16.Рейтинги международных организаций и агентств, характеризующие положение страны в различных сферах экономической и социальной жизни.
Рейтинговые агентства как институт представляют собой один из элементов той совокупности, которую принято называть инфраструктурой рынка. Это профессиональные посредники, оценивающие качество кредита. С теоретической точки зрения главное назначение рейтинговых агентств — устранение информационной асимметрии между эмитентами и инвесторами, что достигается использованием преимуществ специализации. Действительно, даже если признать, что публикуемая информация об эмитентах и ценных бумагах полна и точна, далеко не у всех инвесторов есть умение или возможность эту информацию собирать, анализировать и делать на ее основе выводы о степени приемлемости тех или иных инвестиций.
Начиная примерно с 20-х гг. нашего века, ведущие информационные конгломераты США стали предоставлять своим подписчикам еще одну услугу, присваивая сформированные по определенной системе оценки (рейтинги) ценным бумагам, прежде всего облигациям железнодорожных компаний. Так зарождался бизнес ведущих американских рейтинговых агентств Moody's Investors Services (головная компания Dun Bradstreet) и Standard & Poor's (головная компания McGrow Hill). Поскольку инвесторов, нуждающихся в независимом анализе кредитного риска долговых ценных бумаг, уже в то время было много, новая услуга пользовалась огромным спросом, который лишь возрос в годы Великой депрессии и после нее. Сегодня только в этих двух рейтинговых агентствах проходят "сертификацию" финансовые инструменты на сумму в десятки триллионов долларов, но основа доходов агентств по-прежнему взносы подписчиков.
До последнего времени на рынке международных рейтинговых услуг господствовала упомянутая выше американская дуополия — обязательный "джентльменский" набор эмитента включал лишь их оценки. Преимущества доступа к наиболее развитому в мире финансовому рынку США предполагали именно такую диспозицию. Действительно, поскольку получение еще одного рейтинга неизбежно сопряжено с дополнительными и не всегда пренебрежимо малыми издержками, постольку положение остальных агентств, претендовавших на международный статус, выглядело практически безнадежным.
Однако происшедшее в 1997 г. объединение агентств Fitch и IBCA следует рассматривать не просто как свидетельство того, что волна олигопольных слияний захватила еще одну сферу экономики. Грядущее формирование единого европейского финансового рынка, который можно считать естественной вотчиной IBCA, при одновременном проникновении на Американский континент (a Fitch — структура американская) дает вновь образованной организации хорошие шансы вмешаться в конкурентную борьбу на высшем уровне.
Определенный импульс рейтинговому бизнесу был придан в результате введения единой европейской валюты. Летом 1999 г. в Германии намечено создать европейское рейтинговое агентство, которое будет финансироваться в том числе немецким федеральным агентством Deutsche Ausgleichsbank. Необходимость в формировании данного агентства, по мнению его организаторов, продиктована прежде всего тем, что у инвесторов не хватает адекватной аналитической информации о мелких и средних компаниях, которые, в свою очередь, все больше зависят от единого европейского рынка капиталов (по оценкам, более 80% европейских компаний не имеют международных кредитных рейтингов) и растущего стремления инвесторов в Европе вкладывать средства за границами своих национальных государств. С самого начала было объявлено, что комиссионные нового агентства будут примерно вдвое ниже стандартов американских лидеров рынка. Агентство планирует начать свою деятельность с предоставления рейтингов немецким и австрийским компаниям, чтобы на следующей стадии (через полтора-два года) переключиться на заемщиков по всей Европе.
Кроме международных рейтингов, во многих странах работают национальные агентства, которые присваивают рейтинги для "внутреннего пользования". В таких рейтингах обычно бывают заинтересованы либо иностранные структуры, стремящиеся обеспечить себе комфортный доступ на местный финансовый рынок, либо местные заемщики из числа мелких или средних предприятий, для которых нет необходимости в получении международного рейтинга или эта процедура излишне обременительна и/или дорога.
В свою очередь, для международных рейтинговых агентств всегда было важно соблюсти баланс между непосредственным присутствием на национальных рынках (оперативностью) и отстраненностью от местных реалий (независимостью). При разрешении данной дилеммы каждое агентство выбирает свой путь. Например, Standard & Poor's и Duff& Phelps активно образуют совместные предприятия в разных формах с местными агентствами. В России в 1998 г. тоже было образовано первое совместное предприятие зарубежного и отечественного агентств — Standard & Poor's и Института экономики города.
