Условия предоставления кредитов мвф
Страна, которая требует займа, должна скоординировать свою политику с рекомендациями МВФ, в которых заложены критерии, обязательные для выполнения. Суть этих рекомендаций:
Макроэкономическая политика должна быть направлена на обеспечение активного сальдо платежного баланса как главного фактора выплаты основной части долга и процентов.
Стабилизация внутреннего спроса за счет ограничения государственных затрат.
Использование займов на финансирование производственной сферы; выплата основной части долга и процентов за счет прибыли, полученной в производственной сфере.
Обеспечение бездефицитности государственного бюджета благодаря сокращению неоправданных государственных затрат и сдерживанию инфляции.
Эффективная налоговая политика, которая будет оказывать содействие развитию инвестирования и предпринимательства и будет обеспечивать сбор налогов для покрытия государственных затрат.
Стабилизация денежного обращения.
Обеспечение стабильности политической власти.
Страны-члены должны предоставлять МВФ информацию про официальные золотые запасы и валютные резервы, состояние экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничные инвестиции.
Направления деятельности МВФ.
В современных условиях деятельность фонда ассоциируется большей частью с его финансово-кредитной функцией. Но в арсенале форм деятельности МВФ есть и другие направления (рис. 7.2).
Наиболее известной есть такая форма деятельности МВФ, как финансирование. МВФ предоставляет финансовую помощь странам-членам в границах разнообразных механизмов финансирования, которые отличаются в основному типом проблем платежного баланса, для ликвидации которых они предназначены, и условиями предоставления кредитов.
Непосредственное финансирование осуществляется с помощью таких механизмов: резервный транш, кредитные транши.
Резервным траншем страны - члена называется превышение ее квоты в МВФ над “скорректированной” суммой ее валютных средств, которые находятся в фонде на счете общих ресурсів. «Скорректированная» сумма равняется фактической сумме валютных средств данной страны в фонде, включая те суммы ее валюты, которые находятся в фонде в результате купли средств фонда этой страной в границах других мероприятий и механизмов фонда. Резервный транш получается за счет частицы взноса страны-члена в резервных активах (СДР, иностранная валюта, золото) и чистой суммы валютных средств страны-члена, использованных МВФ. Страна-член резервный транш может считать своим резервным активом, что можно мобилизовать в кратчайшие сроки.
Кредитные транши. В соответствии с принципами своей “основной” кредитной политики МВФ предоставляет кредиты в виде четверых грандов, любой из которых равняется 25 процентам квоты. Купля кредитных траншей разрешается странам-членам только для финансирования экономических мер, направленных на преодоление трудности с платежным балансом. За чрезвычайных обстоятельств финансирования может осуществляться и в больших размерах. МВФ вменяет в обязанность страну, которая берет кредит, выполнять определенные политико-экономические условия.
Рис. 7.2. Классификация форм деятельности МВФ
При этом степень жесткости этих условий возрастает при переходе от более низких к более высоким кредитным частицам (траншей). Обязанности страны-заемщика, которые предусматривают проведение соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в так называемому “листве о намерениях”.
Использование первой кредитной частицы может быть осуществлен в двух формах:
— прямая купля валюты. если страна получает всю указанную сумму сразу после одобрения фондом ее запроса;
— поэтапная купля, которая осуществляется на основе осложнения с МВФ “соглашения о резервном кредите”.
Поэтапное финансирование. Настуні покупки страной-участницей валюты в МВФ рассматриваются как использование ею так называемых “предельн кредитн частиц”. Такое финансирование может осуществляться двумя путями: с использованием механизма резервных кредитов (кредитов “стендй-бай”) или в границах механизма расширенного финансирования (расширенные кредиты).
Соглашения по “резервным кредитам”, или соглашения “стендй-бай”, как и соглашения по “расширенным кредитам”, обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет автоматически получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную к исчерпанию обусловленной соглашением суммы за любое время на протяжении срока действия соглашения, но при условии соблюдения положений, указанным в соглашении.
Такие соглашения начали использовать с 1952 г. Начиная с 1977 г., срок действия соглашений о резервных кредитах продолжен с одного до трех лет. Главной целью этого механизма есть кредитование стабилизационных программ. Ныне на судьбу резервных кредитов приходится приблизительно половина всех кредитных операций МВФ.
