29. Регулирование тнк на международном уровне.
Выделяют 3 уровня регулирования деятельности ТНК: внутреннее законодательство, двусторонние и многосторонние соглашения.
Внутригосударственное регулирование предполагает подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны. В большинстве случаев, это инвестиционное законодательство, направленное на определение правового статуса иностранного вкладчика: физического или юридического лица. Однако наиболее уязвимым моментом в одностороннем регулировании деятельности ТНК является то, что благодаря своей организационной структуре, она способна избежать контроля со стороны одного государства. Поэтому для регулирования деятельности ТНК национального законодательства принимающих государств явно недостаточно.
Второй уровень регулирования составляют двусторонние инвестиционные соглашения, которые заключаются между заинтересованными государствами. В научной литературе дается неоднозначная оценка подобным договорам. Отмечают тенденцию к унификации содержащихся в них норм. Эксперты ООН говорят о подтверждении международного обычая, или, по крайней мере, расширяющейся государственной практике, в значительной мере содействующей развитию международ- ного права в области экономического сотрудничества. Однако есть авторы, придержи- вающиеся иной точки зрения. В частности, В. В. Наталуха указывает, что наименее развитые страны, нуждающиеся в притоке инвестиций, заключают подобные соглашения непосредственно с ТНК, тем самым предоставляя широкие льготы для иностранного ка- питала. Этим закрепляется неравенство сторон и подрывается стабильность междуна- родных экономических отношений
Наконец, третьим уровнем регулирования деятельности ТНК выступают многосторонние международные договоры. На международно-правовом уровне было предпринято несколько попыток определить статус транснациональных корпораций. Одна из них была осуществлена в рамках Организации Объединенных Наций. В течение многих лет (1975 – 1994 гг.) шла работа над проектом Кодекса поведения ТНК. Однако в ходе этой работы непримиримо столкнулись позиции развитых и развивающихся стран. Развитые страны настаивали на определении преимущественно прав ТНК, а развивающиеся страны – на закреплении их обязательств перед принимающей страной. Принять документ так и не удалось.
Возможно, в предвидении такого результата развитые страны перенесли разработку статуса транснациональных предприятий в Организацию экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). В итоге в 1976 году была принята Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях – документ мягкого права, содержащий рекомендательные нормы. К Декларации был приложен среди всего прочего, документ под названием «Руководящие принципы для многонациональных предприятий».
Бесспорно, регулирование деятельности ТНК на международном уровне имеет ряд преимуществ перед национальным и региональным регулированием, в первую очередь, из-за международного характера деятельности ТНК. Однако существующие сегодня нормативные акты, регулирующие деятельность ТНК, носят декларативный и рекомендательный характер из-за нехватки механизмов реализации. Это та проблема, над которой еще предстоит работать.
Вместе с тем, сегодня принят целый ряд обязательных международно-правовых актов, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц, включая ТНК: Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства 1998 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.; Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и др.
Экономическая мощь ТНК, их влияние на мировую политику предопределили появление правовых концепций о признании за ТНК международной правосубъектности. Наука международного права на современном этапе своего развития столкнулась с необходимостью комплексного обоснования статуса ТНК как правомерных субъектов международного права, определения адекватных способов международно-правового регулирования их деятельности, выработки оптимальных форм взаимодействия ТНК с государствами и международными организациями. Представляется, что для более эффективного правового регулирования ТНК наиболее перспективным является международно-правовая унификация норм, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций. Основным условием возникновения у ТНК международной правосубъектности деюре может стать наличие в источниках международного права норм, которые бы определяли их правосубъектность. Предпосылками разработки этих норм могут служить нормы «мягкого права», отразившие желае- мые стандарты поведения ТНК в различных сферах их деятельности.
В 1972 г. был создан Центр ООН по ТНК. Его главной целью было изучение деятельности ТНК и их влияния на мировую экономику, а также публикация информации о ведущих ТНК и выявление наиболее значимых тенденций их развития. Результатом таких наблюдений стал вывод, свидетельствующий о признании могущества ТНК и весьма ограниченных возможностях мировой общественности воздействия на них.
К началу 1990-х гг. компромисс между ТНК и принимающими странами сформировался в следующем виде:
а) страны, принимающие ТНК и иностранные капиталовложения, согласились ослабить контроль за деятельностью ТНК, создать благоприятные условия допуска ПИИ (больше гарантий и стимулов, либерализация процедур доступа ПИИ и их регулирования в секторах экономики для иностранного собственника);
б) страны базирования ТНК ради внедрения в экономику принимающих стран отошли от соблюдения родового признака корпорации — однонациональность капитала — и пошли на создание в них филиалов с участием капиталов принимающей страны либо под ее эгидой, а также на создание в этих странах национальных ТНК (преимущественно мелких и средних).
