logo
Semyonov_A

4. Классификация форм технологического обмена.

На международном рынке технологий передача технологии осуществляется некоммерческим и коммерческим путем.

Некоммерческими формами технологического обмена являются:

• технические, научные и профессиональные журналы, патентные издания, периодика и другая специальная литература;

• базы и банки данных;

• международные выставки, ярмарки, симпозиумы, конференции;

• обмен делегациями;

• миграция ученых и специалистов;

• стажировка ученых и специалистов в фирмах, университетах, организациях;

• обучение студентов и аспирантов;

• деятельность международных организаций в сфере науки и техники .

К формам технологии, которые подлежат международному обмену на коммерческой основе, относятся:

I. Материальные виды технологий (этот тип технологического обмена связанный с прямыми инвестициями в строительство, реконструкцию, модернизацию фирм и производств):

• предприятия «под ключ»;

• технологические линии;

• агрегаты, оборудование, инструменты и др

II. Нематериальные виды технологий:

III. Услуги: научно-технические, инжиниринговые, консультационные, обучение персонала и др.

К числу важных форм передачи технологии, при которых ее основными носителями выступают квалифицированные специалисты, ИТР, управляющий персонал, относятся такие соглашения, как

Международный инжиниринг представляет собой разного рода деятельность по предоставлению услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера. В международной практике оказание инжиниринговых услуг нередко сопровождается передачей заказчику прав на использование запатентованных технических решений, технологических процессов и ноу-хау. Подобное действие в западных странах квалифицируется как «техническое содействие».

Заметную роль в международной практике играют соглашения о франчайзинге. Существует несколько видов франчайзинга:

1. Производственный франчайзинг.

2. Товарный франчайзинг.

3. Франчайзинг в сфере услуг.

Своеобразной формой передачи технологии в «чистом» виде является экспорт методов управления и организации. Развитие таких отношений связано с возрастанием роли управленческого фактора в обеспечении эффективности современного производства. Функции, выполняемые компанией, являющейся носителем передовых методов управления и организации, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный аспекты производства, управление кадрами, обучение местной рабочей силы, покупку техники и сырья, маркетинг и финансовое управление, в том числе договоры по заемным операциям.