37. Проблемы и перспективы европейской интеграции.
Проблемы регионального развития
Для набирающей силу скептической точки зрения относительно дальнейшего расширения ЕС определенное значение имеет экономический аргумент: заявки с просьбой о вхождении в ЕС поступают от стран с относительно низким уровнем развития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению со среднеевропейским уровнем ВВП. Эти страны по большому счету не отвечают установленным в ЕС критериям принятия новых членов (так называемые критерии вхождения). Таким образом, достижение экономического единения и равномерного развития всех стран – членов ЕС становится все более проблематичным, а цена расширения может негативным образом сказаться, например, на формировании общего бюджета ЕС, что в результате будет оказывать сдерживающий эффект на темпы развития ЕС в целом.
Рассмотрим еще одну существенную проблему: при большом количестве стран, входящих в ЕС, со все более и более разнящимся уровнем экономического развития предложенная формула фактически означает дифференциацию темпа интеграции (либо дифференциацию степени интеграции в данных областях) в группах стран – членов ЕС: одни государства быстрее реализуют цели объединения, другие – медленнее. Одни государства находятся как бы в привилегированном положении – быстрее достигают цели и быстрее получают от этого экономические выгоды. Другие же – в более худшем положении. Это не только проблема так называемого членства "второго сорта", или неравноправного партнерства, второразрядного и урезанного, особенно когда речь идет о процессе принятия решения в выработке согласованной интеграционной политики или их положения в институциональных органах Европейских сообществ (в Европейском Союзе). В конечном счете практическая реализация такого сценария евро-интеграции в большом масштабе влечет за собой фундаментальную угрозу: региональная экономическая интеграция становится половинчатой, и ее суть оказывается подорванной. Это возможно в том смысле, что отдельные страны – члены ЕС с разной скоростью и в разных сферах будут участвовать в реализации отдельных фаз экономической интеграции, которые описываются моделью Бела Баласа (Bela Balassa). В результате в долгосрочной перспективе достижение регионального экономического объединения становится призрачным.
Проблема безработицы
Высокая доля безработных в экономически активном населении – проблема всех стран ЕС, имеющая долговременный характер. Причины повышенного уровня безработных кроются в демографической ситуации (рост численности рабочих-иммигрантов, высокая активность женщин, ускоренные темпы роста активного населения в районах, где проблема безработицы наиболее остра), а также зависят от конъюнктуры. В начале XXI в. среди стран, относительно благополучных по этому критерию, можно назвать Австрию, Великобританию, Ирландию, Нидерланды. Швецию (менее 5%). Самая большая безработица в Испании -11,3%, Франции – 9,7, Греции – 9,6, Финляндии – 9,0%.
Страны Евросоюза представляют собой желанную цель для ищущих работу иммигрантов. По мнению немецких экономистов, важным условием устойчивого развития экономики в долгосрочной перспективе является прирост населения. Из-за медленных темпов его роста странам Европы трудно соперничать с Соединенными Штатами, экономика которых с 1960-х гг. развивалась быстрее, чем европейская.
Германия также привлекательна для многих ищущих работу иммигрантов. Согласно данным Федерального статистического ведомства ФРГ, в 2001 г. в страну въехало на 273 тыс. человек больше, чем ее покинуло, из них 84 тыс. – немцы и 188 тыс. – иностранцы. Большая часть из них пополнила экономически активное население. В 2002 г., по оценке того же ведомства, приток населения превысил его отток более чем на 200 тыс. человек. В принципе германский рынок труда открыт не только для жителей стран – участниц ЕС, но также и для граждан Исландии, Норвегии и Лихтенштейна.
В Великобритании с 1997 г. правительство почти в три раза увеличило число разрешений на занятие трудовой деятельностью для лиц, живших за пределами ЕС, доведя их до 140 тыс. в год. Но и этого было недостаточно для английской экономики, некоторые сектора которой испытывают нехватку рабочей силы, несмотря на 5%-ную безработицу. Правительство намерено выдать дополнительно еще 10 тыс. разрешений для иммигрантов, желающих работать в пищевой промышленности и гостинично-ресторанном секторе. Будет рассмотрена также программа, облегчающая процедуру иммиграции иностранным студентам, специализирующимся в области математики, естественных и инженерных наук.
Испания проводит сравнительно либеральную по сравнению с другими западноевропейскими странами иммиграционную политику. Большинство иммигрантов прибывают сюда из стран Латинской Америки, поскольку в Испании у них нет языковых проблем. Иммиграция латиноамериканцев, владеющих некоторыми нужными стране профессиями, даже поощряется. Более сложной является проблема интеграции жителей Северной Африки, образующих вторую по численности группу иммигрантов. Они находятся в Испании в основном нелегально, поэтому занимаются там наиболее низко оплачиваемой работой, например в сельском хозяйстве.
