Банк международных расчетов — бмр
БМР создан в 1930 г. согласно Конвенции о Банке международных расчетов, так называемом Гаагском соглашении. Он является старейшей международной организацией в области международного валютного сотрудничества.
Цели
содействие сотрудничеству между центральными банками
обеспечение дополнительных благоприятных условий для международных финансовых операций
оказание содействия сторонам в качестве доверенного лица или международных финансовых соглашений.
Источники финансирования
Ресурсы Банка состоят в основном из добровольных взносов государств-членов, доходов, получаемых за счет инвестиций и займов, а также из средств, получаемых странами - членами ОПЕК по двусторонним и многосторонним каналам.
Направления деятельности
проведение различных операций по поручениям центральных банков — акционеров (последние выступают по отношению к банку как клиенты, как владельцы и как руководители)
в соответствии с Уставом БМР имеет право совершать следующие операции: покупать, продавать, обменивать и хранить золото, как за собственный счет, так и за счет центральных банков, и получать ссуды от них; учитывать, переучитывать центральным банкам, покупать и продавать векселя и другие первоклассные краткосрочные обязательства; продавать и покупать иностранную валюту и ценные бумаги (за исключением акций) как за собственный счет, так и за счет центральных банков; принимать от центральных банков средства на текущие счета и во вклады; осуществлять краткосрочное финансирование центральных банков
согласно Уставу, банку запрещается: выпускать банкноты с оплатой по предъявлению; акцептовать переводные векселя; предоставлять ссуды правительствам (за исключением покупки государственных облигаций); приобретать контроль над каким-либо предприятием; владеть недвижимостью, попадающей к Банку в результате погашения обязательств перед ним в течение более продолжительного срока, чем требуется для выгодной реализации этой недвижимости
использование технического аппарата и опыта Банка для различных международных финансовых соглашений; осуществление функции агента и доверенного лица при реализации международных кредитных соглашении; для системы клиринга и расчетов; в связи с реструктуризацией внешнего долга Бразилии; выполнение операций, связанных с функционированием Европейской валютной системы (ЕВС); осуществление финансовых операций, связанных с кредитами и займами ЕС
контроль за банковской деятельностью;
оказание технической помощи центральным банкам Восточной Европы, республикам бывшего Советского Союза и некоторым азиатским странам с переходной экономикой; профессиональная подготовка, предлагаемая Совместным венским институтом;
осуществление экономического и валютного сотрудничества в Европе;
выполнение роли центра экономических исследований в целях содействия лучшему пониманию вопросов функционирования международных финансовых регионов и согласованию валютной политики государств путем сбора и публикации сведений о положении в международном банковском деле, системе управления в центральных банках; составление информационной базы данных.
Исламский банк развития (ИБР)
Создан в 1974 г. в результате ратификации Соглашения об учреждении ИБР после подписания Декларации о намерениях 23 странами - членами Организации Исламская Конференция в Джидде в 1973г. Его члены — 47 государств.
Цели
Содействие экономическому и социальному развитию стран-членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата.
Источники Финансирования
Финансовые ресурсы Банка состоят из уставного капитала и дополнительных финансовых средств.
Направления деятельности
финансирование (в форме предоставления займов и кредитов) производственных предприятий и проектов
предоставление займов для финансирования проектов инфраструктуры — дороги, связь, школы
инвестирование средств в акционерный капитал промышленных и сельскохозяйственных предприятий и проектов
финансирование проектов, обеспечивающих быструю отдачу путем долевого участия в прибылях, лизинга, продаж в рассрочку
финансирование импорта путем предоставления краткосрочных кредитов импортеру и посредничества Банка с предоставлением отсрочки платежа импортеру
финансирование технической помощи, предоставляемой странам-членам по подготовке технико-экономического обоснования проектов; оказанию консультационных услуг и проведению научно-исследовательских работ; обучению персонала. Программа технического сотрудничества, осуществляемая Банком, направлена на повышение технического потенциала стран-членов путем стимулирования сотрудничества, обмена опытом, знаниями и технологией
управление специальными фондами, создаваемыми для конкретных целей, включая Фонд помощи мусульманским общинам в немусульманских странах, созданный в целях улучшения их социально-экономического положения
сотрудничество с рядом арабских национальных и региональных финансовых институтов развития и Фондом международного развития ОПЕК; поддержание связей с многосторонними финансовыми институтами и международными региональными организациями.
