Чтобы стать участником ВТО, помимо сказанного выше, нужно принять ее принципы и взять на себя обязательства, вытекающие из правовых документов ВТО, число которых уже более 60.

В настоящее время Россия находится на завершающем этапе переговоров по присоединению к ВТО. В январе–сентябре 2007 г. были подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на российский рынок товаров с Сальвадором, Коста-Рикой, Гватемалой, Вьетнамом и Камбоджей. Таким образом, из 60 членов рабочей группы по присоединению России к ВТО двусторонние переговоры завершены с 58 членами. Кроме того, проведено несколько раундов переговоров с Саудовской Аравией и Грузией.

Продолжается работа с Секретариатом ВТО по подготовке консолидированных перечней тарифных уступок и обязательств по доступу на рынок услуг РФ в рамках ее присоединения к ВТО. Подготовлены и согласованы с делегациями ЕС и США тексты десяти разделов Доклада рабочей группы (РГ). В целом результаты переговоров дают реальную возможность завершить работу над докладом РГ к концу ноября 2007 г.

При этом трудно найти отрасль или участок экономики, которых бы правовые условия ВТО не касались прямо или косвенно. Главное условие, открывающее стране дорогу в ВТО, – соответствие национального законодательства, административных правил и практики регулирования внешней торговли товарами и услугами принципам и правовым нормам, заложенным в систему ВТО. Таким образом, страны, учредившие ВТО, создали общее правовое пространство – правовую основу международной торговой системы. Вновь присоединяющееся государство становится частью этой системы при условии перевода национального законодательства на правовые нормы ВТО, поэтому наиболее существенное последствие присоединения России к ВТО – довольно радикальная модернизация законодательства в сфере торговли товарами и услугами. В итоге присоединение к ВТО самым непосредственным образом повлияет:

Кроме этого, затронет взаимосвязь национальной экономики с мировой, определит стороны участия России в международной торговле. Переговоры о присоединении к ВТО – это самые масштабные и серьезные переговоры по экономическим вопросам, которые ведет Россия.

Позитивные макроэкономические последствия присоединения России к ВТО

Присоединение к ВТО – объективный процесс, обусловленный высокой динамикой интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, необходимостью «открытия» западных рынков для отечественной продукции и повышения конкурентоспособности нашей индустрии. Однако результат наверняка не будет однозначным. Говоря прежде всего о выгодности нашего членства в ВТО, нельзя не отметить следующее.

Во-первых, став членом одной их крупнейших и влиятельных международных экономических организаций, Россия получит возможность не только включаться в новые формы мировых внешнеторговых связей, но и участвовать в их развитии с учетом своих национальных интересов.

Во-вторых, российские экспортеры и импортеры получают доступ к унифицированному пространству, опирающемуся на такие соглашения, как ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, в том числе обретут право на гарантируемую принципами и мерами ГАТТ международно-правовую защиту в других государствах (включая пользование РНБ в торговле с ними). Конкретнее говоря, Россия окажется юридически защищенной:

  1. от применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов;

  2. дискриминационных форм использования всех технических барьеров в торговле (правил сертификации, технических и других норм и стандартов);

  3. недобросовестного задействования других торгово-политичес-ких средств в отношении экспортных и импортных организаций российских участников внешнеторговой деятельности.

В-третьих, появятся благоприятные предпосылки включения России в международную производственную кооперацию и в другие наиболее продвинутые формы делового международного сотрудничества. Особо привлекательно для России создание исследовательских организаций и промышленных предприятий, расположенных на российской территории и обеспечивающих не только рабочие места, но и базу дальнейшего развития экономики. Членство в ВТО дает возможность уменьшить свою зависимость от неблагоприятных мирохозяйственных воздействий путем повышения степени приспособляемости к меняющимся условиям.

В-четвертых, расширятся возможности импорта современных технологий производства и управления, сырья и услуг (финансовых, коммуникационных, транспортных), усилится приток в Россию иностранного капитала в форме прямого инвестирования, частного кредитования инвестиционных проектов, приобретения акций отечественных промышленных предприятий.

В-пятых, улучшатся условия решения споров и конфликтов во внешней торговле на реальной правовой основе, более надежными станут гарантии предотвращения торговых войн.

Негативные макроэкономические последствия присоединения России к ВТО

Присоединение к ВТО вовсе не сулит лишь одни приобретения. Каковы же потери, неизбежные в случае сопряженного с вступлением России в эту организацию открытия внутреннего рынка?