Впоследствии этот компромисс реализовался также путем создания в принимающей стране и стране базирования совместных предприятий с взаимным участием капиталов. Более удачными оказались попытки регулирования социальных аспектов деятельности ТНК. В настоящее время в принимающих странах они регулируются “Трехсторонней декларацией принципов касательно многонациональных предприятий и социальной политики”, принятой в 1977г. под покровительством МОТ. В ней обозначены стандарты в вопросах найма, обучения, условий труда и жизни, отношений на производстве.
Кооперационные соглашения между ТНК обеспечивают не только выигрыш в самом процессе производства, но и улучшают возможности совместного (принимающей страны и ТНК) выступления на рынке. Отдельные аспекты деятельности ТНК могут регулироваться ТРИМС (Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер) и ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), принятым Уругвайским раундом ГАТТ/ВТО в 1994 г. В июле 2003 г. Комиссия по правам человека одобрила проект конвенции “Нормы ответственности транснациональных корпораций”, в которой на ТНК возлагались те же обязательства, что и на государства. В соответствии с конвенцией, ТНК обязаны воздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной деятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качество предлагаемых ими товаров и услуг, а также безопасных и здоровых условий работы. Но пока данный проект не приобрел силу конвенции. В последние годы определенные надежды возлагаются на попытку ввести в качестве нового компромисса понятие “социальная ответственность бизнеса”. Ее сторонники исходят из того, что такая позиция соответствует интересам крупного бизнеса, поскольку при игнорировании социальной ответственности ТНК могут нести финансовые потери
- 1. Основные тенденции в развитии современной мировой экономики в условиях глобализации и геополитических рисков.
- 2. Тенденции транснационализации мировой экономики в условиях глобализации.
- 3.Особые (свободные) зоны в мировой экономике.
- 4.Особенности мрт в конце XX начале XXI вв. Основные типы и формы.
- 5. Ресурсный потенциал и его роль в развитии российской экономики.
- 6. Эволюция европейской валютной системы.
- 7. Евро и доллар в современной валютной системе.
- 8. Международное движение капитала как определяющий фактор функционирования мировой экономики: его сущность и формы.
- 9. Портфельные инвестиции, их масштабы, распределение в мировой экономике.
- 10. Инвестиционный климат. Проблемы улучшения инвестиционной привлекательности.
- 11. Прямые инвестиции, их масштабы, распределение в мировой экономике.
- 12.Платежный баланс: структура, основные статьи. Использование платежного баланса для целей анализа экономического положения страны.
- 13. Характеристика основных отраслей мирового хозяйства и тенденции их развития.
- 14.Типологии и классификации стран мира. Основные группы и подгруппы государств в мировом хозяйстве.
- 15. Основные макроэкономические показатели, характеризующие экономическое развитие страны.
- 16.Рейтинги международных организаций и агентств, характеризующие положение страны в различных сферах экономической и социальной жизни.
- 17.Россия в системе мирового хозяйства.
- 18. Современная экологическая проблема. Роль международных экономических организаций в решении экологической проблемы.
- 19. Проблемы бедности и нищеты в мире. Деятельность оон в направлении достижения целей тысячелетия.
- 20. Глобальная продовольственная проблема. Основные направления деятельности фао по преодолению продовольственного кризиса.
- 21. Современная проблема сохранения мира и безопасности.
- 22. Международное сотрудничество ведущих стран мира в рамках Группы-8, Группы-20 и других неформальных объединений.
- 23. Роль международных экономических организаций в системе современного мирового хозяйства.
- 24. Энергетические ресурсы и их использование в мировом хозяйстве.
- 25. Глобализация как основная характеристика мэ. Факторы глобализации.
- 26. Роль инновационного развития в становлении современной экономики.
- 27. Организация Объединенных Наций (оон), история создания, структура, роль в регулировании различных проблем современности.
- 28. Роль тнк как важнейших субъектов мэ и мэо. Основные признаки и особенности развития.
- 29. Регулирование тнк на международном уровне.
- 30. Мвф: цели, функции и направления деятельности.
- 31. Международный Банк Реконструкции и Развития (мбрр) и другие структуры Бреттон-Вудской системы.
- 32. Международная валютная система: сущность, задачи и функции, этапы развития международной валютной системы.