Банк разработал системы кратко- и среднесрочного финансирования импорта для проектов развития в странах-членах, а также системы долгосрочного финансирования в целях содействия развития их экспорта. В 1980 г. Банк ввел новую систему — инвестиционно-депозитный план, согласно которому Банк принимает краткосрочные депозиты, как от организаций, так и от индивидуальных вкладчиков, которые используются для финансирования импорта.
Банк имеет специальный счет помощи, предназначенный для финансирования профессионального обучения и проводимых исследований в целях оказания помощи странам-членам в переориентации их экономики, финансовой и банковской системы. Банк оказывает финансовое содействие Исламскому научно-исследовательскому и учебному институту в проведении исследований, способствующих развитию экономики и банковского дела в странах-членах, а также в подготовке кадров.
Международные валютно-кредитные организации: цели, источники финансирования и направления деятельности
Международный валютный фонд (МВФ)
Подписание «Статей соглашения о международном валютном фонде», выработанных на валютно-финансовой конференции, проходившей в США в 1944 г. ознаменовало создание в 1945 г. МВФ одновременно с МБРР. Фонд, являющийся специализированным учреждением ООН, начал осуществлять операции в 1946 г.
Цели:
содействие международном валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам
создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли
содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией
оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли
предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов без применения мер, деструктивны для процветания на национальном и международном уровнях
сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств-членов.
Членство открыто для других стран в сроки и на условиях, определяемых Фондом. Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму денег — подписную квот, которая оценивается и пересматривается каждые пять лет.
Источники финансирования
Членские взносы составляют основной источник финансирования Фонда. В дополнении к этому МВФ получает займы у правительств государств-членов для осуществления конкретных программ, направленных на удовлетворение потребностей его членов. Согласно решению государств-членов Фонд может получать займы, в целом не превышающие 60% от общей суммы квот.
Направления деятельности
поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования
наблюдение за состоянием международной валютной системы
предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов
пополнение валютных резервов стран-членов путем распределения специальных прав заимствований
предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.
Механизмы и стратегии, посредством которых МВФ обеспечивает финансовую поддержку своим государствам-членам, варьируются в зависимости от характера макроэкономических и структурных проблем, которые они стремятся решить, и того, какие условия необходимы для этого.
Кредитные механизмы можно разделить на следующие четыре категории:
1) обычный механизм
2) специальные компенсационные механизмы
3) чрезвычайная помощь
4) механизмы помощи странам с низким уровнем доходов.
Обычные механизмы включают
Политика траншей. Кредиты Фонда предоставляются по обычным каналам государствам-членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства-члена. Для приобретения первого кредитного транша государства-члены должны продемонстрировать серьезные усилия по преодолению испытываемых ими трудностей с платежным балансом.
Механизм расширенного финансирования. Фонд поддерживает среднесрочные программы через договоренности о расширенном финансировании, действующие в течение трех лет, в целях преодоления трудностей с платежным балансом, вызванных макроэкономическими и структурными проблемами.
Специальные механизмы
Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств предоставляет ресурсы государствам-членам для компенсации нехватки поступлений от экспорта, покрытия расходов за услуги и возмещения убытков, если они носят временный характер и не зависят от этих стран.
Чрезвычайная помощь
Фонд предоставляет чрезвычайную помощь в форме закупок товаров, с тем, чтобы помочь государствам-членам решить проблемы платежного баланса, вызванные внезапными стихийными бедствиями.
Механизмы помощи странам с низким уровнем доходов
Предоставление ресурсов на льготных условиях развивающимся странам — членам МВФ с низким уровнем доходов в целях поддержки среднесрочной макроэкономической перестройки и структурных реформ.
В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался: 1) в 1969 г с введением системы СДР; 2) в 1976 г с созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1993 г. с включением санкции — приостановки права участвовать в голосовании по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду. МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее представляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов.
МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР (209,5 млрд. СДР, или 286,6 млрд. долл., с 1970 г. по 30 апреля1992г.) дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.
В пересмотренном в результате Ямайского соглашения Уставе МВФ зафиксирована обязанность стран-членов "сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея ввиду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного надзора за международной ликвидностью и превращения СДР в главный резервный актив международной валютной системы". Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в Основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных ресурсов.
Однако, обязательства стран-членов по регулированию валютных ресурсов в ныне действующем Уставе МВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый характер. Это дает странам возможность различных толкований тех или иных положений, предоставляя им относительную свободу для принятия собственных решений в данной области.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных ресурсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
С момента создания МВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных курсов. Однако значительная часть развивающихся, а также восточноевропейских стран все еще не имеет возможности установить в полном объеме свободную конвертируемость своих валют. Тем не менее, в июне 1978 г. 46 стран (1/3 членов МВФ), а в апреле 1994 г. 88 стран (49%) приняли на себя обязательства по Статье VIII о недопущении валютных ограничений.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечений более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой.
МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, др. государств СНГ.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состояния платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных ресурсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации в многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.
За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран — заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений "семерки" ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт
- Министерство образования республики беларусь учреждение образования «барановичский государственный университет»
- Сведения из курса
- Тематический план дисциплины «Международная экономика»
- Тема 1 Международная экономика: структура и тенденции развития
- Тема 2 Теории международной торговли
- Тема 3 Национальное и международное регулирование торговли
- Тема 4 Международное движение капитала
- Тема 5 Международная миграция трудовых ресурсов
- Тема 6 Международная экономическая интеграция
- Тема 7 Платежный баланс
- Тема 8 Мировая валютная система и валютный рынок
- Тема 9 Макроэкономическая политика в открытой экономике
- Тема 1 международная экономика: структура и тенденции развития
- 1.1Сущность и становление мирового хозяйства
- 1.2 Мировая экономика и мировой рынок.
- 1.3 Уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве
- 1.4 Международное разделение труда
- 1.5 Формы международного разделения труда
- 1.6 Теоретические основы глобализации мировой экономики
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 2 теории международной торговли
- 2.1 Теории внешней торговли
- 2.2 Выигрыш от внешней торговли
- 2.3 Мировая торговля товарами и услугами
- 2.4 Международный рынок объектов интеллектуальной собственности
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 3 национальное и международное регулирование торговли
- 3.1 Внешнеторговая политика.
- Таможенные меры регулирования внешней торговли
- 3.2 Нетарифные меры регулирования внешней торговли
- 3.3 Многостороннее регулирование внешней торговли
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 4 международное движение капитала
- 4.1 Понятие и эволюция мирового рынка ссудных капиталов
- 4.2 Международная миграция капитала: сущность, показатели, формы миграции
- 4.3 Экономические последствия международной миграции капитала
- 4.4. Транснациональный капитал и национальные государства
- 4.5 Основные формы организации внешнеэкономической деятельности тнк
- 4.6 Международное кредитование
- Международные валютно-финансовые и кредитные организации
- Международный банк реконструкции и развития (мбрр)
- Банк международных расчетов — бмр
- 4.8 Международный рынок ценных бумаг
- 4.9 Свободные экономические зоны
- Сопоставляются стоимостные оценки полученных доходов и расходов.
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Международная миграция трудовых ресурсов
- 5.1 Основные тенденции современного демографического развития мира
- 5.2 Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты
- 5.3. Международная миграция рабочей силы: виды, причины.
- 5.4 Экономические последствия международной миграции трудовых ресурсов
- 5.5 Миграционная политика государства
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 6 международная экономическая интеграция стран мира
- 6.1 Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели
- 6.2 Этапы международной экономической интеграции
- 6.3 Таможенный союз
- Глоссарий
- Доклады и выступления
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 7 платежный баланс
- 7.1 Платежный баланс и его счета.
- 7.2 Концепция и модели регулирования платежного баланса
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 8 мировая валютная система и валютный рынок
- 8.1 Валюта: понятие, классификация валют
- 8.2 Системы валютных курсов
- 8.3 Номинальный и реальный валютный курс
- Как соотношение цен на товары за рубежом и данной стране:
- 8.4 Паритет покупательной способности валюты и паритет процентной ставки
- 8.5 Валютный рынок
- 8.6 Влияние девальвации на состояние валютного рынка
- 8.6 Мировая валютная система и ее эволюция
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Тема 9 макроэкономическая политика в открытой экономике
- Модель макроэкономической политики в открытой экономике
- 9.2 Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Денежно-кредитная политика. Рассмотрим пример стимулирующей денежно-кредитной политики (рис. 3.8).
- Внешнеторговая политика. Рассмотрим пример усиления мер протекционизма во внешнеторговой политике (рис. 3.9).
- Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях высокой мобильности капитала
- 9.4 Результаты макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях низкой мобильности капитала
- Внешнеторговая политика. При фиксированном обменном курсе такая политика приводила к значительному увеличению дохода. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна.
- Внешнеторговая политика. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна не только при низкой, но и при высокой мобильности капитала (рис. 3.18).
- 9.6 Диаграмма т. Свона
- 9.7 Модель р. Манделла
- Глоссарий
- Тематика докладов и выступлений
- Вопросы для самоконтроля
- Тренинг умений
- Задания для самостоятельного решения
- Список рекомендуемой литературы по модулю