Механизм резервных кредитов предусматривает, что валюта выдается порциями (траншами) через установленные периоды на протяжении срока действия соглашения. Порядок предоставления очередного транша обуславливается в тексте соглашения. Ход выполнения настоящего соглашения країною-отримувачем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев, которые определяются с учетом особенностей экономического механизма и институциональных структур страны, а также наличия релевантной статистической информации. Такие критерии охватывают прежде всего сферу кредитно-денежной политики, государственных финансов, государственного долга и политики торговых и платежных ограничений.
Страна не может получить следующую порцию валюты пока не зафиксированы достижения целевых критериев. Если фонд делает вывод, который намеченные критерии не достигнутые, он останавливает предоставление стране валютных резервов.
Другой формой поэтапного финансирования, которая используется МВФ с 1974 г., есть предоставление “расширенных кредитов”. Ее назначением есть предоставление валютных средств странам-членам с целью финансирования дефицитов их платежных балансов на более продолжительное время и в больших размерах, чем это предусмотрено уставом МВФ в границах политики обычных кредитных частиц (траншей).
Расширенное финансирование предоставляется странам, которые имеют трудность с платежным балансом, обусловленные структурной несбалансированностью производства, торговли и цен, или тем странам, которые не имеют возможности активно проводить политику экономического развития в связи с неудовлетворительным состоянием платежного баланса.
При обращении к МВФ с просьбой о расширенном финансировании страна должна подать общую программу деятельности на первые 12 месяцев, которую надо обновлять каждый год.
Льготное финансирование. Этот срок объединяет два механизма финансирования МВФ, направленные на помощь странам, которые развиваются, и беднейшим странам: механизм финансирования структурной перестройки (МФСП) и механизм расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП).
Механизмом финансирования структурной перестройки могут пользоваться только 62 страны, которые развиваются. Для получения кредита в границах МФСП страна подает среднесрочную программу действий в виде доклада о принципах политики, которая готовится совместно с сотрудниками МВФ и Мирового Банка. В доклада надо определить структурные мероприятия и макроэкономическую политику, которая необходимая для нормализации состояния платежного баланса.
Механизм расширенного финансирования структурной перестройки создан в 1987 г. с целью предоставления дополнительного средства беднейшим странам - членам, которые осуществляют трехлетние макроэкономические программы. За своими задачами, методами и финансовыми условиями МРФСП аналогичная МФСП. Разность между ними в основном касается доступа, контроля и финансирования этих механизмов.
Специальное финансирование. За терминологией МВФ эта форма кредитования объединяет три механизма:
компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств;
финансирование буферных запасов;
финансирование системных трансформаций.
В 1963 г. в МВФ был создан первый механизм финансирования специального назначения – механизм компенсационного финансирования, в 1988 г. в результате его объединения с механизмом финансирования в случае внешних непредвиденных обстоятельств был образован МКФФНО. В соответствии с этим механизмом кредиты предоставляются в таких случаях: недополучение экспортных поступлений, слишком большие затраты на импорт зерна, другие непредвиденные обстоятельства (внешние). Тип кредита созданный для того, чтобы предоставить странам-членам, которые осуществляют программы перестройки с помощью МВФ, более широкая защита от неблагоприятного изменения внешних экономических условий.
Механизм финансирования буферных запасов было создано 1969 г. Его назначение состоит в том, чтобы подавать помощь странам – членам с неблагоприятным состоянием платежного баланса в финансировании взносов в утвержденные международные буферные запасы сырьевых товаров. Такие запасы создаются под эгидой ЮНКТАД с целью смягчения колебаний цен на экспорт и предотвращение возможному снижению объемов экспортных поступлений.
Механизм финансирования системных трансформаций (СТФ) есть новым специальным механизмом, который был утвержден Исполнительным советом в апреле 1993 г. Этот механизм создан для предоставления помощи странам-членам, которые испытывают осложнения с осуществлением внешних платежей, обусловленных переходом от государственной торговли за позаринковими ценами к свободной торговле по рыночным ценам. К держа-членам, которые имеют право пользоваться данным механизмом, належит большинство бывших членов Совета Экономической Взаимопомощи (РЕВ) и республик бывшего Советского Союза, а также ряд других стран, которые в минувшему имели значительный объем нерыночной торговли с странами РЕВ.
