logo
GOSy

29. Регулирование тнк на международном уровне.

Выделяют 3 уровня регулирования деятельности ТНК: внутреннее законодательство, двусторонние и многосторонние соглашения.

Внутригосударственное регулирование предполагает подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны. В большинстве случаев, это инвестиционное законодательство, направленное на определение правового статуса иностранного вкладчика: физического или юридического лица. Однако наиболее уязвимым моментом в одностороннем регулировании деятельности ТНК является то, что благодаря своей организационной структуре, она способна избежать контроля со стороны одного государства. Поэтому для регулирования деятельности ТНК национального законодательства принимающих государств явно недостаточно.

Второй уровень регулирования составляют двусторонние инвестиционные соглашения, которые заключаются между заинтересованными государствами. В научной литературе дается неоднозначная оценка подобным договорам. Отмечают тенденцию к унификации содержащихся в них норм. Эксперты ООН говорят о подтверждении международного обычая, или, по крайней мере, расширяющейся государственной практике, в значительной мере содействующей развитию международ- ного права в области экономического сотрудничества. Однако есть авторы, придержи- вающиеся иной точки зрения. В частности, В. В. Наталуха указывает, что наименее развитые страны, нуждающиеся в притоке инвестиций, заключают подобные соглашения непосредственно с ТНК, тем самым предоставляя широкие льготы для иностранного ка- питала. Этим закрепляется неравенство сторон и подрывается стабильность междуна- родных экономических отношений

Наконец, третьим уровнем регулирования деятельности ТНК выступают многосторонние международные договоры. На международно-правовом уровне было предпринято несколько попыток определить статус транснациональных корпораций. Одна из них была осуществлена в рамках Организации Объединенных Наций. В течение многих лет (1975 – 1994 гг.) шла работа над проектом Кодекса поведения ТНК. Однако в ходе этой работы непримиримо столкнулись позиции развитых и развивающихся стран. Развитые страны настаивали на определении преимущественно прав ТНК, а развивающиеся страны – на закреплении их обязательств перед принимающей страной. Принять документ так и не удалось.

Возможно, в предвидении такого результата развитые страны перенесли разработку статуса транснациональных предприятий в Организацию экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). В итоге в 1976 году была принята Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях – документ мягкого права, содержащий рекомендательные нормы. К Декларации был приложен среди всего прочего, документ под названием «Руководящие принципы для многонациональных предприятий».

Бесспорно, регулирование деятельности ТНК на международном уровне имеет ряд преимуществ перед национальным и региональным регулированием, в первую очередь, из-за международного характера деятельности ТНК. Однако существующие сегодня нормативные акты, регулирующие деятельность ТНК, носят декларативный и рекомендательный характер из-за нехватки механизмов реализации. Это та проблема, над которой еще предстоит работать.

Вместе с тем, сегодня принят целый ряд обязательных международно-правовых актов, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц, включая ТНК: Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства 1998 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.; Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и др.

Экономическая мощь ТНК, их влияние на мировую политику предопределили появление правовых концепций о признании за ТНК международной правосубъектности. Наука международного права на современном этапе своего развития столкнулась с необходимостью комплексного обоснования статуса ТНК как правомерных субъектов международного права, определения адекватных способов международно-правового регулирования их деятельности, выработки оптимальных форм взаимодействия ТНК с государствами и международными организациями. Представляется, что для более эффективного правового регулирования ТНК наиболее перспективным является международно-правовая унификация норм, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций. Основным условием возникновения у ТНК международной правосубъектности деюре может стать наличие в источниках международного права норм, которые бы определяли их правосубъектность. Предпосылками разработки этих норм могут служить нормы «мягкого права», отразившие желае- мые стандарты поведения ТНК в различных сферах их деятельности.

В 1972 г. был создан Центр ООН по ТНК. Его главной целью было изучение деятельности ТНК и их влияния на мировую экономику, а также публикация информации о ведущих ТНК и выявление наиболее значимых тенденций их развития. Результатом таких наблюдений стал вывод, свидетельствующий о признании могущества ТНК и весьма ограниченных возможностях мировой общественности воздействия на них. 

К началу 1990-х гг. компромисс между ТНК и принимающими странами сформировался в следующем виде:

а) страны, принимающие ТНК и иностранные капиталовложения, согласились ослабить контроль за деятельностью ТНК, создать благоприятные условия допуска ПИИ (больше гарантий и стимулов, либерализация процедур доступа ПИИ и их регулирования в секторах экономики для иностранного собственника);

б) страны базирования ТНК ради внедрения в экономику принимающих стран отошли от соблюдения родового признака корпорации — однонациональность капитала — и пошли на создание в них филиалов с участием капиталов принимающей страны либо под ее эгидой, а также на создание в этих странах национальных ТНК (преимущественно мелких и средних).

Впоследствии этот компромисс реализовался также путем создания в принимающей стране и стране базирования совместных предприятий с взаимным участием капиталов. Более удачными оказались попытки регулирования социальных аспектов деятельности ТНК. В настоящее время в принимающих странах они регулируются “Трехсторонней декларацией принципов касательно многонациональных предприятий и социальной политики”, принятой в 1977г. под покровительством МОТ. В ней обозначены стандарты в вопросах найма, обучения, условий труда и жизни, отношений на производстве.

Кооперационные соглашения между ТНК обеспечивают не только выигрыш в самом процессе производства, но и улучшают возможности совместного (принимающей страны и ТНК) выступления на рынке. Отдельные аспекты деятельности ТНК могут регулироваться ТРИМС (Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер) и ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), принятым Уругвайским раундом ГАТТ/ВТО в 1994 г. В июле 2003 г. Комиссия по правам человека одобрила проект конвенции “Нормы ответственности транснациональных корпораций”, в которой на ТНК возлагались те же обязательства, что и на государства. В соответствии с конвенцией, ТНК обязаны воздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной деятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качество предлагаемых ими товаров и услуг, а также безопасных и здоровых условий работы. Но пока данный проект не приобрел силу конвенции. В последние годы определенные надежды возлагаются на попытку ввести в качестве нового компромисса понятие “социальная ответственность бизнеса”. Ее сторонники исходят из того, что такая позиция соответствует интересам крупного бизнеса, поскольку при игнорировании социальной ответственности ТНК могут нести финансовые потери