logo
Бычинская ЛК Междунар

Глоссарий

Теория абсолютного преимущества А. Смита — нации должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, т.е. есть такой товар, которого на единицу затрат она может произвести больше, чем другие страны, и торговать им в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие страны.

Теория сравнительных преимущества Д. Риккардо — даже когда страна не обладает абсолютным преимуществом, мировая торговля выгодна, так как у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующих издержках, чем производство других товаров, т.е. страна будет располагать сравнительным преимуществом.

Теория Хекшера-Олина страны будут экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми страна располагает в относительном избытке и небольших затрат факторов, дефицитных для данной страны и импортировать товары, производимые с использованием факторов, относительно дефицитных для данной страны.

Парадокс В.Леонтьева — необходим учет дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию: неоднородность факторов производства (их качество), внешнеторговую политику государства, и то, что ресурсы могут участвовать в производственных процессах в ассоциации с определенным количеством другого ресурса.

Теория жизненного цикла товара Р.Вернона объясняет мировую торговлю этапами жизненного цикла продукта: внедрения, роста, зрелости и упадка.

Теория эффекта масштаба — согласно которой при определенной технологии и организации производства по мере роста объема выпускаемой продукции средние общие издержки производства сокращаются.

Интеллектуальная собственность — совокупность промышленной собственности и авторского права.