Получать помощь в границах СТФ могут только те страны, которые находятся на начальных этапах процесса преобразований и пока они не могут составить программу, для реализации которой МВФ мог бы использовать возможности других механизмов финансирования.
- Международные экономические отношения Конспект лекций
- Тема 1. Система и среда развития международных экономических отношений.
- Сущность, объекты, субъекты, формы международных экономических отношений.
- 2. Международное разделение труда.
- 3. Среда международных экономических отношений.
- 1. Сущность, объекты, субъекты, формы международных экономических отношений.
- 2. Международное разделение труда.
- Международная кооперация производства
- 3. Среда международных экономических отношений.
- Тема 2. Исторический и современный этап формирования международных экономических отношений
- Основные типы государств и их экономических объединений.
- 3. Общие проблемы современных международных экономических отношений
- Тема 3. Мировое хозяйство и особенности его развития.
- Мировое хозяйство: сущность, элементы и субъекты формирования.
- Законы и принципы развития мирового хозяйства.
- 1. Мировое хозяйство: сущность, элементы и субъекты формирования
- Структура мирового хозяйства
- 2. Законы и принципы развития мирового хозяйства.
- Тема 4. Международная торговля.
- 2. Показатели оценки международной торговли
- 3. Тарифное и нетарифное регулирование международной торговли.
- 3.1. Тарифные методы регулирования мт
- Тема 5. Международные научно-технические связи и производственное кооперирование.
- 2. Международный трансферт технологий.
- 3. Каналы международного обмена технологий.
- 4. Классификация форм технологического обмена.
- 5. Международное регулирование прав интеллектуальной собственности
- Тема 6. Международное движение капитала
- 2. Международный кредит и его виды
- 3. Мировой рынок ссудных капиталов
- Институциональная структура мрск отражает отношения между профессиональными финансовыми посредниками, заемщиками и кредиторами разных стран.
- Географическая структура мрск отражает движение капитала между странами, группами стран, регионами мира преимущественно через международные финансовые центры.
- Валютная структура мрск состоит из трех элементов:
- 4. Инвестиционный климат в Украине
- Тема 7. Международная инвестиционная деятельность
- 1. Инвестиции и инвестиционные институты.
- 2. Цели привлечения капитала.
- 3. Факторы привлечения иностранных инвестиций
- 4. Предприятия с иностранными инвестициями.
- 5. Порядок создания совместных предприятий.
- Тема 8. Международная миграция рабочей силы.
- 2. Виды, типы и направления международной миграции рабочей силы
- 3. Последствия международной миграции рабочей силы
- 4.Регулирование международных миграционных процессов
- Тема 9. Мировая валютная система
- 2. Понятие валюты, классификация валют, валютный курс и его формирование
- 3. Регулирование валютных отношений
- 4. Основные этапы эволюции мвс
- 5. Валютные рынки: виды и структура
- Тема 10. Международные расчеты и платежный баланс.
- 2. Средства платежа.
- 3. Формы платежей.
- 4. Платежный баланс. Состояние платежного баланса.
- Тема 11. Международная экономическая интеграция
- 2. Формы мэи
- 3. Предпосылки и цели мэи
- 4. Основные интеграционные группировки мировой экономики
- Тема 12. Международные экономические организации, регулирующие международные экономические отношения.
- Система международных организаций по регулированию международных экономических отношений.
- Группа мирового банка
- 1. Система международных организаций по регулированию международных экономических отношений.
- 2. Международный валютный фонд .
- Условия предоставления кредитов мвф
- 3. Группа мирового банка.
- Тема 13. Интеграция Украины в современную мировую систему
- 2. Перспективы участия Украины в европейских интеграционных процессах
- 3. Украина в интеграционных процессах восточноевропейских стран
- Перелік основної і додаткової навчально-методичної літератури і. Основна література
- Іі. Додаткова література
- Ііі. Нормативні матеріали мон і ДонНует ім. М. Туган-Барановського