4.9 Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны — это самостоятельные территориально-географические анклавы с той или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны, часть экономического национального пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая на остальной ее территории.
Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.
Задачами СЭЗ являются:
опробование новых методов хозяйствования
привлечение иностранного капитала для активизации экономических процессов внутри страны
стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств
рост занятости
экономический рост.
Причины образования СЭЗ — ситуация, когда страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат.
Создание СЭЗ имеет большое значение, поскольку растет объем привлекаемых иностранных инвестиций, производительность труда, уровень жизни населения, достигаются высокие устойчивые темпы экономического роста, происходит социальное развитие как районов СМЭЗ, так и страны в целом, оживляется деятельность собственного производства, выявляются новые, перспективные методы производственной деятельности.
Существует два подхода в создании СЭЗ:
территориальный, когда СЭЗ — часть территории национального пространства с особым режимом деятельности;
функциональный, когда в условиях СЭЗ работают отдельные предприятия страны.
Разновидности СЭЗ:
зоны для углубления интеграции с мировым рынком, стимулирования МЭО функционируют зоны свободной торговли, таможенные, экспорто-производственные и другие зоны
зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства: поощрения развития отдельных районов, их индустриализация
зоны реализации региональной политики.
По признаку хозяйственной специализации выделяют следующую классификацию СЭЗ:
Торговые СЭЗ:
свободные таможенные зоны, бондовые склады, свободные порты представляют собой транзитные или конмигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров
зоны свободной торговли имеют целью поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговыми режимами.
Промышленно-производственные СЭЗ. Представляют собой территории со льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. Производится экспортная или импортозамещающая продукция. Являются зонами второго поколения. Возникли как эволюция торговых зон, когда ввозились и товары, и капитал, и возникла производственная деятельность. Характерны финансовые и налоговые льготы. Наибольшее распространение получили в НИС. К ним относятся:
экспортопроизводственные зоны, импортозамещающие зоны. Характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случая, когда эта продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей стороны.
ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегию перехода от импортозамещающего типа индустриализации к экспортоориентированному.
промышленные парки, научно-промышленные парки (Зоны технико-экономического развития ЗТЭР) Создаются, как правило, в качестве эталонных по уровню организации эффективного, высоко технологического производства. На предприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.
Технико-внедренческие зоны (зоны развития новой высокой технологии ЗРНВТ): Технопарки, технополисы, зоны развития новой и высокой технологии. Зоны третьего поколения. Создаются вокруг научных центров. Наибольшее число таких СЭЗ находится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками», в Японии-«технополисами», в других странах бизнес-инновационными центрами и «инкубаторами».В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.
Самая известная в мире и крупнейшая в США «Силикон-Велли» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии создано около двух десятков технополисов на базе ведущих научных подразделений. В КНР зарегистрировано более 50 зон развития новой и высокой технологии.
Сервисные зоны как территории с льготным режимом предпринимательской деятельности:
оффшорные зоны и налоговые гавани. Привлекают благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся Панама, Норманские острова, Ирландия, Швейцария, и др. В последнее десятилетие ОЗ появились в Израиле Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что, в целом, способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.
Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.
Финансовые центры, зоны банковских, туристических услуг, экопарки, СЭЗ комплексного, многоотраслевого назначения. Обладают практически всеми чертами других зон.
Открытые районы. Охватывают территории, где создается льготный инвестиционный режим для привлечения и иностранного капитала. «Открытые районы», получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский пояс страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зоны технико-экономического развития, технопарки экспортоориентированное производство.
Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
К наиболее распространенным льготам и привилегиям, действующим в СЭЗ, относятся:
полное освобождение от пошлин и других сборов, ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства
освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране
предоставление льготных кредитов
аренда помещений, транспорта по льготным тарифам
обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.
Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.
Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.
СЭЗ функционирующие в развивающихся странах имеют ряд общих черт и моментов развития. Во-первых, как особые территориальные единицы они имеют тенденцию к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом, они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром. Во-вторых особый режим управления СЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ .В них прочно обосновываются ведущие ТНК. В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. В-четвертых, современная НТР объективно на первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработкой новой и высокой технологии
Заметная роль СЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том, что степень влияния СЭЗ на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопряжено, как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.
Кроме льгот СЭЗ главным стимулом для притока в страну иностранного капитала являются:
политическая стабильность
качественная инфраструктура
высокая квалификация рабочей силы
упрощение административных процедур.
Выгоды от создания и функционирования СЭЗ проявляются в том, что оживляется международная торговля, растет научно-технический потенциал производства, создаются дополнительные рабочие места. Для успешной деятельности СЭЗ необходимо рациональное планирование первоначальных стадий их деятельности, гибкость управления.
Создание СЭЗ — сложный процесс. Он включает в себя четыре стадии: предпроектную, исходный период, этап создания и функционирования.