Напротив, Moody's вступает в подобные альянсы довольно редко (два исключения на наиболее активно формирующихся рынках развивающихся стран — это приобретение Moody's пакетов акций в местных рейтинговых агентствах в Индии и Южной Корее). Это агентство опасается, что рейтинговая политика может оказаться подверженной политическому давлению на местном уровне. Надо сказать, что такая точка зрения в определенной степени обоснованна — в частности, практика японских агентств, принадлежащих клиентам, которым собственно, и присваивают рейтинг, — яркое тому свидетельство: японские компании почти всегда оцениваются местами агентствами выше, чем международными.
В целом практика местных агентств мало, чем отличается от международной, но большая приближенность к месту событий дает национальным агентствам преимущества в адекватности и скорости реакции на происходящее. Кроме того, в странах, рейтинг которых по международным стандартам относительно невысок, использование локальной шкалы рейтингов для местных организаций позволяет добиться гораздо большей дифференциации в оценке их кредитоспособности. Иными словами, за максимально возможный принимается страновой рейтинг.
Существуют также агентства, специализирующиеся на определенных секторах деятельности, требующих особых аналитических подходов. В частности, агентство Thomson Bankwatch концентрируется на рейтингах банковских структур; для некоторых других агентств основной сферой интереса считаются охранные финансовые инструменты и т.д.
Ведущие агентства гордятся своим послужным списком — число обанкротившихся структур, которые принадлежали бы к высшим рейтинговым категориям, на многолетнем промежутке времени исчисляется единицами. Так, для Moody's своеобразным "рекордсменом" является компания Johns Manville (рейтинг A3), не избежавшая процедуры банкротства в 1982 г. Более того, не вызывает ни малейшего сомнения ретроспективная зависимость между уровнем рейтинговых оценок и экономической жизнестойкостью.
- 1. Основные тенденции в развитии современной мировой экономики в условиях глобализации и геополитических рисков.
- 2. Тенденции транснационализации мировой экономики в условиях глобализации.
- 3.Особые (свободные) зоны в мировой экономике.
- 4.Особенности мрт в конце XX начале XXI вв. Основные типы и формы.
- 5. Ресурсный потенциал и его роль в развитии российской экономики.
- 6. Эволюция европейской валютной системы.
- 7. Евро и доллар в современной валютной системе.
- 8. Международное движение капитала как определяющий фактор функционирования мировой экономики: его сущность и формы.
- 9. Портфельные инвестиции, их масштабы, распределение в мировой экономике.
- 10. Инвестиционный климат. Проблемы улучшения инвестиционной привлекательности.
- 11. Прямые инвестиции, их масштабы, распределение в мировой экономике.
- 12.Платежный баланс: структура, основные статьи. Использование платежного баланса для целей анализа экономического положения страны.
- 13. Характеристика основных отраслей мирового хозяйства и тенденции их развития.
- 14.Типологии и классификации стран мира. Основные группы и подгруппы государств в мировом хозяйстве.
- 15. Основные макроэкономические показатели, характеризующие экономическое развитие страны.
- 16.Рейтинги международных организаций и агентств, характеризующие положение страны в различных сферах экономической и социальной жизни.
- 17.Россия в системе мирового хозяйства.
- 18. Современная экологическая проблема. Роль международных экономических организаций в решении экологической проблемы.
- 19. Проблемы бедности и нищеты в мире. Деятельность оон в направлении достижения целей тысячелетия.
- 20. Глобальная продовольственная проблема. Основные направления деятельности фао по преодолению продовольственного кризиса.
- 21. Современная проблема сохранения мира и безопасности.
- 22. Международное сотрудничество ведущих стран мира в рамках Группы-8, Группы-20 и других неформальных объединений.
- 23. Роль международных экономических организаций в системе современного мирового хозяйства.
- 24. Энергетические ресурсы и их использование в мировом хозяйстве.
- 25. Глобализация как основная характеристика мэ. Факторы глобализации.
- 26. Роль инновационного развития в становлении современной экономики.
- 27. Организация Объединенных Наций (оон), история создания, структура, роль в регулировании различных проблем современности.
- 28. Роль тнк как важнейших субъектов мэ и мэо. Основные признаки и особенности развития.
- 29. Регулирование тнк на международном уровне.
- 30. Мвф: цели, функции и направления деятельности.
- 31. Международный Банк Реконструкции и Развития (мбрр) и другие структуры Бреттон-Вудской системы.
- 32. Международная валютная система: сущность, задачи и функции, этапы развития международной валютной системы.
