logo
Бычинская ЛК Междунар

2.1 Теории внешней торговли

Мировая торговля возникает на основе международного разделения труда и играет все возрастающую роль в международных экономических отношениях между странами. Внешняя торговля стимулирует развитие производительных сил расширением рынка за пределы национальных границ. Экспорт является положительным фактором для экономики страны, так как обеспечивает дополнительную занятость населения, сбыт излишка продукции внутреннего рынка.

Впервые значимость внешней торговли для экономического роста страны подчеркивала школа меркантилизма. Ассоциируя богатство страны с количеством золота и серебра, она полагала, что для укрепления национальных позиций государство должно поддерживать платежный баланс, т.е. вывозить товаров больше, чем ввозить, регулировать внешнюю торговлю с помощью тарифов, квот и других инструментов, запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране, запретить всякую торговлю колоний с другими странами кроме метрополий и производство в них готовых товаров.

Иного взгляда придерживались представители классической школы. В соответствии с теорией абсолютного преимущества А. Смита, правительствам не следует вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли. Нации должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, т.е. есть такой товар, которого на единицу затрат она может произвести больше, чем другие страны, и торговать им в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие страны. Таким образом, страны экспортируют те товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые с наименьшими издержками производятся другими странами.

Рассмотрим теорию абсолютных преимуществ на модели, предполагая следующие допущения: торгуют две страны, двумя товарами, издержки замещения производства товаров постоянны, транспортные издержки равны нулю.

50

20

Рисунок 1.1 — Производство зерна и сахара в двух странах

Пусть Аргентина на единицу затрат может произвести или 50 т. зерна или 25 т. сахара, а Бразилия — 40 т. зерна или 100т. сахара. Определив относительные цены этих товаров в двух странах, найдем, кто какой товар будет экспортировать и импортировать.

Для Аргентины относительная цена 1тонны зерна составляет 0,5т сахара, а относительная цена 1т сахара 2т. зерна.

Для Бразилии соответственно относительная цена 1т зерна составляет 2,5 т сахара, а относительная цена 1т сахара 0,4т зерна.

Таким образом, относительные цены товаров в разных странах разные и после установления мировой торговли потоки товаров будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Мировая торговля обеспечит прибыль, если разница цен в странах превышает затраты на транспортировку товаров. Чтобы торговля была взаимовыгодной, цены товаров на внешнем рынке должна быть больше, чем в стране-экспортере и меньше, чем в стране—импортере. В нашем случае, внешняя торговля взаимовыгодна при относительной цене на зерно более 0,5т. сахара и менее 2,5 т. сахара, а относительная мировая цена на сахар должна составить более 0,4т. зерна, но менее 2т. зерна. При установлении мировой цены на уровне 1т. зерна равна 1т. сахара, Аргентина будет производить зерно, экспортировать его в Бразилию, импортируя сахар, а Бразилия — производить и экспортировать сахар, импортируя зерно. При этом новая линия производственных возможностей экономики в обоих странах отразит увеличение объема потребления обоих товаров.

Если прежде Аргентина производила и потребляла 20т. зерна и 15т. сахара, теперь она может произвести 50т.зерна и, продав его, иметь 50т. сахара. Бразилия производила и потребляла 12т. зерна и 70т. сахара, теперь может произвести 100т. сахара, и продав его иметь 100 т.зерна. Сохранив структуру, объем производства и потребления увеличится в обеих странах. Мировой объем производства и потребления зерна в открытой экономике возрос с 32т. (20т в Аргентине и 12т. в Бразилии), до 50т. Сахара производилось и потреблялось 85т. (15 в Аргентине и 70 в Бразилии), теперь — 100т.

Абсолютные преимущества могут быть естественными (климат, природные ресурсы, др.) и приобретенными (технология, инфраструктура, квалифицированная рабочая сила, др.).

Таким образом, необходимым условием существования международной торговли выступает производство в разных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Выгода от мировой торговли заключается в приросте мирового производства и потребления, специализации производства.

Теория сравнительных преимущества Д. Риккардо утверждает, что даже когда страна не обладает абсолютным преимуществом, мировая торговля выгодна, так как у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующих издержках, чем производство других товаров, то есть страна будет располагать сравнительным преимуществом.

Пусть Аргентина на единицу затрат может произвести или 50т. зерна или 25т. сахара, а Бразилия — 60 т. зерна или 100т. сахара. Совокупный объем выпуска будет больше, когда страны будут специализироваться на производстве определенного товара, а направления торговли определятся относительными издержками производства. Так, относительные цены производства зерна и сахара в Аргентине останутся прежними: 1т. зерна равна 0,5т сахара, а 1т сахара — 2т зерна. В Бразилии относительные цены составят: 1т зерна 1,5т сахара, а 1т сахара 0,67т зерна.

Таким образом, и при абсолютных преимуществах Бразилии по производству и зерна и сахара, производство зерна дешевле в Аргентине, а сахара — в Бразилии.

Если предполагать, что издержки замещения производства товаров остаются неизменными, выигрыш от мировой торговли максимизируется при полной специализации страны на производстве определенного товара. Однако в реальной жизни этого не происходит. По мере роста объема производства одного товара издержки замещения возрастают и когда в обеих странах они сравнятся, дальнейшая специализация будет нецелесообразной. Таким образом, максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации.

