logo
GOSy

34. Понятие «внешней задолженности». Причины возникновения и способы ее регулирования.

Суммарные денежные обязательства государства, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Может взиматься:

Факторы кризиса внешней задолженности

Появлению кризиса внешней задолженности обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические. Структурные — связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании платежного баланса из-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования

.

Специфические факторы чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или) циклическими кризисами. Например, долговой кризис 1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979-1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом ТНК в развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов; недостаточностью внимания при кредитовании со стороны ТНБ тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами; 80% займов развивающихся стран за период с 1973 по 1982 г. пошли на компенсацию повышения цен на нефть и на финансирование текущих расходов правительств, а также на обслуживание растущего долга; погашением задолженности за счет краткосрочных кредитов и др. К началу долгового кризиса структура внешней задолженности развивающихся стран существенно ухудшилась за счет значительного превышения задолженности частных над официальными кредиторами, что ухудшало условия обслуживания долга.

В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом, а увеличение внешних заимствований ведет к росту процентных ставок по кредитам, увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает порочный круг. Разорвать его странам с высоким уровнем задолженности можно только обратившись к стабилизационной программе МВФ, которая предполагает:

Поиски путей взаимного выхода из кризиса задолженности обычно ведутся по следующим направлениям:

а) ведение двухсторонних переговоров между странами кредиторами и заёмщиками (постепенный путь выхода из кризиса);

б) облегчение долгового бремени страны-заёмщика (единовременная мера – например, списание части задолженности в счёт кредитора);

в) трансформация долгов страны-заёмщика (реструктуризация долга – например, долги страны в обмен на акции предприятий или в обмен на другие формы платежей).

В целом, процесс реструктуризации внешнего долга страны может проходить на базе следующих мер:

а) перенос платежей (изменение сроков платежей по основному долгу, части долга или процентам на долговые обязательства);

б) сокращение суммы долга (снижение долговых обязательств либо путём прямого прощения, либо путём продажи на вторичном рынке, либо путём конверсии в национальные активы должника);

в) рекапитализация (обмен долгов на другие финансовые агрегаты или предоставление целевых кредитов на погашение долга).

Традиционный механизм реструктуризации внешнего долга включает в себя ряд этапов:

а) принятие заинтересованной страной программы стабилизации и проведение ею экономических реформ на основе рекомендаций МВФ и МБРР на основе их концессионных кредитов;

б) согласие Парижского клуба официальных кредиторов не программу реструктуризации чистых потоков тех средств, которые связаны с обслуживанием внешнего долга;

в) проведение страной-должником двухсторонних переговоров с теми странами, которые не входят в Парижский клуб, о предоставлении ей таких же условий реструктуризации долга, какие предоставляются участникам Парижского клуба стран-кредиторов;

г) списание на двусторонней основе тех долгов, которые возникли в результате получения страной-должником по линии официальной помощи её экономическому развитию;

д) предоставление новых концессионных кредитов стране-должнику для облегчения долгового бремени – при условии проведения страной рекомендованных для неё экономических и структурных реформ.