logo
Semyonov_A

3. Факторы привлечения иностранных инвестиций

При оценке инвестиционной привлекательности анализируют следующие факторы:

Неналоговые факторы:

Размеры рынка. Этот показатель особенно важен для ино­странного инвестора, учитывая, что крупные потенциальные рынки в странах с переходной экономикой до настоящего времени не полностью насыщены.

Политическая и экономическая стабильность в регионе. Одним из отрицательных факторов, влияющих на привлечение и использование прямых иностранных инвестиций, является неуверенность инве­стора в стабильности положения в регионе. Поэтому иностранные компании начинают свою деятель­ность, как правило, с небольших операций, которые позволяют им со­брать необходимую информацию для всесторонней оценки риска и возможностей их деятельности. Компании не спешат рисковать значи­тельным капиталом в условиях политической нестабильности.

Особенности регулирования. Значительное влияние на инвестиционную привлекательность региона имеет уровень законодательного обеспечения процессов инвестирования, наличие льгот для инвесторов и устойчивость нормативно-правовых актов.

Доступ к основным средствам производства. Доступность факторов производства может служить для привлечения иностранных прямых инвестиций. Высокий уровень подготовки и дешевая рабочая сила вызывают интерес иностранных компаний и стимулируют создание и развитие производства.

Вторым, но не менее серьезным фактором привлечения и исполь­зования прямых иностранных инвестиций является система налогооб­ложения.

Налоговые факторы:

Фискальная политика. Общий уровень налогового бремени, несомненно, влияет на привлекательность страны для иностранных инвесторов. Налоговая ставка имеет решающее значение при опреде­лении налогового бремени. В развитых странах она играет важную роль при определении стратегии финансирования и налогового плани­рования компании.

Налоги, не связанные с доходами. Такие налоги подразде­ляются на три основные группы:

Налоги на социальное страхование представляют собой выплаты, отражающие те выгоды, которые получают работающие. Они взимают­ся с предпринимателя и отражают заработную плату работающего по найму. Налоги на социальное обеспечение связаны с режимом налогообложения личных доходов иностранной рабочей силы.

Таможенные пошлины с инвестиционных товаров — это не­посредственный или легко управляемый источник дохода для страны. Однако такие пошлины повышают коэффициент окупаемости, необхо­димый для того, чтобы инвестиция была прибыльной.

Налоговые стимулы. В странах с развитой рыночной экономикой налоговые стимулы резко ограничены.

Налоговые стимулы можно разделить на несколько категорий:

Налоговые каникулы являются типичной формой налогового сти­мулирования. Они предоставляются новым фирмам на определенный период, когда, начиная с какого-то момента, они освобождаются от бремени налогов. Их преимущество состоит в том, что они устанавливают для иностранных инвесторов упрощенный режим налогообложения. Практически при использовании налоговых каникул возникает вопрос: когда начинать каникулы? Здесь существует три возможности: это может быть момент начала производства; первый год, когда фирма получает прибыль или первый год получения фирмой положительной коммулятивной прибыли от своих операций. В большинстве стран с переходной экономи­кой каникулы являются краткосрочными. Поэтому их польза для ка­питалоемких проектов крайне незначительна. Как свидетельствует опыт стран Азии и Венгрии продолжительные каникулы обеспечили возможность привлечения ряда долгосрочных инвестиций.

Налоговые льготы используются для снижения налогооблагаемого дохода предприятия, а налоговый кредит — с целью не­посредственного уменьшения суммы выплачиваемых налогов.

Свободные экономические зоны — это особые районы с особым режимом налогообложения. Компании, работающие в этих регионах, мо­гут получать различные льготы. Льготы могут представлять собой про­сто свободный доступ к регистрации и освобождение от некоторых на­логов и пошлин на инвестируемый капитал.