43. Интеграция на постсоветском пространстве.
Возникновение СНГ стало прямым следствием распада СССР. При образовании Содружества независимых государств в декабре 1991 г. многие считали, что исторически сложившиеся между бывшими союзными республиками и проживавшими в них народами связи неизбежно приведут к тому, что Содружество относительно быстро превратится в новое интегрированное объединение наподобие Европейского союза.
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:
* разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени.
* длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов.
* технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.
Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность.
К главному экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как зоны свободной торговли. Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство белорусского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.
Главное препятствие же для успешной интеграции заключалось в отсутствии согласованной цели интеграции, последовательности интеграционных действий, в слабой политической воле для достижения прогресса, в экономических трудностях. Еще не исчезли расчеты у части правящих кругов новых государств на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.
С 1995 г. начал формироваться Т а м о ж е н н ы й с о ю з. Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.
Основными задачами государств в таможенном союзе являются:
• создание единой таможенной территории в границах объединившихся стран;
• введение режима, не допускающего тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, оговоренных специальными нормативными актами;
• полная отмена таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц;
• использование однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
• функционирование единых органов управления таможенного союза.
По внешней границе в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:
• применение общего таможенного тарифа;
• использование единых мер нетарифного регулирования;
• проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов.
Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза. Затем, в 1995 году, было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия. Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного 26 февраля 1999 г., стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года – Узбекистан.
На неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.
Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза
Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год:
– с 1 января объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф (на основе Единой товарной номенклатуры) и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран;
– с 1 июля отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля – и на территории Беларуси. Также с 6 июля для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС).
И, наконец, последней (на текущей момент) вехой в формировании Таможенного союза явилась дата 1 июля 2011 г. Именно тогда был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза.
Положительные стороны Таможенного союза
Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:
• снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;
• уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;
• сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;
• открытие новых рынков сбыта;
• упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.
Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.
в отличие от Таможенного союза, интеграционная политика которого была направлена, прежде всего, на согласование внешних таможенных пошлин ТС и
унификацию таможенных законодательств стран, главная задача ЕАЭС – создание общего рынка капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, действующего на основе правил ВТО.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Возможное расширение
5 февраля 2013 года министр экономики и внешней торговли Сирии заявил, что правительство Сирии в ближайшее время намерено подать заявку о вступлении в Таможенный союз.
14 января 2015 года Тунисский посол в России Али Гутали заявил, что Тунис готов в ближайшее время присоединиться к Таможенному союзу Евразийского экономического союза.
Также на постсоветском пространстве образовались ряд региональных интеграционных организаций:
Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ — региональная организация, созданная в 1997 году (хартия организации подписана в 2001 году, устав — в 2006 году) республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.
Характерной чертой ГУАМ изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. Инициаторы союза действовали вне рамок СНГ. При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) — Кавказ — Европа в обход территории России.
В качестве политических причин называлось стремление противостоять намерениям России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооружённых сил в Европе и опасения, что это могло бы узаконить присутствие российских вооружённых контингентов в Грузии, Молдавии и Украине независимо от их согласия. Политическая направленность ГУАМ стала ещё более заметной после того, как в 1999 Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ.
Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) создана 25 июня 1992 г. как региональная инициатива. С мая 1999 г., после вступления в силу Устава ЧЭС, является полноформатной международной организацией. Члены ЧЭС: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Турция и Украина.
Цель – более тесное экономическое сотрудничество стран-участниц, свободное передвижение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы и интеграция экономик этих стран в мировую экономическую систему.
В настоящее время внимание участников ЧЭС сконцентрировано на проработке возможностей реализации конкретных региональных проектов: координированное развитие Черноморской кольцевой автомагистрали с выходом на трансъевропейские
магистрали и развитие морских магистралей. В 2007 году в Белграде были подписаны соответствующие меморандумы о взаимопонимании. Не менее важным проектом также является формирование регионального энергетического рынка и создание Черноморского электроэнергетического кольца.
- 1. Основные тенденции в развитии современной мировой экономики в условиях глобализации и геополитических рисков.
- 2. Тенденции транснационализации мировой экономики в условиях глобализации.
- 3.Особые (свободные) зоны в мировой экономике.
- 4.Особенности мрт в конце XX начале XXI вв. Основные типы и формы.
- 5. Ресурсный потенциал и его роль в развитии российской экономики.
- 6. Эволюция европейской валютной системы.
- 7. Евро и доллар в современной валютной системе.
- 8. Международное движение капитала как определяющий фактор функционирования мировой экономики: его сущность и формы.
- 9. Портфельные инвестиции, их масштабы, распределение в мировой экономике.
- 10. Инвестиционный климат. Проблемы улучшения инвестиционной привлекательности.
- 11. Прямые инвестиции, их масштабы, распределение в мировой экономике.
- 12.Платежный баланс: структура, основные статьи. Использование платежного баланса для целей анализа экономического положения страны.
- 13. Характеристика основных отраслей мирового хозяйства и тенденции их развития.
- 14.Типологии и классификации стран мира. Основные группы и подгруппы государств в мировом хозяйстве.
- 15. Основные макроэкономические показатели, характеризующие экономическое развитие страны.
- 16.Рейтинги международных организаций и агентств, характеризующие положение страны в различных сферах экономической и социальной жизни.
- 17.Россия в системе мирового хозяйства.
- 18. Современная экологическая проблема. Роль международных экономических организаций в решении экологической проблемы.
- 19. Проблемы бедности и нищеты в мире. Деятельность оон в направлении достижения целей тысячелетия.
