logo
GOSy

67. Международный туризм как форма международного бизнеса. Роль России на мировом рынке туристических услуг.

В положении о лицензировании международной туристической деятельности (от 12.12.95 №1222) установлено, что под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж. [2] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» гласит, что «туризм - это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, спортивных, религиозных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». [2]

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

1 Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

2 Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.

3 Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

4 С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Одна из особенностей международного туризма состоит в том, что он носит экономический характер и раскрывается через влияние, какое международный туризм оказывает на платежные балансы страны. Иностранные туристы, оплачивая товары, услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет страны и тем самым активизируют её платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной валюты из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассив платежного баланса страны - поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.

Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.

К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

В настоящее время развитие туризма в России сдерживается многими факторами, среди которых следует выделить восемь основных.

  1. Дефицит позитивной информации о стране, отсутствие рекламы России на зарубежных рынках.

  2. Неразвитость туристской инфраструктуры.

  3. Отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру.

  4. Неблагоприятный для туристских посещений страны визовый режим. Завышенная стоимость виз, длительные сроки их выдачи и иные консульские правила усложняют посещение России иностранными туристами, часто принимающими решение о поездке на короткое время за несколько дней до намечаемой даты выезда.

  5. Невысокий уровень сервиса, несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг (особенно в части условий размещения, питания и перевозок).

  6. Несовершенство законодательной базы.

  7. Проблемы в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов. В России отсутствует принятая в мире система торговли tax-free.

  8. Недостаток квалифицированных кадров, политическая и экономическая нестабильность, обострение криминальной обстановки и межнациональные конфликты, отсутствие реальных инвестиций, сложность получения виз и др.

На долю России, обладающей огромным туристским потенциалом в силу уникального географического положения, разнообразия природных и культурно-исторических ресурсов, высокого качества человеческого капитала, приходится менее 1% мировых туристских потоков.

Правительство Российской Федерации определило приоритетные задачи в сфере туризма: интеграция России в мировое туристское пространство; повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта; перевод туристской и санаторно-курортной индустрии Российской Федерации на инновационный путь развития; повышение качества туристских и санаторно-курортных услуг до мировых стандартов, прирост объема их экспорта. Решение этих задач будет способствовать превращению России в мировую туристскую державу.

68. Франчайзинг как форма международного бизнеса. Практика развития в России и за рубежом.

        Франчайзинг - деятельность крупной, имеющей широкую известность на рынке компании (франчайзера), владеющего технологией, лицензией, ноу-хау, по оказанию своему партнеру (обычно небольшой и неизвестной потребителю фирме - франчайзи) помощи и консультирования в выборе сферы торговли и услуг, в организации торговой сети, рекламы, подготовки персонала и т.д. Франчайзи обычно получает право пользования торговым знаком франчайзера и его фирменным наименованием, Франчайзинг представляет собой форму, одновременно содержащую элементы лицензионного соглашения и дистрибьюторского договора, связанного с исключительным правом реализации товаров и услуг на договорной территории.           Субфранчайзинг - право франчайзи на предоставление франшизы третьим лицам.             Различают три вида франчайзинга:

-товарный франчайзинг - право на продажу товаров с торговой маркой франчайзера;  - производственный франчайзинг (Соса-Соlа);

-  деловой франчайзинг - право открытия магазинов по продаже определенного набора товаров под именем франчайзера.

        Франчайзинг в настоящее время регулируется государственными законами, причем в разных странах эти законы неодинаковы.

        По сравнению с патентной лицензией франчайзинг имеет больший масштаб: по контракту строго оговаривается характер деятельности получателя франшизы, право использования товарного знака, право субфраншизы, взаимные обязательства, связанные с обслуживанием, бухгалтерским, финансовым и технологическим  консультированием  со стороны фирмы, предоставляющей франчайзинг; объем предоставляемого ноу-хау; система оплаты по договору (обычно она включает единовременный платеж отдельно за оборудование, отдельно за товарный знак и отдельно за ноу-хау, плюс роялти -ежемесячный платеж по франчайзингу,  который может составлять от 1,5 до 12 % от годовой суммы реализации).

        Франчайзинг гораздо в меньшей степени подвержен провалу, чем полностью самостоятельный бизнес, так как риск отдельного франчайзи снижается ввиду его участия в общей системе франчайзинга, в которой франчайзер обеспечивает обучение и испытание программы ведения бизнеса и маркетинга. Здесь не требуются большие капиталовложения, а стартовые затраты могут быстро окупиться, Но наивысшей причиной успеха франчайзинга является общность интересов как франчайзера, так и франчайзи.

