logo
Semyonov_A

1. Инвестиции и инвестиционные институты.

Инвестиционные институты в широком смысле — это все организации, занимающиеся размещением капитала, в узком — те, которые осуществляют долгосрочные вложения. Поэтому коммерческие банки, которые в условиях сформировавшейся структуры рынка капи­талов совершают преимущественно краткосрочные и среднесрочные вложения, можно отнести к инвестиционным институтам лишь при расширенном толковании этого термина.

Различают два вида инвестиций: финансовые и реальные.

Реальные инвестиции представляют вложение капитала непосред­ственно в средства производства и предметы потребления. При этом может быть использован также заемный капитал, в том числе кредит банка.

Финансовыми инвестициями являются вложения в ценные бума­ги, а также помещение капитала в банки. В составе финансовых инве­стиций выделяют портфельные — вложения в ценные бумаги. Портфельные инвестиции пре­имущественно представляют спекулятивный капитал, который формируется в результате возникновения разницы между начальной «ваучерной» ценной акцией и предположительной рыночной.

Кроме названных двух основных видов инвестиций, существуют и так называемые интеллектуальные инвестиции, подразумевающие покуп­ку патентов, лицензий, ноу-хау, подготовку и переподготовку персо­нала, вложения в НИОКР.

Потребности в иностранных инвестициях существуют практически в каждой стране. Но многие страны ограничивают доходы от инвестиций и сохраняют жесткий контроль над участием иностранного капитала в определенных секторах экономики. Секретариат конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) ведет активную работу по уменьшению ограничений в сфере прямых иностранных инвестиций. Кроме того за последние 10 лет с целью дальнейшего улучшения условий для инвестирования было заключено около 1500 двусторонних соглашений.

Инвестиционные институты делят на три группы:

1 группа: осуществляющие, в основном, прямые, точнее, направленные, инвестиции в ограниченный круг предприятийхолдинги, финансо­вые группы и финансовые компании.

Холдинговая компания, представляет собой голов­ную компанию какой-либо финансовой организации, которая владеет контрольным пакетом акций дочерних предприятий и специали­зируется на управлении.

Финансовая группа — это, как правило, несколько предприятий, связанных в единое целое системой взаимного участия. В отличие от холдинга, финансовая группа обычно не имеет головной компании, специализирующейся на управлении.

Финансовая компания — это корпорация, финансирующая вы­бранный по некоторому критерию определенный, достаточно узкий круг других компаний и не осуществляющая диверсификацию вло­жений, что свойственно инвестиционной компании и иным подобным структурам. Как правило, финансовая компания (в отличие от холдин­говой) не имеет контрольных пакетов акций финансируемых ею кор­пораций.

Инвестиционные институты первой группы при инвестировании очень редко используют фондовую биржу, «уличный» (внебиржевой) рынок и других фондовых посредников.

2 группа: осуществляющие повсеместные инвестиции, то есть не придер­живающиеся какого-либо определенного, заранее выбранного набора объектов инвестирования. В то же время их портфель инвестиций до­статочно широк и относительно стабилен. В эту группу входят инве­стиционные компании, страховые и пенсионные фонды и т. д. Свой ка­питал они формируют за счет вкладов конечных инвесторов (в первую очередь, мелких — частных лиц — и средних), помещая его в различные ценные бумаги с целью обеспечения определенного уровня до­хода на капитал.

В широком смысле все инвестиционные институты второй группы можно назвать инвестиционными компаниями. Однако в узком смысле слова инвестиционная компания — это компания, формирующая свой капитал за счет взносов мелких инвесторов на общих основаниях и не занимающаяся страховой или еще какой-либо деятельностью. Вложе­ния в ценные бумаги для нее — это основной и единственный вид дея­тельности.

«Инвестиционный фонд» является во многом синонимом термина «инвестиционная компания». Но здесь следует учесть один момент. Некоторые современные инвестиционные компании имеют несколько инвестици­онных фондов, понимаемых как наборы ценных бумаг (портфели ин­вестиций), которыми управляют отдельные команды менеджеров. В этом случае формируется структура, аналогичная структуре холдинга.