Правительство Франции в настоящее время стремится затруднить иммиграцию. При этом оно не только принимает более жесткие меры против нелегалов, но и осложняет выдачу вида на жительство легальным иммигрантам. Он будет в дальнейшем выдаваться только тому, кто проявит стремление интегрироваться во французское общество и овладеть французским языком. Особенно трудно устроиться на работу темнокожим африканцам, хотя французский язык все еще широко распространен в бывших колониях Франции.
Перспективы
После вступления в ЕС стран-новобранцев процессы углубления интеграции распространяются на всю новую территорию ЕС. По мнению российских экономистов О. Буториной и Ю. Борко, высказанному несколько лет назад, "переход к Экономическому и валютному союзу сопряжен с такими трудностями, требует таких усилий и расходов, что как раз на лом переходном этапе расширение становится если не препятствием, то, по меньшей мере, тормозом". Теперь, после вступления 10 государств в ЕС, эта точка зрения выглядит еще более правомерной. Еврозона становится структурой, объединяющей меньшинство участников ЕС, причем итоги референдума в Швеции, надолго закрывшего путь к вступлению страны в ЭВС, почти наверняка отодвинут сроки введения евро в двух других странах – Великобритании и Дании. Динамику ЕС в ближайшие 15–20 лет можно представить следующим образом:
¬ 2010 г. – страны "десятки" завершают переходный период полностью интегрируются в единый внутренний рынок ЕС с его "четырьмя свободами"; четыре государства – Венгрия, Мальта. Словения и Чехия – возможно, вступят в ЭВС; вероятно, к этому времени или несколько раньше к ЭВС присоединятся также Великобритания и Дания;
¬ 2010–2015 гг. – в ЭВС вступают остальные страны "десятки"; к концу периода завершают переходный период и полностью интегрируются в единый внутренний рынок Болгария и Румыния; членом ЕС становятся Турция, Хорватия, Македония;
¬ 2015–2020 гг. – Болгария и Румыния вступают в ЭВС, Турция, Хорватия, Македония завершают переходный период и, возможно, также присоединяется к ЭВС; в ЕС вступают Сербия и Черногория, Албания, Босния и Герцеговина.
Все это время институтам ЕС придется решать задачу координации макроэкономической политики трех групп государств: членов ЭВС, участников единого внутреннего рынка и новичков, находящихся в процессе адаптации. И все это время одним из основных направлений политики ЕС будет содействие процессу реальной конвергенции трех десятков стран, который, по сути, начинается заново и займет, видимо, не меньше трех десятилетий. Цена этой политики будет измеряться сотнями миллиардов евро.
- 1. Основные тенденции в развитии современной мировой экономики в условиях глобализации и геополитических рисков.
- 2. Тенденции транснационализации мировой экономики в условиях глобализации.
- 3.Особые (свободные) зоны в мировой экономике.
- 4.Особенности мрт в конце XX начале XXI вв. Основные типы и формы.
- 5. Ресурсный потенциал и его роль в развитии российской экономики.
- 6. Эволюция европейской валютной системы.
- 7. Евро и доллар в современной валютной системе.
- 8. Международное движение капитала как определяющий фактор функционирования мировой экономики: его сущность и формы.
- 9. Портфельные инвестиции, их масштабы, распределение в мировой экономике.
- 10. Инвестиционный климат. Проблемы улучшения инвестиционной привлекательности.
- 11. Прямые инвестиции, их масштабы, распределение в мировой экономике.
- 12.Платежный баланс: структура, основные статьи. Использование платежного баланса для целей анализа экономического положения страны.
- 13. Характеристика основных отраслей мирового хозяйства и тенденции их развития.
- 14.Типологии и классификации стран мира. Основные группы и подгруппы государств в мировом хозяйстве.
- 15. Основные макроэкономические показатели, характеризующие экономическое развитие страны.
- 16.Рейтинги международных организаций и агентств, характеризующие положение страны в различных сферах экономической и социальной жизни.
- 17.Россия в системе мирового хозяйства.
- 18. Современная экологическая проблема. Роль международных экономических организаций в решении экологической проблемы.
- 19. Проблемы бедности и нищеты в мире. Деятельность оон в направлении достижения целей тысячелетия.
- 20. Глобальная продовольственная проблема. Основные направления деятельности фао по преодолению продовольственного кризиса.
- 21. Современная проблема сохранения мира и безопасности.
- 22. Международное сотрудничество ведущих стран мира в рамках Группы-8, Группы-20 и других неформальных объединений.
- 23. Роль международных экономических организаций в системе современного мирового хозяйства.
- 24. Энергетические ресурсы и их использование в мировом хозяйстве.
- 25. Глобализация как основная характеристика мэ. Факторы глобализации.
- 26. Роль инновационного развития в становлении современной экономики.
- 27. Организация Объединенных Наций (оон), история создания, структура, роль в регулировании различных проблем современности.