В 30-е годы ХХв. шведские экономисты Э Хекшер и Б. Олин развили теорию Д. Риккардо, обяснив причины возникновения межстрановых различий тем, что в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях, а относительная обеспеченность стран факторами производства неодинакова. Теория Хекшера-Олина утверждает, что страны будут экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми страна располагает в относительном избытке и небольших затрат факторов, дефицитных для данной страны и импортировать товары, производимые с использованием факторов, относительно дефицитных для данной страны.

Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы производства и импортируются дефицитные, а передвижение товаров компенсирует низкую мобильность факторов производства.

Эмпирическую проверку выводов Э.Хекшера и Б. Олина в экономике США за 1947 г. осуществил В. Леонтьев, обнаружив парадокс: в американском экспорте преобладали товары более трудоемкие и менее капиталоемкие (в импорте — наоборот), хотя капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы выше, чем в других странах. Парадокс В.Леонтьева заключался в том, что необходим учет дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию: неоднородность факторов производства (их качество), внешнеторговую политику государства, и то, что ресурсы могут участвовать в производственных процессах в ассоциации с определенным количеством другого ресурса. США в 1947г. обладало относительным избытком высококвалифицированной рабочей силы с определенным ее сочетанием с фактором капитал.

Причинами появления альтернативных теорий мировой торговли стало превращение научно-технического прогресса в доминирующий фактор мировой торговли, рост удельного веса встречных поставок сходных товаров из стран с близкой обеспеченностью факторами, рост доли внутрифирменной торговли в мировой торговле. Возникшие на основе НТР теории мировой торговли полностью отвергали базовые понятия классической теории и предлагали иные подходы к объяснению явления мировой торговли. Так, неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны—новатора). Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может.

Изменилось и отношение к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

К неотехнологичным относятся следующие теории:

Так, теория жизненного цикла товара Р.Вернона объясняет мировую торговлю этапами жизненного цикла продукта: внедрения, роста, зрелости и упадка.

Вначале, в фазе внедрения, в ответ на потребность, в стране (чаще промышленно развитой) разрабатывается новый товар. Его производство характеризуется мелкосерийностью, производитель — монополист. Требуется высокая квалификация производственного персонала. Товар производится преимущественно на внутренний рынок. В фазе роста производство расширяется, товар становится все более стандартизированным, растет конкуренция и начинается экспорт товара на внешний рынок. Стадия зрелости характеризуется крупносерийным производством, ценовой конкуренцией, распространением технологии. Страна-нововведения постепенно теряет конкурентное преимущество, и производство перемещается в развивающиеся страны с более дешевыми факторами производства. В стадии упадка спрос на товар в стране-нововведения сокращается, производство и рынки сбыта перемещаются в развивающиеся страны, а страна-нововведения импортирует товар.

В эту теорию не вписываются товары с коротким жизненным циклом, высокими затратами на перевозку, узкого круга потребителей и товары, имеющие возможность значительно дифференцироваться по качеству, др. признакам.

В начале 80-х годов ХХ в. П. Крюгман и К. Ланкастер разработали теорию эффекта масштаба, согласно которой при определенной технологии и организации производства по мере роста объема выпускаемой продукции средние общие издержки производства сокращаются. В таких случаях странам выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, характеризующихся наличием положительного эффекта масштаба и недостаточной емкости внутреннего рынка. Мировая торговля увеличивает размеры рынка.

Если эффект масштаба возникает на уровне целой отрасли за счет ее увеличения от притока новых производителей, а не отдельной фирмы, он называется внешним эффектом масштаба (внешняя экономия) производства. Феномен «промышленных районов» (географическая концентрация отрасли) существует по трем основным причинам, по которым группа фирм может быть более эффективна, чем одна фирма:

  1. группа фирм способна оказать поддержку специализированным поставщикам, в то время как одна фирма не обеспечит достаточно большого рынка специализированных услуг

  2. группа фирм может создать насыщенный рынок рабочей силы, обеспечить ее концентрацию. У рабочих снижается риск оказаться безработными

  3. группа фирм содействует распространению знаний, которые имеют такое же значение, как и основные факторы производства. Особенно велика их роль в инновационных отраслях. На небольшой территории компании могут совместно проводить НИОКР, возможно изучение опыта конкурента, неформальный обмен информацией на межличностном уровне. Распространение знаний, опыта, новых приемов происходит почти одновременно во всем ареале географической концентрации специализированного производства, что повышает эффективность всей отрасли, усиливает эффект внешней экономии.

Внешний эффект масштаба производства может обеспечить возрастание доходности на уровне национальной отрасли, однако страна не может обеспечить концентрацию фирм в отдельной отрасли, пока отрасль не станет крупной. Эффект отсутствует, если отрасль рассредоточена на большой территории.

Для возникновения динамики возрастающей доходности важно иметь «историю» отрасли, поскольку усовершенствования вносят, как правило, одна или несколько фирм, а остальные их воспроизводят.

Внутренний эффект масштаба (внутренняя экономия) предполагает концентрацию производства, расширение производства внутри одной фирмы с сокращением их количества в отрасли.

Внешний и внутренний эффекты масштаба производства могут привести к различным последствиям: удешевлению процесса производства продукции, росту объемов экспорта страны, или к тому, что страны окажутся «привязанными к нежелательным типам специализации и даже нести убытки.

Наиболее значимыми в 90-е годы были исследования М. Портера, которому удалось в своей теории конкурентного преимущества нации примирить взгляды классических и неоклассических экономистов со взглядами представителей неотехнологической школы. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью четырех основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества):

Перечисленные детерминанты образуют национальный ромб, систему, компоненты которой взаимно усиливают друг друга. В эту систему включаются случайные события и действия правительства, которые могут ослаблять или усиливать конкурентные преимущества страны.