logo
Бычинская ЛК Междунар

7.2 Концепция и модели регулирования платежного баланса

Многообразие видов балансов, зависящих от анализируемой внешнеэкономической деятельности, отражается и в теории. Каждая из теорий, давая собственную интерпретацию системы межгосударственных связей, фиксирует внимание на каком-либо отдельном аспектов этих связей: товарном, финансовом, денежном и так далее.

Целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов.

Теория автоматического саморегулирования платежного баланса господствовала почти в течение 200 лет до 30-х годов XX в. Ее разработали в XVIII в. Д. Юм, Д. Рикардо. Согласно этой теории при пассивном платежном балансе, например, Франции по отношению к Англии в результате отлива золота в Англию уменьшалось количество золотых денег в обращении и снижались цены во Франции, что способствовало повышению конкурентоспособности французских товаров, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса Англии. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что, по мнению сторонников количественной теории денег, приводило к росту цен и стимулировало импорт более дешевых иностранных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становится пассивным.

Первыми попытались рассмотреть сущность платежного баланса сторонники неоклассического подхода, представляющие связь между импортом и экспортом с учетом цен производимых товаров и услуг.

Неоклассическая теория платежного баланса

Классическая теория исходит из того, что основным элементом платежного баланса является соотношение объемов импорта и экспорта товаров и услуг данной страны. Это зависит от поведения местных и иностранных резидентов, имеющих возможность выбора между местными и иностранными товарами. Решение о покупке национального или иностранного товара принимается, прежде всего, при сравнении цен. Другими словами, в соответствии с классической теорией решающими параметрами платежного баланса выступают сравнительно однородные товары и обменный курс валюты.

Товарная структура экспорта и импорта может оказаться различной: неодинаково будет воздействие изменившейся цены на объем продаж, т. е. Различна эластичность импорта и экспорта. Выход состоит в нахождении общей величины эластичности импорта и экспорта.

На базе неоклассической теории можно сформулировать общий вывод: улучшение платежного баланса наступит тогда, когда сумма эластичности цен на импортные товары для резидентов и на экспортные товары для нерезидентов превысит единицу.

Такая формулировка как бы суммирует результаты, полученные от взаимного снижения цен на импортную и экспортную продукцию.

Вместе с тем цены могут снижаться не только за счет девальвации, когда она затрагивает экспорт и импорт одновременно. Возможны варианты, когда понизятся экспортные цены вследствие уменьшения стоимости рабочей силы, сокращения издержек производства и так далее. Здесь результат будет односторонний, то есть затронет лишь экспорт. Рассмотренная ситуация получила в экономической литературе наименование теоремы Маршала-Лернера. Она возможна только при наличии ряда дополнительных условий.

Прежде всего, это, например, предположение о том, что не происходит увеличения доходов производителей, производящих большее количество товаров, и так далее. Это условие трудно выполнимо.

Кейнсианские теории регулирования платежного

баланса

Дж.М.Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного, регулирования различными методами.

С помощью кейнсианской теории платежный баланс связывается с выпуском, из которого после вычета валовых внутренних расходов автоматически «выпадает в осадок» платежный баланс. Валютный курс, конкурентоспособность, другие аналогичные параметры имеют значение здесь лишь постольку, поскольку они влияют на выпуск или валовые внутренние расходы. Например, ревальвация в случае уменьшения экспорта и при условии, что она не оказала воздействия ни на импорт, ни на производство, может отрицательно повлиять на платежный баланс.

Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р.Харродом, Т.Сцитовским, Р.Манделем и другими. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним равновесием — устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические модели.

Инструментарно-целевой метод регулирования платежного баланса

Представители этой концепции Дж.Мид, Я.Тинберген предполагали разрабатывать эконометрические модели регулирования платежного баланса путем условного деления показателей на инструменты и цели государственной экономической политики. Они ограничивают анализ поиском причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования. Обнаруженная при этом взаимосвязь рассматривается как причинно-следственная.

Инструментарно-целевой метод анализа платежного баланса вступает в противоречие с другими мерами государственного регулирования экономики, что ограничивает его практическое применение. Например, меры по стимулированию экономического роста обычно отрицательно воздействуют на платежный баланс, а использование политики «дорогих денег», в частности, повышение учетной ставки для улучшения состояния платежного баланса отрицательно влияет на внутреннее производство и занятость при прочих равных условиях.

Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими пределами. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.

Теория нормативного регулирования платежного баланса (Дж.Вильямсон, Р.Миллер). Особенности этой теории: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влияния на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.

Монетаристская теория регулирования платежного баланса

Эта теория получила развитие в 70-80 годы. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат неравновесий всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением. Его стабилизация рассматривается как кратковременный процесс, направленный на выравнивание неравновесий в денежной сфере страны. Идеал монетаристской концепции платежного баланса — «открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.

Идея монетаризма заключается в обеспечении в процессе деятельности отдельных физических и юридических лиц фиксированных соотношений между тремя параметрами:

  1. суммой имеющихся денежных средств

  2. выпуском или доходом: в итоге оба показателя совпадают и выражаются в виде цены, умноженной на объем производства

  3. активами (кроме денег). Это, прежде всего цены, умноженные на количество товара.

Монетаристы исходят из того, что нарушение платежного баланса связано прежде всего с избыточным «накачиванием» денежных средств в обращение по сравнению с реальными потребностями в них. Если избыток денег превышает допустимый предел, возникает дефицит платежного баланса. Нехватка денежных средств ведет к использованию иностранной валюты, поступающей из-за рубежа. После оттока или, наоборот, притока необходимого количества валюты дефицит или положительное сальдо платежного баланса ликвидируется.

Для неоклассической теории нарушение платежного баланса — это, прежде всего различия в издержках производства товаров и услуг, которые можно выровнять, обеспечив свободный «перелив» факторов производства. Кейсианцы, обращающие особое внимание на автономном движении капитала, дефицит или излишек определяют как разницу между национальным доходом и государственными и частными расходами и затратами на инвестиции. Наконец, монетаристы оценивают нарушение баланса как следствие неправильной денежной политики.

Теории межгосударственного регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма, нашли отражение в проектах реформы мировой валютной системы.

Проекты валютной реформы, разработанные в годы второй мировой войны Дж.Кейнсом и Г.Уайтом придавали большое значение коллективному регулированию платежного баланса, что нашло отражение в Уставе МВФ. В рамках Бреттон-вудской системы был предусмотрен принцип симметричного (сбалансированного) регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, а также курс национальной валюты.

Ямайская валютная реформа возрождает принцип симметричного выравнивания платежного баланса странами как с пассивным, так и с активным сальдо и намечает принципы межгосударственного регулирования платежного баланса. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивания, регулирование платежного баланса, санкции против нарушений международного соглашения.

В соответствии с господствующими милитаристскими концепциями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. С 70-х годов «стабилизационные» программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение. Расширение набора методов регулирования платежного баланса, рекомендуемых МВФ, привело к улучшению его сотрудничества с МБРР. Новый подход МВФ к регулированию платежного баланса отвечает интересам банков-кредиторов, которые видят в этом гарантию укрепления платежеспособности развивающихся стран-должников и снижение риска их кредитования.

Обновленные «стабилизационные» программы МВФ свидетельствуют о тенденции к усилению межгосударственного регулирования платежного баланса.