5.2 Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты
Темпы роста населения, его возрастная структура в значительной мере определяют количественные параметры трудовых ресурсов мира, от которых зависит развитие мировой экономики.
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения в трудоспособном возрасте, обладающую способностью к труду и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.
Основную часть трудовых ресурсов мира составляет экономически активное население. Экономически активное население — это часть населения, имеющая работу и активно занятая ее поиском. В 1997 г. оно включало менее половины населения мира и составляло лишь 47,8% от его общей численности.
Современные тенденции демографического развития мира обусловливают концентрацию основной доли трудовых ресурсов в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии — 55%. На развитие страны с рыночной экономикой приходится 16% экономически активного населения.
Экономически активное население помимо количественных оценок имеет качественные характеристики: уровень образования, отраслевая структура занятости, профессионально-квалификационная структура рабочей силы и др.
В деловом мире развитых стран в 80—90-е годы XX в. рабочая сила, обладающая высоко развитыми творческими способностями, новаторским потенциалом, стала одним из решающих факторов современного конкурентного хозяйства. Качество рабочей силы непосредственно сказывается на прибыли компаний, поэтому в развитых странах проводится государственная политика по развитию трудовых ресурсов. Одним из ее направлений является массовая интеллектуализация труда. Придается важное значение выравниванию общего образования трудовых ресурсов (имеется в виду повышение его в среднем до уровня младшего колледжа). В первой половине 90-х годов средний уровень расходов на образование всех ступеней в развитых странах составлял примерно 3,4-4% ВВП.
В большинстве стран постоянно растут затраты на высшее образование, что повышает качество рабочей силы. С 1992 по 2000 гг. доля ВВП, расходуемая на высшее образование, повысилась в Канаде и Франции на 17%, в Дании и Венгрии -на 20, в Испании — на 40%, в Швеции — в 1,7 раза, в Финляндии — в 3,2 раза. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения.
Процесс образования и повышения квалификации работников продолжается и в процессе трудовой деятельности. В ведущих западных странах разрабатываются общенациональные системы повышения квалификации. В Японии, США и других странах приняты законы, поощряющие частный бизнес, связанный с «инвестициями в человека», нацеливающие на развитие интеллектуального потенциала рабочей силы.
Существует прямая зависимость между уровнем образования работников и уровнем ВВП. Увеличение затрат на образование обеспечивает более половины прироста ВВП. Поэтому на обучение и переобучение рабочей силы фирмы развитых стран тратят немалые средства. Лидирующие позиции в реализации корпоративных систем переподготовки работников занимают США. Программы повышения квалификации в конце 90-х годов имели 93% фирм.
Уровень образования населения мира характеризует накопленный образовательный, интеллектуальный творческий потенциал. Трудовые ресурсы высокой квалификации имеются и в группе развивающихся стран. Качество трудовых ресурсов в этой группе стран в целом ниже, чем в развитых государствах. В странах южнее Сахары (СЮС), Южной и Западной Азии значителен удельный вес неграмотных в трудоспособном населении. В СЮС уровень экономического развития по сравнению со среднемировым снизился за период 1950—1996 гг. почти вдвое, что не могло не сказаться и на образовательном уровне трудовых ресурсов. Это, в свою очередь сдерживает рост производительности труда и негативно сказывается на развитии экономики.
В 70-90-е годы произошли глубокие изменения в структуре экономики развитых стран. Изменилось соотношение между материальным производством и непроизводственной сферой в пользу последней, наблюдались свертывание и реструктуризация отраслей обрабатывающей промышленности. В структуре промышленности снизилась доля добывающих отраслей, стремительно развивались высокотехнологические отрасли. Это обусловило значительные сдвиги в занятости рабочей силы.
Занятость — мера вовлеченности людей в какую либо экономическую деятельность. Резко снизилась занятость в сельском хозяйстве. В 2000 г. такое снижение составляло 2,5% в Великобритании и 10% в Японии.
Заметно снизился удельный вес занятых в промышленности и строительстве. В 2000 г. он сократился до 26% в Канаде и до 38% в Италии.
В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы, наблюдается долговременная тенденция абсолютного и относительного сокращения занятости в сфере материального производства и рост ее в сфере услуг. В середине 90-х годов в сфере услуг было занято в Японии — 58,4%, в Германии — 63, во Франции — 69, в Италии — 62%.
Основная часть экономически активного населения в развивающихся странах сосредоточена в сельском и лесном хозяйствах. В новых индустриальных странах доля занятых в сельском хозяйстве значительно ниже. Квалифицированная рабочая сила концентрируется в производстве электронного и электрического оборудования, автомобилей, морских судов.