- 20. Глобальная продовольственная проблема. Основные направления деятельности фао по преодолению продовольственного кризиса.
- 21. Современная проблема сохранения мира и безопасности.
- 22. Международное сотрудничество ведущих стран мира в рамках Группы-8, Группы-20 и других неформальных объединений.
- 23. Роль международных экономических организаций в системе современного мирового хозяйства.
- 24. Энергетические ресурсы и их использование в мировом хозяйстве.
- 25. Глобализация как основная характеристика мэ. Факторы глобализации.
- 26. Роль инновационного развития в становлении современной экономики.
- 27. Организация Объединенных Наций (оон), история создания, структура, роль в регулировании различных проблем современности.
- 28. Роль тнк как важнейших субъектов мэ и мэо. Основные признаки и особенности развития.
- 29. Регулирование тнк на международном уровне.
- 30. Мвф: цели, функции и направления деятельности.
- 31. Международный Банк Реконструкции и Развития (мбрр) и другие структуры Бреттон-Вудской системы.
- 32. Международная валютная система: сущность, задачи и функции, этапы развития международной валютной системы.
- 33. Мировой рынок ценных бумаг как часть валютного рынка.
- 34. Понятие «внешней задолженности». Причины возникновения и способы ее регулирования.
- 35. Международные трудовые миграции: сущность процесса, виды.
- 36. Демографические, социальные, национальные и религиозные последствия трудовых миграций
- 37. Проблемы и перспективы европейской интеграции.
- 38. Основные формы и этапы развития экономической интеграции.
- 39. Развитие интеграционных процессов в Североамериканской зоне свободной торговли (нафта).
- 40. Характеристика основных интеграционных группировок в Южной Америке и Карибском бассейне.
- 41. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- 42. Особенности интеграционных процессов в рамках регионального сотрудничества стран Восточной и Южной Азии: современные тенденции.
- 43. Интеграция на постсоветском пространстве.
- 44. Мировой рынок: понятие, функции мирового рынка. Основные показатели
- 45. Международная торговля как одна из форм мэо. Тенденции развития на современном этапе
- 46. Основные показатели, характеризующие мировой товарооборот.
- 47. Понятие мировой цены. Факторы влияющие на ценообразования мирового рынка.
- 48. Международная торговля готовыми изделиями. Основные тенденции.
- 49. Внешнеторговая политика государства: цели и средства ее реализации.
- 50. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Структура и цели таможенного тарифа.
- 51. Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности. Роль трипс.
- 52. Международная торговля услугами: основные тенденции и факторы развития. Особенности регулирования торговли услугами. Роль гатс.
- 53. Товарная и географическая структура внешней торговли России. Современные тенденции.
- 54. Всемирная торговая организация (вто). История создания. Основные соглашения.
- 55. Деятельность вто на современном этапе. Переговоры в рамках Дохийского раунда.
- 56. Роль нетарифных методов в регулировании внешней торговли.
- 58.Парижский и Лондонский клубы и их роль в регулировании финансово-кредитных отношений.
- 61. Организация стран-экспортеров нефти опек и ее роль в регулировании рынка углеводородного сырья
- 61.Организация стран-экспортеров нефти опек и ее роль в регулировании рынка углеводородного сырья
- 62. Мировая торговля сельскохозяйственными товарами и продовольствием.
- 63.Международный бизнес: понятие, виды и мотивация. Среда ведения бизнеса и характеристика ее составляющих. Методы анализа международной бизнес-среды.
- 65. Способы проникновения компаний на зарубежные рынки: виды, понятие, преимущества и недостатки.
- 66. Электронный бизнес в международной деятельности предприятия: понятие, преимущества и недостатки. Характеристика направлений электронной коммерции в международном бизнесе.
- 67. Международный туризм как форма международного бизнеса. Роль России на мировом рынке туристических услуг.
- 69. Посреднические операции в международном бизнесе: виды, характеристика, целесообразность и преимущества использования посредников.
- 71. Офшорный бизнес: выбор территории, создание компании и техника ведения сделок. Специфика внешнеторговой, страховой и банковской деятельности в офшорах.
- 72. Риски в международном бизнесе: виды, характеристика, способы страхования.
- 73. Внешнеэкономическая политика России на современном этапе, ее роль и значение в защите национального предпринимательства и экономической безопасности страны.
- 74. Внешнеторговые меры и технические барьеры в регулировании внешнеэкономической деятельности в России.
- II Товары, в отношении которых государствами-членами тс применяются ограничения в соответствии с обязательствами принятыми при присоединении к вто:
- 6 Списков товаров:
- 78. Таможенно-тарифное регулирование вэд в рф. Роль и значение в защите национального предпринимательства и безопасности страны.
- 6 Методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров
- 1.3 Наличие неблагополучных статей в бух. Отчетности:
- 2. Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности
- 2.2 Оценка динамичности развития предприятия :
- 2.3 Оценка эффек-ти использования экономич потенциала:
- 84. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов и факторы, влияющие на их выбор.
- 85. Аккредитивная форма международных расчетов: правовое регулирование, виды и порядок проведения. Преимущества и недостатки.
- 86. Международные расчеты по инкассо: правовое регулирование, виды, формы и порядок проведения. Преимущества и недостатки.
- 87. Международные расчеты в форме банковского перевода и платежей по открытому счету.
- 88. Чеки и векселя как международные формы расчетов и средства платежей. Правовое регулирование и порядок использования. Аваль, акцепт и индоссамент векселя.
- 1. Вводная часть (преамбула)
- 7. Качество товара