- 33. Мировой рынок ценных бумаг как часть валютного рынка.
- 34. Понятие «внешней задолженности». Причины возникновения и способы ее регулирования.
- 35. Международные трудовые миграции: сущность процесса, виды.
- 36. Демографические, социальные, национальные и религиозные последствия трудовых миграций
- 37. Проблемы и перспективы европейской интеграции.
- 38. Основные формы и этапы развития экономической интеграции.
- 39. Развитие интеграционных процессов в Североамериканской зоне свободной торговли (нафта).
- 40. Характеристика основных интеграционных группировок в Южной Америке и Карибском бассейне.
- 41. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- 42. Особенности интеграционных процессов в рамках регионального сотрудничества стран Восточной и Южной Азии: современные тенденции.
- 43. Интеграция на постсоветском пространстве.
- 44. Мировой рынок: понятие, функции мирового рынка. Основные показатели
- 45. Международная торговля как одна из форм мэо. Тенденции развития на современном этапе
- 46. Основные показатели, характеризующие мировой товарооборот.
- 47. Понятие мировой цены. Факторы влияющие на ценообразования мирового рынка.
- 48. Международная торговля готовыми изделиями. Основные тенденции.
- 49. Внешнеторговая политика государства: цели и средства ее реализации.
- 50. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. Структура и цели таможенного тарифа.
- 51. Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности. Роль трипс.
- 52. Международная торговля услугами: основные тенденции и факторы развития. Особенности регулирования торговли услугами. Роль гатс.
- 53. Товарная и географическая структура внешней торговли России. Современные тенденции.
- 54. Всемирная торговая организация (вто). История создания. Основные соглашения.
- 55. Деятельность вто на современном этапе. Переговоры в рамках Дохийского раунда.
- 56. Роль нетарифных методов в регулировании внешней торговли.
- 58.Парижский и Лондонский клубы и их роль в регулировании финансово-кредитных отношений.
- 61. Организация стран-экспортеров нефти опек и ее роль в регулировании рынка углеводородного сырья
- 61.Организация стран-экспортеров нефти опек и ее роль в регулировании рынка углеводородного сырья
- 62. Мировая торговля сельскохозяйственными товарами и продовольствием.
- 63.Международный бизнес: понятие, виды и мотивация. Среда ведения бизнеса и характеристика ее составляющих. Методы анализа международной бизнес-среды.
- 65. Способы проникновения компаний на зарубежные рынки: виды, понятие, преимущества и недостатки.
- 66. Электронный бизнес в международной деятельности предприятия: понятие, преимущества и недостатки. Характеристика направлений электронной коммерции в международном бизнесе.
- 67. Международный туризм как форма международного бизнеса. Роль России на мировом рынке туристических услуг.
- 69. Посреднические операции в международном бизнесе: виды, характеристика, целесообразность и преимущества использования посредников.
- 71. Офшорный бизнес: выбор территории, создание компании и техника ведения сделок. Специфика внешнеторговой, страховой и банковской деятельности в офшорах.
- 72. Риски в международном бизнесе: виды, характеристика, способы страхования.
- 73. Внешнеэкономическая политика России на современном этапе, ее роль и значение в защите национального предпринимательства и экономической безопасности страны.
- 74. Внешнеторговые меры и технические барьеры в регулировании внешнеэкономической деятельности в России.
- II Товары, в отношении которых государствами-членами тс применяются ограничения в соответствии с обязательствами принятыми при присоединении к вто:
- 6 Списков товаров:
- 78. Таможенно-тарифное регулирование вэд в рф. Роль и значение в защите национального предпринимательства и безопасности страны.
- 6 Методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров
- 1.3 Наличие неблагополучных статей в бух. Отчетности:
- 2. Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности
- 2.2 Оценка динамичности развития предприятия :
- 2.3 Оценка эффек-ти использования экономич потенциала:
- 84. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов и факторы, влияющие на их выбор.
- 85. Аккредитивная форма международных расчетов: правовое регулирование, виды и порядок проведения. Преимущества и недостатки.
- 86. Международные расчеты по инкассо: правовое регулирование, виды, формы и порядок проведения. Преимущества и недостатки.
- 87. Международные расчеты в форме банковского перевода и платежей по открытому счету.
- 88. Чеки и векселя как международные формы расчетов и средства платежей. Правовое регулирование и порядок использования. Аваль, акцепт и индоссамент векселя.
- 1. Вводная часть (преамбула)
- 7. Качество товара