  1. Вступление в ВТО откроет рынки дешевым импортным сельскохозяйственным товарам, с которыми отечественные проекты конкурировать не смогут. Нашему сельскому хозяйству будет нанесён огромный урон, что приведет к снижению уровня жизни сельского населения и усилению зависимости страны от импорта продовольствия. Во всех странах сельское хозяйство имеет высокий уровень государственной защиты. И только в России расходы на поддержку аграрного сектора относительно малы. Действующие тарифы значительно ниже, чем в среднем по ВТО; к тому же, вследствие неэффективности таможенного администрирования, даже эти низкие тарифы не выполняют своей защитной функции. Таким образом, сегодня отечественное хозяйство нельзя назвать защищенной отраслью. В настоящее время на переговорах обсуждается сумма в 16 млрд долл. в год, что существенно превышает современный уровень субсидий по сельскому хозяйству и потенциальные возможности бюджета в ближайшем будущем.

  2. Наши банки, страховые компании и пенсионные фонды еще слишком малы для того, чтобы конкурировать с иностранцами. Вступление в ВТО приведет к уничтожению российских финансовых институтов, иностранные банки соберут деньги с населения и вывезут их за рубеж. Действительно, либерализация рынка финансовых услуг при вступлении России в ВТО вряд ли повлечет за собой его немедленные изменения. Как правило, крупные международные банки и страховые компании приходят в страну вслед за своими клиентами – транснациональными корпорациями, однако огромные ниши на рынке сбережения страховых и пенсионных услуг для населения также могут оказаться привлекательными для иностранных банков. Поэтому акцент необходимо сделать на мерах не по защите финансового сектора, а по его развитию. Ускоренное развитие финансового сектора будет способствовать увеличению выгоды от вступления России в ВТО и минимизации издержек за счет мобильности капитала. Что касается оттока капитала, то нужно улучшить инвестиционный климат и реальную защиту прав инвесторов.

  3. Вступление в ВТО ограничивает возможности властного произвола и тем самым отменяет необходимость административной реформы. Действительно, ВТО предоставляет иностранным производителям механизм разрешения конфликтов с российскими властями. В случае дискриминации иностранных производителей будет «дискриминация» отечественных товаров на иностранных рынках. Это приведет к давлению на власть со стороны российских экспортеров. Поэтому без реформы сферы регулирования и государственного аппарата не будет улучшения инвестиционного и предпринимательского климата; вступление в ВТО может привести к массовому оттоку капитала, например через иностранные финансовые институты.

  4. Принимая во внимание крайне низкий уровень конкурентоспособности отечественных производств, быстрое открытие внутреннего российского рынка приведет не только к резкому усилению экспансии иностранных товаропроизводителей, но и поставит под вопрос само существование ряда отраслей отечественной промышленности (прежде всего депрессивных) со всеми вытекающими последствиями, в том числе и социальными.

  5. Грядет и резкое обострение финансовой проблемы. Импортные пошлины на сегодня – «наиболее» собираемый вид бюджетных поступлений, и, учитывая в целом низкую налоговую дисциплину, компенсировать бюджету снижение таможенных платежей в обозримой перспективе просто нечем.

  6. Произойдёт рост социальных инвестиционных издержек, усиление конкуренции на внутреннем рынке, в том числе из-за необходимости перепрофилирования неконкурентоспособных производств, сдерживание роста безработицы и увеличение выплат соответствующих пособий.

  7. Грядут и потери темпов экономической динамики, и усиление напряженности платежного и торгового балансов, и обострение бюджетных проблем, связанных со значительными (прямыми и косвенными) фискальными потерями. Учитывая напряженное состояние бюджета, трудности с пополнением его доходной части, придется, видимо, компенсировать эти потери повышением акцизов, НДС и других внутренних налогов. А это означает дальнейшее ужесточение налоговой базы реального сектора экономики и населения.

Из всего вышесказанного можно увидеть, что минусов от вступления России в ВТО гораздо больше, чем плюсов. Конечно, вступление в ВТО отнимает много сил и времени: необходимо привести национальное законодательство в соответствие с правилами этой организации, договориться с его руководящими органами и каждым ее членом об условиях вступления. Для этого и дается подготовительный период. И его нужно использовать для того, чтобы как можно больше повысить мобильность экономики и улучшить инвестиционный климат, что будет способствовать максимизации выгод.