Инвестиционный фонд выпускает акции и полученный за счет их про­дажи капитал инвестирует в ценные бумаги. При этом все акции данного инвестиционного фонда или их контрольный пакет находятся во владении головной инвестиционной компании, именуемой «управ­ляющая компания». Если инвестиционная компания имеет лишь один портфель инвестиций, то в этом случае она и представляет собой инве­стиционный фонд. На современном этапе развития рынка капиталов в странах Запада почти, все инвестиционные компании имеют по одному портфелю инвестиций.

Инвестиционные фонды бывают двух видов: открытые и закрытые.

Открытый инвестиционный фонд постоянно выпускает и продает новые акции, скупая при этом свои акции у всех желающих их продать по рыночной стоимости. Согласно условиям организации такого фонда, инвесторы могут продавать его акции исключительно самому фонду. Рыночная стоимость акции открытого фонда примерно равна рыночной стоимости части его активов, приходящихся на одну акцию.

Закрытый инвестиционный фонд не требует продажи своих акций; исключительно самому себе; новые акции выпускаются им относитель­но редко, а курс акций под воздействием спроса и предложения на фондовых рынках может отклоняться от стоимости активов фонда, приходящихся на данную акцию.

3 группа: инвестиционные институты, осуществляющие повсеместные инвестиции, но не имеющие сколько-нибудь стабильного портфеля ценных бумаг, называются инвестиционными дилерами. Это институ­ты, стремящиеся получить прибыль посредством спекулятивной игры на бирже. К ним относится торговые компании, инвестиционные бан­ки, фондовые дома, инвестиционные пулы и т. д. По своим функциям они гораздо ближе к посредникам на рынке ценных бумаг, нежели к институтам рынка инвестиции,

Среди важнейших характеристик инвестиционной компании есть такие взаимосвязанные понятия, как структура ее капитала и порт­фель инвестиций.

Структура капитала — это количество и инвестиционные харак­теристики наличных ценных бумаг, выпущенных инвестиционной компанией.

Портфель инвестиций — количество и инвестиционные характеристики ценных бумаг, купленных инвестиционной компанией и составляющих ее портфель, т. е. те ценные бумаги, в которые инве­стиционная компания вложила свой капитал, сформированный из взносов отдельных инвесторов.

Структура капитала и портфель инве­стиций зависят от целей инвестирования, которые в самом первом приближении характеризуются соотношением рисков (и, следователь­но, большей прибыльности) вложений и их надежности. Различные инвестиционные компании придерживаются того или иного соотношения указанных факторов. С их учетом мелкие инвесторы выбирают, куда им помещать капитал соответственно своему видению оптималь­ного соотношения риска и надежности: одни предпочитают рискнуть и в случае удачи получить большую прибыль, другие отдают предпочте­ние небольшой, но гарантированной прибыли.

Выбранное соотношение риска и надежности проявляется в харак­теристике портфеля инвестиционной компании. Портфель, оцененный как агрессивный, означает, что инвесторы, купившие акции данной инвестиционной компании, предпочитают рисковать; консервативный портфель указывает на стремление акционеров к устойчивому и гаран­тированному доходу.

Важнейшим фактором, влияющим на соотношение «агрессив­ность — консервативность», является степень диверсифицированности инвестиций. Чем больше различных ценных бумаг (каждая из которых обладает своими инвестиционными характеристиками, а следователь­но, и своим соотношением «риск — надежность») вложено в капитал, тем сильнее проявляется консервативность портфеля. Однако если ди­версификация вложений производится только среди рисковых ценных бумаг, то это повышает агрессивность портфеля. Если, напротив, ди­версификация производится в виде надежных ценных бумаг, то скла­дывается сверх консервативный портфель. В этих двух последних слу­чаях диверсификация портфеля действует как фактор, усиливающий тяготение к одному из полюсов соотношения «агрессивность — консер­вативность».