logo
GOSy

36. Демографические, социальные, национальные и религиозные последствия трудовых миграций

К социальным последствиям миграции в принимающей стране можно отнести:

-   проблемы, связанные с взаимоотношениями иностранцев с рабочими, администрацией на производстве;

-   проблемы с взаимоотношениями мигрантов и местных жителей;

-   влияние миграции на криминальную обстановку;

-   неудовлетворительные условия труда и быта работников-мигрантов;

-   нелегальные занятия коммерцией со стороны иностранных граждан;

-   напряженная ситуация вокруг иностранных граждан формирует негативное отношение к принимающей стране.

 

В то же время в стране (регионе) которая является поставщиком рабочей силы возможно будут наблюдаться следующие тенденции:

-  рост заработной платы в связи с сокращением трудовых ресурсов;

- потеря высококвалифицированных кадров, в связи с их отъездом за рубеж;

-  снижение доходов владельцев средств производства;

-  приток денежных средств из-за рубежа в виде заработной платы лиц, выехавших с целью трудоустройства;

-  при больших миграционных потоках - рост уровня инфляции в связи с поступлением денежных средств, не обеспеченных соответствующим ростом производства.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что несмотря на все возможные негативные последствия миграция рабочей силы является объективным процессом и имеет массу положительных проявлений.

Экономические (национальные) последствия миграций для стран-доноров

1. Сокращаются безработица и расходы по ее социальному обслуживанию;

Достаточно проблематично выглядит связь миграции и снижения безработицы. Многомиллионный приток иностранной рабочей силы не поднял уровень безработицы в странах-реципиентах (она колеблется около 5% экономически активного населения). Это связано с исключительной мобильностью («эластичностью») приехавших рабочих, готовых переходить с одной работы на другую или переезжать в соседнюю страну в случае угрозы увольнения или депортации.

Выше отмечалось, что доля безработных среди выезжающих на работу за рубеж была относительно невелика. Отъезд работавших не приводил к сокращению массовой безработицы. Более того, даже в период отправки граждан за рубеж безработица в странах-донарах не сокращалась, а росла. Эпизодическое снижение уровня безработицы происходило не в связи с эмиграцией, а в связи с оживлением экономической деятельности государств-экспортеров рабочей силы.

2. Граждане, работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть дохода на родину, улучшая платежный баланс страны;

Действительно, в ряде случаев, благодаря экспорту своих рабочих, страны смогли улучшить экономическое положение, поднять жизненный уровень населения, увеличить валютные резервы, повысить качественный состав и некоторые другие макро- и микропоказатели. Действительно, переводы рабочих на родину порой достигали внушительных сумм.

Бесспорно, что получение бедным государством многомиллионных или даже многомиллиардных сумм в стабильной валюте заметно улучшает валютно-финансовое положение такого государства, всю его экономику. Оно увеличивает ассигнования и, в частности, капиталовложения на хозяйственное развитие, на повышение благосостояния населения. Государство становится платежеспособным, что позволяет ему обращаться к международным организациям и частным кредиторам за займами и кредитами. Одним словом, создаются существенные предпосылки для повышения жизненного уровня населения.

В то же время ссылка на облегчение погашения внешней задолженности выглядит недостаточно состоятельной. Именно под валютные поступления рабочих страны-доноры брали новые кредиты, чтобы обеспечить стране догоняющее развитие. В результате плохо помогали даже миллиардные поступления. Во многом это связано с тем, что переводы, как правило, не трансформировались в инвестиции, в производство, т. е. в реальный сектор экономики.

Широко распространено утверждение, что эмигранты получают квалификацию за рубежом и возвращаются уже квалифицированными рабочими, поскольку в некоторых индустриальных государствах действительно существуют курсы повышения квалификации. Но они не меняют ситуацию. Чаще всего приехавший квалифицированный рабочий устраивается не по специальности, а на предложенную работу. За время его пребывания за границей, длящееся от 2 до 10 лет, он деквалифицируется и на родину возвращается простым рабочим. Такая метаморфоза происходит с подавляющим большинством квалифицированных рабочих, нашедших занятость в индустриальных или нефтеэкспортирующих государствах.

Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. За период пребывания за рубежом мигранты привыкают к потребительским товарам стран-реципиентов. Вернувшись на родину, они повышают спрос на импортные товары, вынуждая бедные страны увеличивать валютные расходы на их закупки. Снижение спроса на местные потребительские товары соответственно отражается на национальном производстве.

Экономические (национальные) последствия для стран, принимающих рабочую силу

Демографические последствия. Миграционное движение оказывает значительное влияние в первую очередь на демографические характеристики принимающих стран. Миграционный прирост в эпоху глобализации становится фактором, вносящим существенный вклад в общий рост населения принимающих стран. Кроме того, как уже было отмечено выше, мигранты оказывают «омолаживающий» эффект на возрастную структуру принимающих стран, а следовательно, уменьшают коэффициент демографической нагрузки трудоспособного населения. Уже сейчас значение этого показателя в странах Европы и в России превышает 0,3 (т.е. 300 нетрудоспособных пожилого возраста на 1000 трудоспособного населения), а миграционный прирост смягчает последствия роста этого коэффициента. Особо следует сказать о роли миграционного прироста в изменении численности населения в России в последнее десятилетие. Поскольку на протяжении всего(!) рассматриваемого периода наблюдалась естественная убыль населения, то демографический рост полностью обеспечивался миграцией.

Религиозные последствия: Таджикистан. 16 марта. Генерал Назарзода считает, что вступление молодежи из северного региона республики в запрещенные религиозные организации является плодом трудовой миграции в Россию.

Глава УМВД Согда подчеркнул, что, согласно статистическим данным, за последние пять лет (2010-2014) и два месяца 2015 года сотрудниками органов внутренних дел РТ в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий были выявлены и задержаны 13 преступных организованных групп террористического и экстремистского  характера, количество  членов которых достигло 467 человек. В том числе, по его словам, сотрудниками  органов внутренних дел были выявлены и задержаны  в 2010 году 66 человек, причастных к различным экстремистским группировкам, в 2011 году - 73 человека, в 2012 году – 5 человек, в 2013 году - 31 человек, в 2014 году - 84 человека и за два месяца 2015 года - 52 члена экстремистских организаций. Все они вели деятельность в 12 преступных организованных группировках террористического и экстремистского  характера.