3.3 Многостороннее регулирование внешней торговли
В современном мире внешнеторговая политика любой страны выстраивается не только исходя из национальных интересов, но и под влиянием системы международного регулирования мировой торговли с унифицированными правовыми, административными и организационными правилами, по отношению к которой страновые торговые режимы выступают как торговые подсистемы.
Большая роль в формировании такой системы принадлежит Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), осуществляющей исследования по различным аспектам мировой торговли во взаимосвязи с проблемами экономического развития и разработку принципов в области торговой политики.
Ведущую роль в многостороннем регулировании мировой торговли играет Всемирная торговая организация (ВТО) — межправительственная международная организация в сфере международной торговли, разрабатывающая ее основополагающие нормы и принципы, фиксирующая их в международных договорах и устанавливающая согласованные правила их реализации и применения важнейших инструментов торговой политики. В основу деятельности положен принцип раундов, для каждого из которых определяются цели и круг задач. Раунды длятся годами. Достигнутые в них соглашения содержат ключевые договорные обязательства, являющиеся универсальными для всех членов организации (к настоящему времени насчитывается 20 соглашений и около 40 общих договоренностей).
ВТО также является местом разрешения многочисленных торговых споров и разбирательств. К началу 2003 г. ВТО насчитывала 145 стран и около 30 стран ведут переговоры о присоединении.
В числе общих соглашений наибольшее значение имеют Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), пакет соглашений по инвестиционным мерам в торговле (ТРИМС), пакет соглашений о защите прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Пакет основополагающих соглашений и как международная организация ГАТТ было создано в 1947 г. и до 1995 г. было основным регулятором международной торговли. С 1995 г. ГАТТ преобразовано в ВТО. В рамках ГАТТ проведено восемь раундов многосторонних переговоров, последние четыре — Диллон-раунд, 1960-1961гг. 26 стран-участниц, Кеннеди-раунд, 1964-1967гг., 62 страны, Токийский раунд, 1973-1979, 102 страны-участницы и Уругвайский раунд, 1986-1993гг., 108 стран — наиболее показательны по тарифным уступкам, масштабы которых увеличились с 4,9 млрд. долл. в 1061 г. до 3700 млрд. долл. в 1993 г.
В конце 2001 г. на министерской конференции в г. Дохе (Катар) достигнута договоренность о начале нового раунда переговоров, теперь уже в рамках ВТО. Содержание и формат этого раунда пока окончательно не определены, однако известно, что в рамках этого раунда США выдвинули предложение об устранении к 2015 г всех тарифов на потребительские и промышленные товары (91% всей мировой торговли товарами). Существуют предложения ЕС и других участников. Результаты пятого раунда переговоров будут достигнуты примерно к 2010 году.
Основная функция ГАТТ — либерализация внешней торговли. Создание ВТО реализовало необходимость к традиционным нормам и правилам торговли товарами добавить общие нормы регулирования международной торговли услугами, торговых аспектов инвестиционной политики и прав интеллектуальной собственности. Так появились ГАТС, ТРИМС, ТРИПС и другие соглашения, составившие костяк ВТО.
Первое многостороннее соглашение по вопросам торговли и инвестиций в сферу услуг (ГАТС) вступило в силу 01.01.1995 г. действие его распространяется на 12 секторов услуг: деловые, коммуникационные, строительные, услуги в области здравоохранения, образования, защиты окружающей среды, дистрибьюторские, финансовые, туристические, транспортные, услуги по организации досуга, культуры и спорта. Если ГАТТ регулирует только трансграничное перемещение товаров, то ГАТС определяет четыре способа торговли услугами: «трансгранично», «потребление за рубежом» (например, туризм), «коммерческое присутствие» (например, дочерняя фирма), «присутствие физических лиц» (например, услуги консультанта).
Главный вектор деятельности ВТО состоит в том, что национальные правительства не должны дискриминировать товары, услуги, капитал, информацию и технологию иностранного происхождения в пользу внутренних или других иностранных поставщиков. Следует предоставлять национальный режим для всех трансграничных сделок и противодействовать любым попыткам устранения рыночной конкуренции.
ВТО расширяет регулирующую функцию на сферу инвестиций, поставив задачу выработки общих правил относительно стимулирования вложений зарубежного капитала, в первую очередь в связи с торговлей товарами и услугами, приведение национальных норм, регулирующих инвестиционные процессы, в соответствие в многосторонними правилами, устранение преград на пути трансграничного использования новых возможностей информационных и иных технологий. Эту задачу призван решить пакет соглашений по инвестиционным мерам в торговле (ТРИМС).
Вступление в ВТО предполагает увеличение открытости экономики, главным образом, либерализацию импорта в обмен на более широкий доступ на зарубежные рынки отечественных товаров. Долгосрочное позитивное влияние на экономику будет сочетаться с краткосрочными негативными последствиями. Для предприятий неконкурентоспособных отраслей это обернется спадом, необходимостью реструктуризации и реконструкции. Однако присоединение к ВТО даст стимул к дальнейшему, более последовательному реформированию экономики в целях оживления инвестиционной активности, структурной реорганизации, создания конкурентной среды и более качественного взаимодействия с мировой экономикой. Условия вступления в ВТО должны предусматривать переходные периоды для постепенной адаптации к новым правилам хозяйствования и взаимодействия с другими экономиками.