На начальной стадии, предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, с привлечением специалистов, определяет целесообразность ее образования, намечает целевую направленность и отраслевую структуру СЭЗ, а также некоторые другие ее параметры. По результатом проведенной работы принимаются решения о проектировании СЭЗ и подготовке соответствующих документов по ее официальному признанию.
После принятия решения о создании СЭЗ наступает этап введения ее в действие, формирование инфраструктуры, основных элементов, условий предпринимательской деятельности. Далее следует стадия функционирования зоны.
Неудачи при организации СЭЗ возникают в случаях политической нестабильности, несовершенства законов, в т. ч. о деятельности СЭЗ на территории страны, при организационных просчетах, бюрократизме.
Оценка эффективности СЭЗ. Как свидетельствует зарубежный опыт, начальный этап создания СЭЗ требует значительных инвестиций: для привлечения 1 долл. США иностранных инвестиций требуется вложить 4 долл. США.
Существует несколько подходов к оценке эффективности деятельности СЭЗ:
- Министерство образования республики беларусь учреждение образования «барановичский государственный университет»
- Сведения из курса
- Тематический план дисциплины «Международная экономика»
- Тема 1 Международная экономика: структура и тенденции развития
- Тема 2 Теории международной торговли
- Тема 3 Национальное и международное регулирование торговли
- Тема 4 Международное движение капитала
- Тема 5 Международная миграция трудовых ресурсов
- Тема 6 Международная экономическая интеграция
- Тема 7 Платежный баланс
- Тема 8 Мировая валютная система и валютный рынок
- Тема 9 Макроэкономическая политика в открытой экономике
- Тема 1 международная экономика: структура и тенденции развития
- 1.1Сущность и становление мирового хозяйства
- 1.2 Мировая экономика и мировой рынок.
- 1.3 Уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве
- 1.4 Международное разделение труда
- 1.5 Формы международного разделения труда
- 1.6 Теоретические основы глобализации мировой экономики
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 2 теории международной торговли
- 2.1 Теории внешней торговли
- 2.2 Выигрыш от внешней торговли
- 2.3 Мировая торговля товарами и услугами
- 2.4 Международный рынок объектов интеллектуальной собственности
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 3 национальное и международное регулирование торговли
- 3.1 Внешнеторговая политика.
- Таможенные меры регулирования внешней торговли
- 3.2 Нетарифные меры регулирования внешней торговли
- 3.3 Многостороннее регулирование внешней торговли
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 4 международное движение капитала
- 4.1 Понятие и эволюция мирового рынка ссудных капиталов
- 4.2 Международная миграция капитала: сущность, показатели, формы миграции
- 4.3 Экономические последствия международной миграции капитала
- 4.4. Транснациональный капитал и национальные государства
- 4.5 Основные формы организации внешнеэкономической деятельности тнк
- 4.6 Международное кредитование
- Международные валютно-финансовые и кредитные организации
- Международный банк реконструкции и развития (мбрр)
- Банк международных расчетов — бмр
- 4.8 Международный рынок ценных бумаг
- 4.9 Свободные экономические зоны
- Сопоставляются стоимостные оценки полученных доходов и расходов.
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Международная миграция трудовых ресурсов
- 5.1 Основные тенденции современного демографического развития мира
- 5.2 Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты
- 5.3. Международная миграция рабочей силы: виды, причины.
- 5.4 Экономические последствия международной миграции трудовых ресурсов
- 5.5 Миграционная политика государства
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 6 международная экономическая интеграция стран мира
- 6.1 Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели
- 6.2 Этапы международной экономической интеграции
- 6.3 Таможенный союз
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 7 платежный баланс
- 7.1 Платежный баланс и его счета.
- 7.2 Концепция и модели регулирования платежного баланса
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 8 мировая валютная система и валютный рынок
- 8.1 Валюта: понятие, классификация валют
- 8.2 Системы валютных курсов
- 8.3 Номинальный и реальный валютный курс
- Как соотношение цен на товары за рубежом и данной стране:
- 8.4 Паритет покупательной способности валюты и паритет процентной ставки
- 8.5 Валютный рынок
- 8.6 Влияние девальвации на состояние валютного рынка
- 8.6 Мировая валютная система и ее эволюция
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 9 макроэкономическая политика в открытой экономике
- Модель макроэкономической политики в открытой экономике
- 9.2 Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Денежно-кредитная политика. Рассмотрим пример стимулирующей денежно-кредитной политики (рис. 3.8).
- Внешнеторговая политика. Рассмотрим пример усиления мер протекционизма во внешнеторговой политике (рис. 3.9).
- Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях высокой мобильности капитала
- 9.4 Результаты макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Внешнеторговая политика. При фиксированном обменном курсе такая политика приводила к значительному увеличению дохода. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна.
- Внешнеторговая политика. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна не только при низкой, но и при высокой мобильности капитала (рис. 3.18).
- 9.6 Диаграмма т. Свона
- 9.7 Модель р. Манделла
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Список рекомендуемой литературы по модулю