- 33. Мировой рынок ценных бумаг как часть валютного рынка.
- 34. Понятие «внешней задолженности». Причины возникновения и способы ее регулирования.
- 35. Международные трудовые миграции: сущность процесса, виды.
- 36. Демографические, социальные, национальные и религиозные последствия трудовых миграций
- 37. Проблемы и перспективы европейской интеграции.
- 38. Основные формы и этапы развития экономической интеграции.
- 39. Развитие интеграционных процессов в Североамериканской зоне свободной торговли (нафта).
- 40. Характеристика основных интеграционных группировок в Южной Америке и Карибском бассейне.
- 41. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- 42. Особенности интеграционных процессов в рамках регионального сотрудничества стран Восточной и Южной Азии: современные тенденции.
- 43. Интеграция на постсоветском пространстве.
- 44. Мировой рынок: понятие, функции мирового рынка. Основные показатели
- 45. Международная торговля как одна из форм мэо. Тенденции развития на современном этапе
- 46. Основные показатели, характеризующие мировой товарооборот.
- 47. Понятие мировой цены. Факторы влияющие на ценообразования мирового рынка.
- 48. Международная торговля готовыми изделиями. Основные тенденции.
- 49. Внешнеторговая политика государства: цели и средства ее реализации.
- 50. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Структура и цели таможенного тарифа.
- 51. Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности. Роль трипс.
- 52. Международная торговля услугами: основные тенденции и факторы развития. Особенности регулирования торговли услугами. Роль гатс.
- 53. Товарная и географическая структура внешней торговли России. Современные тенденции.
- 54. Всемирная торговая организация (вто). История создания. Основные соглашения.
- 55. Деятельность вто на современном этапе. Переговоры в рамках Дохийского раунда.
- 56. Роль нетарифных методов в регулировании внешней торговли.
- 58.Парижский и Лондонский клубы и их роль в регулировании финансово-кредитных отношений.
- 61. Организация стран-экспортеров нефти опек и ее роль в регулировании рынка углеводородного сырья
- 61.Организация стран-экспортеров нефти опек и ее роль в регулировании рынка углеводородного сырья
- 62. Мировая торговля сельскохозяйственными товарами и продовольствием.
- 63.Международный бизнес: понятие, виды и мотивация. Среда ведения бизнеса и характеристика ее составляющих. Методы анализа международной бизнес-среды.
- 65. Способы проникновения компаний на зарубежные рынки: виды, понятие, преимущества и недостатки.
- 66. Электронный бизнес в международной деятельности предприятия: понятие, преимущества и недостатки. Характеристика направлений электронной коммерции в международном бизнесе.
- 67. Международный туризм как форма международного бизнеса. Роль России на мировом рынке туристических услуг.
- 69. Посреднические операции в международном бизнесе: виды, характеристика, целесообразность и преимущества использования посредников.
- 71. Офшорный бизнес: выбор территории, создание компании и техника ведения сделок. Специфика внешнеторговой, страховой и банковской деятельности в офшорах.
- 72. Риски в международном бизнесе: виды, характеристика, способы страхования.
- 73. Внешнеэкономическая политика России на современном этапе, ее роль и значение в защите национального предпринимательства и экономической безопасности страны.
- 74. Внешнеторговые меры и технические барьеры в регулировании внешнеэкономической деятельности в России.
- II Товары, в отношении которых государствами-членами тс применяются ограничения в соответствии с обязательствами принятыми при присоединении к вто:
- 6 Списков товаров:
- 78. Таможенно-тарифное регулирование вэд в рф. Роль и значение в защите национального предпринимательства и безопасности страны.
- 6 Методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров
- 1.3 Наличие неблагополучных статей в бух. Отчетности:
- 2. Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности
- 2.2 Оценка динамичности развития предприятия :
- 2.3 Оценка эффек-ти использования экономич потенциала:
- 84. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов и факторы, влияющие на их выбор.
- 85. Аккредитивная форма международных расчетов: правовое регулирование, виды и порядок проведения. Преимущества и недостатки.
- 86. Международные расчеты по инкассо: правовое регулирование, виды, формы и порядок проведения. Преимущества и недостатки.
- 87. Международные расчеты в форме банковского перевода и платежей по открытому счету.
- 88. Чеки и векселя как международные формы расчетов и средства платежей. Правовое регулирование и порядок использования. Аваль, акцепт и индоссамент векселя.
- 1. Вводная часть (преамбула)
- 7. Качество товара