Определяющим аргументом вступления в ВТО является растущее признание того, что экономическое возрождение невозможно в изоляции, а эффективная включенность в мировую экономику невозможна без активного вовлечения в работу международных экономических организаций.
Всемирная торговая организация (ВТО) имеет целью укрепление мировой экономики, рост мировой торговли, инвестиций. Ее главной задачей является либерализация мировой торговли, применение преимущественно тарифных методов протекционизма, снижение импортных пошлин, снижение и устранение нетарифных барьеров.
Функции ВТО:
наблюдение за состоянием мировой торговли, консультации в области управления ею
обеспечение международных соглашений
обеспечение механизмов примирения и урегулирования торговых споров
наблюдение за торговой политикой государств
сотрудничество с международными экономическими организациями, оказывающими влияние на мировую торговлю.
Принципы ВТО:
недискриминация международной торговли
открытость, защита через тарифы
обеспечение справедливой конкуренции.
Высший орган ВТО — Конференция министров (сессия не реже 1 раза в 2 года), кроме него Общий Совет, Рабочая группа, Комитеты по торговле, бюджетам.
Процедура присоединения к ВТО происходит по следующим этапам:
рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны
приведение национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда
консультации об условиях членства (на двусторонней основе со всеми заинтересованными странами-членами ВТО) о коммерческих уступках, сроках принятия обязательств по соглашениям
получение прав члена ВТО и прекращение дискриминации страны на мировом рынке
оформление документов присоединения (протокол о присоединении)
ратификация пакета документов.
- Министерство образования республики беларусь учреждение образования «барановичский государственный университет»
- Сведения из курса
- Тематический план дисциплины «Международная экономика»
- Тема 1 Международная экономика: структура и тенденции развития
- Тема 2 Теории международной торговли
- Тема 3 Национальное и международное регулирование торговли
- Тема 4 Международное движение капитала
- Тема 5 Международная миграция трудовых ресурсов
- Тема 6 Международная экономическая интеграция
- Тема 7 Платежный баланс
- Тема 8 Мировая валютная система и валютный рынок
- Тема 9 Макроэкономическая политика в открытой экономике
- Тема 1 международная экономика: структура и тенденции развития
- 1.1Сущность и становление мирового хозяйства
- 1.2 Мировая экономика и мировой рынок.
- 1.3 Уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве
- 1.4 Международное разделение труда
- 1.5 Формы международного разделения труда
- 1.6 Теоретические основы глобализации мировой экономики
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 2 теории международной торговли
- 2.1 Теории внешней торговли
- 2.2 Выигрыш от внешней торговли
- 2.3 Мировая торговля товарами и услугами
- 2.4 Международный рынок объектов интеллектуальной собственности
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 3 национальное и международное регулирование торговли
- 3.1 Внешнеторговая политика.
- Таможенные меры регулирования внешней торговли
- 3.2 Нетарифные меры регулирования внешней торговли
- 3.3 Многостороннее регулирование внешней торговли
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 4 международное движение капитала
- 4.1 Понятие и эволюция мирового рынка ссудных капиталов
- 4.2 Международная миграция капитала: сущность, показатели, формы миграции
- 4.3 Экономические последствия международной миграции капитала
- 4.4. Транснациональный капитал и национальные государства
- 4.5 Основные формы организации внешнеэкономической деятельности тнк
- 4.6 Международное кредитование
- Международные валютно-финансовые и кредитные организации
- Международный банк реконструкции и развития (мбрр)
- Банк международных расчетов — бмр
- 4.8 Международный рынок ценных бумаг
- 4.9 Свободные экономические зоны
- Сопоставляются стоимостные оценки полученных доходов и расходов.
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Международная миграция трудовых ресурсов
- 5.1 Основные тенденции современного демографического развития мира
- 5.2 Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты
- 5.3. Международная миграция рабочей силы: виды, причины.
- 5.4 Экономические последствия международной миграции трудовых ресурсов
- 5.5 Миграционная политика государства
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 6 международная экономическая интеграция стран мира
- 6.1 Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели
- 6.2 Этапы международной экономической интеграции
- 6.3 Таможенный союз
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 7 платежный баланс
- 7.1 Платежный баланс и его счета.
- 7.2 Концепция и модели регулирования платежного баланса
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 8 мировая валютная система и валютный рынок
- 8.1 Валюта: понятие, классификация валют
- 8.2 Системы валютных курсов
- 8.3 Номинальный и реальный валютный курс
- Как соотношение цен на товары за рубежом и данной стране:
- 8.4 Паритет покупательной способности валюты и паритет процентной ставки
- 8.5 Валютный рынок
- 8.6 Влияние девальвации на состояние валютного рынка
- 8.6 Мировая валютная система и ее эволюция
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 9 макроэкономическая политика в открытой экономике
- Модель макроэкономической политики в открытой экономике
- 9.2 Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Денежно-кредитная политика. Рассмотрим пример стимулирующей денежно-кредитной политики (рис. 3.8).
- Внешнеторговая политика. Рассмотрим пример усиления мер протекционизма во внешнеторговой политике (рис. 3.9).
- Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях высокой мобильности капитала
- 9.4 Результаты макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Внешнеторговая политика. При фиксированном обменном курсе такая политика приводила к значительному увеличению дохода. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна.
- Внешнеторговая политика. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна не только при низкой, но и при высокой мобильности капитала (рис. 3.18).
- 9.6 Диаграмма т. Свона
- 9.7 Модель р. Манделла
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Список рекомендуемой литературы по модулю