       

        Основные преимущества франчайзинга сводятся к следующему:

-  возможно стать самостоятельным владельцем бизнеса;

- имеется право вести свой бизнес под признанным торговым знаком, известным многим потенциальным покупателям;

- используются апробированные планы и практические мероприятия по ведению бизнеса и маркетинга данного продукта или услуги;

- совместно с франчайзером проводятся компании по продвижению товаров и услуг;  -  начальное и последующее обучение и все виды консалтинга осуществляются франчайзером;  - относительно низка стоимость приобретения многих видов лицензионного бизнеса, а также возможно получение кредита от франчайзера

Международный франчайзинг – процедура, в соответствии с которой компания-франчайзер предоставляет независимой компании-франчайзи права вести бизнес под своим именем в обмен на получение вознаграждения. Франчайзер предоставляет торговую марку, технологию, продукт и т.д., оказывает вспомогательные услуги (реклама, подготовка персонала, разработка программ обеспечения качества). 

 Все же существует ряд причин, по которым международный франчайзинг не используется так часто, как он того заслуживает:

        Кроме того, договоры по франчайзингу часто могут односторонне прерываться. Это происходит по инициативе франчайзи, который может сознательно нарушать условия договора и вынудить франчайзера к прекращению контракта. Франчайзеры располагают рядом юридических мер для решения подобных проблем (возбуждение судебного дела об ущербе, договоры о неконкуренции, контроль за помещениями франчайзи, право приобретения бизнеса франчайзи, неустойка в связи с прекращением контракта), но эти меры являются дорогостоящими и во многих случаях не дают удовлетворительного результата.

Анализ франчайзеров ориентирован на выбор наиболее подходящего из них, сотрудничество с которым окажется самым успешным:

Опыт, репутация и планы на будущее. Хороший франчайзер с большой тщательностью отбирает своих франчайзи, одним из основных инструментов в этой процедуре является подробная анкета. В свою очередь, франчайзи также разрабатывает свою анкету для того, чтобы быть уверенным, что выбор франчайзера был осуществлен правильно. В начале рассматривается период деятельности франчайзера, в общем, и в системе франчайзинга, в частности. Важно, чтобы франчайзер в прошлом ликвидировал все недостатки бизнеса, поэтому опыт в 2-3 года в данной области обязателен. Статус франчайзера перед финансово-кредитными учреждениями является важным показателем качества его бизнес практики и может служить решающим преимуществом в получении кредитов. Успехи, достигнутые в прошлом (продажи, прибыли), наиболее ценны, если относятся к более длительному периоду времени, нежели к краткосрочному периоду, пусть даже они в последнем случае будут очень впечатляющими. Планы на будущее должны быть реалистичными. Анализ информации из независимых источников дополнит общую картину ценными данными.

Оценка франчайзи

Анализ в данном случае должен быть ориентирован на определение соответствия потенциала франчайзи выбранной области деятельности. Основными двумя направлениями анализа являются: (1) потенциал для организации и развития бизнеса; (2) предпринимательские характеристики.

Потенциал для организации и развития бизнеса включает в себя анализ текущего положения и перспектив развития по следующим основным направлениям:

Опыт франчайзи на данном рынке (производство, маркетинг и пр.)

Опыт управления аналогичными предприятиями

Необходимые специалисты и возможность найма с учетом сложившегося уровня оплаты труда

Начальный капитал для бизнеса и источники получения основных и оборотных средств.

Предпринимательские характеристики. Учитывая тот факт, что франчайзи представляет собой своеобразный компромисс между предпринимателем и наемным работником, основными характеристиками, которыми он должен обладать, являются: ориентация на рынок и продажи, энергичность, настойчивость и старательность, решительность и самоуважение, готовность соблюдать стандартные процедуры, невысокая предрасположенность к риску.

Недостаточный уровень поддержки субъектов франчайзинга со стороны финансовых организаций является еще одним фактором, затрудняющим развитие франчайзинга в России. Так, на сегодняшний день ни одним коммерческим банком не предложено комплексной системы обслуживания субъектов франчайзинга. По свидетельству руководителей крупнейших российских франчайзинговых сетей, основной проблемой развития их компании по механизму коммерческой концессии является невозможность получения в банке кредитных ресурсов, а также незаинтересованность самих коммерческих банков в разработке и применении схем кредитования субъектов франчайзинга.

Основным из них является законодательный фактор, а именно отсутствие в России нормативно-правовой базы, способствующей развитию коммерческой концессии. Основу франчайзингового законодательства составляет гл. 54 ГК РФ "Коммерческая концессия"

Другой составляющей проблемы информационного вакуума в нашей стране является закрытость данных о компаниях - франчайзерах и франчайзи. Это связано с российской спецификой ведения бизнеса, отличающейся непрозрачностью и замкнутостью. Франчайзингу как раз необходима открытость отношений франчайзи и франчайзера, партнерский способ построения отношений, основанный на доверии.

Следующим важным фактором, ограничивающим развитие коммерческой концессии в России, является нежелание российских франчайзи выплачивать роялти в силу нематериальности получаемых услуг.

Кроме того, как показал анализ практики работы отечественных франчайзинговых структур, большинство российских франчайзеров не желают предоставлять франчайзи собственные бизнес-технологии в полном объеме, что ведет к нарушению устойчивости бизнеса франчайзи и ухудшению показателей его работы.