Сегодня существуют различные страновые типы структуры занятости.
Информационная модель структуры занятости. Она сформировалась главным образом в англо-саксонских странах. Отличительная особенность данной модели в том, что ключевым элементом в ней является сфера услуг, где концентрируется основная масса рабочей силы. В 2000 г. в этой отрасли было занято: в Великобритании — 70%, в США и Канаде — 7,3% рабочей силы.
Производственные услуги, услуги населению и прежде всего высокотехнологические услуги могут обеспечить прирост занятости не только в настоящее время, но и в будущем.
Информационно-индустриальная модель. Она характерна для ряда стран Западной Европы (Германия, Франция и др.). Здесь растет занятость в сфере услуг. В обрабатывающей промышленности она сокращается, но уровень ее еще достаточно высок. Обработка информации интегрирована непосредственно в производственный процесс.
Новые модели занятости появляются в связи со стремительным развитием информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ). Эти модели формируются как на уровне обществе в целом, так и в рамках отдельных корпораций. В 90-х годах мир был плотно опутан информационными сетями. Стал возможен доступ к мощным информационным системам через персональные компьютеры, рабочие станции. Сложилась специфическая инфраструктура в сфере телекоммуникационных систем, которая позволяет предлагать потребителям новые сетевые услуги. Появляются дополнительные рабочие места. Только вокруг Интернета к концу 90-х годов возникло примерно 400 тыс. рабочих мест. В Японии в ближайшие 15 лет развитие информационного сектора приведет к созданию 2,5 млн рабочих мест, а в странах ЕС — 6 млн Информационные сети расширяют возможности дистанционной (надомной) работы, которую нередко предпочитают профессионалы новой сферы услуг. Развитие ИТТ позволяет шире использовать частичную, временную, краткосрочную формы занятости.
Происходит эволюция профессионально-квалификационной структуры рабочей силы. Во всех странах мира быстро растущей профессиональной категорией экономически активного населения являются работники преимущественно умственного труда (ученые, инженеры, техники, управленческие кадры и др.). К концу 90-х годов они составляли более 1/3 экономически активного населения в Великобритании, Канаде и США, а в Германии и во Франции — немногим более 1/4.
Творческий потенциал этих кадров является источником создания новых технологий, нововведений в производстве, в сфере управления и организации производства. Более 80% всех работников умственного труда в развитых странах в конце 90-х годов были сосредоточены в сфере услуг, в таких ее секторах, как наука, образование, здравоохранение, телекоммуникации, компьютерные, инжиниринговые, управленческие, кредитно-финансовые, страховые и другие профессиональные услуги. Многие виды услуг перешагнули через национальные границы и интегрируются в глобальный рынок, где концентрируется высококвалифицированная рабочая сила, обслуживающая огромные объемы экспорта услуг.
Самой многочисленной профессиональной категорий в различных странах мира являются индустриальные рабочие. Еще недавно в мире бизнеса господствовала философия, согласно которой издержки труда следует сокращать, развивая «безлюдное производство» с ничтожно малым персоналом, заменяя людей автоматикой. С 70-х годов осуществлялась ориентация на наращивание вложений в трудосберегающую технику, на минимизацию живого труда.
В 80-х годах наметилась тенденция к относительному и даже абсолютному сокращению рабочих мест в промышленности, особенно обрабатывающей, что обострило социальные проблемы. Кроме того, выяснилось, что курс на безлюдные технологии задерживает развитие человеческих ресурсов, которое необходимо для прогресса производства. Была признана целесообразность сохранения живого труда, невоспроизводимость в машиных аналогах уникальных свойств человека.
В 90-х годах общество, бизнес пришли к пониманию того, что социально-экономический прогресс обеспечивается сочетанием передовой техники и квалифицированной рабочей силы. Поэтому сегодня удельный вес индустриальных рабочих в экономически активном населении остается значительным. При этом их профессионально-квалификационная структура постоянно меняется. Одни виды труда сменяют другие, исчезают старые и появляются новые профессии. Происходит вытеснение неквалифицированного труда квалифицированным. В передовых, а также в модернизирующихся традиционных отраслях используется высококвалифицированная рабочая сила, а рабочие рутинного труда и квалифицированные рабочие устаревающих профессий вытесняются из производства.
Различия в квалификации рабочей силы влияют на размещение производства. Утратившие ключевое значение производства перемещаются из развитых стран в страны третьего мира, где высока доля неквалифицированной дешевой рабочей силы.
