logo
Semyonov_A

2. Формы мэи

Процесс меж­дународной интеграции происходит как на микро­уровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион, группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия — увеличение объема продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке, пролонгация наиболее эффективных фаз жиз­ненного цикла товара. Результативность деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные, устойчивые связи между субъектами рынка, определяющую часть ко­торых представляют предприятия и фирмы, очень связана с преодолением негативных факторов МЭО — территори­альной удаленности, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных барьеров, тамо­женных и валютных препятствий.

На микроуровне МЭИ осуществляется путем взаимодействия капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) стран на основе формирования системы экономических соглашений между ними в форме: совместного сооружения хозяйственного объекта; совместных предприятий; специализации и кооперации производства.

На начальном этапе интеграционные объединения на макроуровне создавались для отмены таможенных барьеров во взаимной торговле между странами-участницами, т.е. возникали т.н. “свободные зоны”. Более сложные формы были направлены на организацию таможенных объединений, которые допускали свободное перемещения товаров и услуг внутри группировки и использование таможенного тарифа (налога на ввоз товаров) относительно третьих стран. Создание общего рынка связано с ликвидацией барьеров между странами не только в торговле, но и при перемещении рабочей силы и капитала. Высшей формой проявления интеграционного объединения в наше время является экономический союз, предполагающий проведение странами-участницами системы мер межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, которые протекают в регионе.

На макроуровне МЭИ осуществляется на основе формирования экономических объединений государств и согласования различных аспектов национальной политики и может осуществляться в форме:

  1. Преференциальные торговые соглашения – предусматривают предоставление более благоприятного режима участникам соглашения в форме льготного налогообложения, таможенного регулирования, кредитования.

  2. Зона свободной торговли (ЗСТ) – интеграционное объединение государств, которое предполагает полную отмену таможенных тарифов (таможенных пошлин) между странами-участницами При этом они сохраняют полную свободу действия в экономических связях с третьими странами. Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, и, соответственно, препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран. Классический пример – Европейская ассоциация свободной торговли (1960 г.). Регулирование деятельности в соответствующей области про­исходит без создания постоянно действующих надна­циональных систем управления или принятия специ­альных общих решений. К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран—участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках "Уругвайского раунда", совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. При создании ЗСТ выявился и целый ряд негатив­ных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера. Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воз­действует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация им­порта создает серьезную угрозу для национальных про­изводителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными им­портными товарами.

  3. Таможенный союз (ТС) – интеграционное объединение, которое включает функции ЗСТ и предполагает установление общего внешнего рынка, единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах. Примером ТС является Европейское экономическое сообщество, переросшее в ЕС.

  4. Общий рынок (ОР) – интеграционное объединение, которое включает функции предыдущих объединений и предполагает свободное перемещение товаров, а также факторов производства – капитала, технологии, информации и рабочей силы, а также согласование экономической политики государств. Кроме отмены таможенных пошлин между государствами-членами и единой торговой политики по отношению к третьим странам, что предполагается в рамках ТС, для создание ОР необходимо выполнить еще ряд задач: разработка общей политики развития от­дельных отраслей и секторов экономики; создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, допол­няющих беспрепятственное перемещение товаров; формирование общих фон­дов содействия социальному и региональному разви­тию.

  5. Экономический (и валютный) союз (ЭС) – интеграционное объединение, которое включает функции предыдущих объединений и предполагает проведение общей экономической и валютно-финансовой политики: координацию макроэкономической политики, унификацию законодательства в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной;

  6. Политический союз (ПС) - интеграционное объединение, которое включает функции предыдущих объединений и предполагает единство внутренней и внешней политики стран-участниц:

а) экономической;

б) военной;

в) научно-технической;

г) экологической;

д) социально-культурной.

Ни одна из группировок не только не достигла такого уровня, но и не ставит перед собой подобных задач, так как фактически это означало бы потерю суверенности отдельными государствами.