- 28. Роль тнк как важнейших субъектов мэ и мэо. Основные признаки и особенности развития.
- 29. Регулирование тнк на международном уровне.
- 30. Мвф: цели, функции и направления деятельности.
- 31. Международный Банк Реконструкции и Развития (мбрр) и другие структуры Бреттон-Вудской системы.
- 32. Международная валютная система: сущность, задачи и функции, этапы развития международной валютной системы.
- 33. Мировой рынок ценных бумаг как часть валютного рынка.
- 34. Понятие «внешней задолженности». Причины возникновения и способы ее регулирования.
- 35. Международные трудовые миграции: сущность процесса, виды.
- 36. Демографические, социальные, национальные и религиозные последствия трудовых миграций
- 37. Проблемы и перспективы европейской интеграции.
- 38. Основные формы и этапы развития экономической интеграции.
- 39. Развитие интеграционных процессов в Североамериканской зоне свободной торговли (нафта).
- 40. Характеристика основных интеграционных группировок в Южной Америке и Карибском бассейне.
- 41. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- 42. Особенности интеграционных процессов в рамках регионального сотрудничества стран Восточной и Южной Азии: современные тенденции.
- 43. Интеграция на постсоветском пространстве.
- 44. Мировой рынок: понятие, функции мирового рынка. Основные показатели
- 45. Международная торговля как одна из форм мэо. Тенденции развития на современном этапе
- 46. Основные показатели, характеризующие мировой товарооборот.
- 47. Понятие мировой цены. Факторы влияющие на ценообразования мирового рынка.
- 48. Международная торговля готовыми изделиями. Основные тенденции.
- 49. Внешнеторговая политика государства: цели и средства ее реализации.
- 50. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Структура и цели таможенного тарифа.
- 51. Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности. Роль трипс.
- 52. Международная торговля услугами: основные тенденции и факторы развития. Особенности регулирования торговли услугами. Роль гатс.
- 53. Товарная и географическая структура внешней торговли России. Современные тенденции.
- 54. Всемирная торговая организация (вто). История создания. Основные соглашения.
- 55. Деятельность вто на современном этапе. Переговоры в рамках Дохийского раунда.
- 56. Роль нетарифных методов в регулировании внешней торговли.
- 58.Парижский и Лондонский клубы и их роль в регулировании финансово-кредитных отношений.
- 61. Организация стран-экспортеров нефти опек и ее роль в регулировании рынка углеводородного сырья
- 61.Организация стран-экспортеров нефти опек и ее роль в регулировании рынка углеводородного сырья
- 62. Мировая торговля сельскохозяйственными товарами и продовольствием.
- 63.Международный бизнес: понятие, виды и мотивация. Среда ведения бизнеса и характеристика ее составляющих. Методы анализа международной бизнес-среды.
- 65. Способы проникновения компаний на зарубежные рынки: виды, понятие, преимущества и недостатки.
- 66. Электронный бизнес в международной деятельности предприятия: понятие, преимущества и недостатки. Характеристика направлений электронной коммерции в международном бизнесе.
- 67. Международный туризм как форма международного бизнеса. Роль России на мировом рынке туристических услуг.
- 69. Посреднические операции в международном бизнесе: виды, характеристика, целесообразность и преимущества использования посредников.
- 71. Офшорный бизнес: выбор территории, создание компании и техника ведения сделок. Специфика внешнеторговой, страховой и банковской деятельности в офшорах.
- 72. Риски в международном бизнесе: виды, характеристика, способы страхования.
- 73. Внешнеэкономическая политика России на современном этапе, ее роль и значение в защите национального предпринимательства и экономической безопасности страны.
- 74. Внешнеторговые меры и технические барьеры в регулировании внешнеэкономической деятельности в России.
- II Товары, в отношении которых государствами-членами тс применяются ограничения в соответствии с обязательствами принятыми при присоединении к вто:
- 6 Списков товаров:
- 78. Таможенно-тарифное регулирование вэд в рф. Роль и значение в защите национального предпринимательства и безопасности страны.
- 6 Методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров
- 1.3 Наличие неблагополучных статей в бух. Отчетности:
- 2. Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности
- 2.2 Оценка динамичности развития предприятия :
- 2.3 Оценка эффек-ти использования экономич потенциала:
- 84. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов и факторы, влияющие на их выбор.
- 85. Аккредитивная форма международных расчетов: правовое регулирование, виды и порядок проведения. Преимущества и недостатки.
- 86. Международные расчеты по инкассо: правовое регулирование, виды, формы и порядок проведения. Преимущества и недостатки.
- 87. Международные расчеты в форме банковского перевода и платежей по открытому счету.
- 88. Чеки и векселя как международные формы расчетов и средства платежей. Правовое регулирование и порядок использования. Аваль, акцепт и индоссамент векселя.
- 1. Вводная часть (преамбула)
- 7. Качество товара