Важнейшая качественная характеристика трудовых ресурсов мира — их эффективное использование. Оно осложняется наличием безработицы, представляющей собой социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. К числу безработных, по методологии Международной организации труда (МОТ), относят лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы в данный момент, предпринимающих попытки найти ее и готовых к ней приступить. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения. Безработица мешает мировой экономике реализовать свои потенциальные возможности. Если реальный уровень безработицы превышает на 1% уровень безработицы при полной занятости, то в соответствии с законом А. Оукена реальный объем ВНП отстает от потенциального ВНП на 2,5%.
- Министерство образования республики беларусь учреждение образования «барановичский государственный университет»
- Сведения из курса
- Тематический план дисциплины «Международная экономика»
- Тема 1 Международная экономика: структура и тенденции развития
- Тема 2 Теории международной торговли
- Тема 3 Национальное и международное регулирование торговли
- Тема 4 Международное движение капитала
- Тема 5 Международная миграция трудовых ресурсов
- Тема 6 Международная экономическая интеграция
- Тема 7 Платежный баланс
- Тема 8 Мировая валютная система и валютный рынок
- Тема 9 Макроэкономическая политика в открытой экономике
- Тема 1 международная экономика: структура и тенденции развития
- 1.1Сущность и становление мирового хозяйства
- 1.2 Мировая экономика и мировой рынок.
- 1.3 Уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве
- 1.4 Международное разделение труда
- 1.5 Формы международного разделения труда
- 1.6 Теоретические основы глобализации мировой экономики
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 2 теории международной торговли
- 2.1 Теории внешней торговли
- 2.2 Выигрыш от внешней торговли
- 2.3 Мировая торговля товарами и услугами
- 2.4 Международный рынок объектов интеллектуальной собственности
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 3 национальное и международное регулирование торговли
- 3.1 Внешнеторговая политика.
- Таможенные меры регулирования внешней торговли
- 3.2 Нетарифные меры регулирования внешней торговли
- 3.3 Многостороннее регулирование внешней торговли
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 4 международное движение капитала
- 4.1 Понятие и эволюция мирового рынка ссудных капиталов
- 4.2 Международная миграция капитала: сущность, показатели, формы миграции
- 4.3 Экономические последствия международной миграции капитала
- 4.4. Транснациональный капитал и национальные государства
- 4.5 Основные формы организации внешнеэкономической деятельности тнк
- 4.6 Международное кредитование
- Международные валютно-финансовые и кредитные организации
- Международный банк реконструкции и развития (мбрр)
- Банк международных расчетов — бмр
- 4.8 Международный рынок ценных бумаг
- 4.9 Свободные экономические зоны
- Сопоставляются стоимостные оценки полученных доходов и расходов.
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Международная миграция трудовых ресурсов
- 5.1 Основные тенденции современного демографического развития мира
- 5.2 Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты
- 5.3. Международная миграция рабочей силы: виды, причины.
- 5.4 Экономические последствия международной миграции трудовых ресурсов
- 5.5 Миграционная политика государства
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 6 международная экономическая интеграция стран мира
- 6.1 Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели
- 6.2 Этапы международной экономической интеграции
- 6.3 Таможенный союз
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 7 платежный баланс
- 7.1 Платежный баланс и его счета.
- 7.2 Концепция и модели регулирования платежного баланса
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 8 мировая валютная система и валютный рынок
- 8.1 Валюта: понятие, классификация валют
- 8.2 Системы валютных курсов
- 8.3 Номинальный и реальный валютный курс
- Как соотношение цен на товары за рубежом и данной стране:
- 8.4 Паритет покупательной способности валюты и паритет процентной ставки
- 8.5 Валютный рынок
- 8.6 Влияние девальвации на состояние валютного рынка
- 8.6 Мировая валютная система и ее эволюция
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 9 макроэкономическая политика в открытой экономике
- Модель макроэкономической политики в открытой экономике
- 9.2 Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Денежно-кредитная политика. Рассмотрим пример стимулирующей денежно-кредитной политики (рис. 3.8).
- Внешнеторговая политика. Рассмотрим пример усиления мер протекционизма во внешнеторговой политике (рис. 3.9).
- Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях высокой мобильности капитала
- 9.4 Результаты макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Внешнеторговая политика. При фиксированном обменном курсе такая политика приводила к значительному увеличению дохода. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна.
- Внешнеторговая политика. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна не только при низкой, но и при высокой мобильности капитала (рис. 3.18).
- 9.6 Диаграмма т. Свона
- 9.7 Модель р. Манделла
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Список рекомендуемой литературы по модулю