3. Трудный выбор
Избирательная кампания 1976 г. стала важным событием в американской политической жизни. К этому времени США переживали глубокий внутренний кризис. Сказывались последствия сильнейшего со времени «великой депрессии» экономического спада, множество острых социальных проблем (кризис городов, расизм, преступность и т. д.) стягивались в тугой узел. «Уотергейт» потряс американское общество, вызвал обострение «кризиса доверия». Двухсотлетие своего образования США встречали в отнюдь не праздничной обстановке.
И хотя война во Вьетнаме была позади, ее последствия сказались на атмосфере, в которой проходила предвыборная кампания 1976 г. В правящих кругах возникла тревога, не будет ли уход американцев из Вьетнама расценен как признак слабости США и их поворота к изоляционизму. «Вьетнамскому синдрому» (осознанию вины за причиненные народам Индокитая опустошения, за гибель миллионов мирных людей). антимилитаристским настроениям реакционные круги противопоставили шовинистическую кампанию под ура-патриотическими лозунгами в пользу нового наращивания американской военной мощи, увеличения военных бюджетов и т. п.
К середине 70-х годов давление со стороны массовых движений социального протеста несколько ослабло, однако противоречия в самой буржуазной политической системе заметно усилились: «уотергейт» придал особую остроту морально-политическим проблемам. Настроения отчуждения, недовольства и недоверия к политической системе получили повсеместное распространение, чему в немалой степени способствовали последовавшие за «уотергейтом» политические скандалы, связанные с разоблачением преступных действий ЦРУ и ФБР, подкупом компанией «Лок-хид» должностных лиц за рубежом (в частности, в Японии и Италии), недостойным поведением ряда конгрессменов и т. д.
Республиканская партия, находясь в меньшинстве, искала пути к восстановлению своего единства. Но в ходе предвыборной кампании ей не Удалось его достигнуть. Президенту Дж. Форду, баллотировавшемуся на новый срок, был брошен вызов в рядах его собственной партии со сторо-
28 Confidence and Concern: Citizens View American Government. US Senate. Wash.,1973, pt 1, p. 29
464
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
465
ны влиятельного представителя консервативного крыла Р. Рейгана, который повел кампанию под лозунгами, отражавшими взгляды всех тех, кто был недоволен доктриной и практикой неолиберализма. Он выступал против «большого правительства», утверждая, что США не должны никому «уступать в военной мощи», и подкрепляя этот призыв алармистскими заявлениями о том, что СССР обгоняет США в военном отношении. Излюбленной темой его выступлений стали также яростные нападки на разрядку.
Вступление в предвыборную борьбу кандидата консервативных сил существенно повлияло на характер избирательной кампании республиканской партии, сместив политическую ось этой кампании вправо. Хотя в предвыборной кампании Форд не раз говорил о приверженности среднему курсу, тем не менее он пошел на ряд уступок правым и предпринял усилия, чтобы привлечь симпатии сторонников своего соперника. Он сделал упор на лозунг «Мир посредством силы», запросил у конгресса ИЗ млрд. долл. на вооружение (крупнейший к тому времени военный бюджет в истории страны), выступил за развертывание программ новых видов вооружений, таких, как стратегический бомбардировщик Б-1, подводная лодка «Трайдент» и др. Правда, в ходе предвыборной кампании Форд говорил и о необходимости дальнейшего улучшения советско-американских отношении. Однако в то же самое время американская сторона стала затягивать переговоры об ограничении стратегических вооружений. Накануне первичных выборов во Флориде — штате, где имеется большое число консервативных избирателей, Форд заявил, что исключает из своего политического лексикона термин «детант» — разрядка.
Явно были рассчитаны на одобрительную реакцию правых сил и некоторые другие предвыборные заявления Форда. В экономической сфере он выдвигал на первый план задачу борьбы с инфляцией (в отличие от либеральных демократов, считавших проблемой номер один безработицу). Форд заявил также об отрицательном отношении к новым федеральным программам стимулирования занятости. В уменьшении безработицы главную роль должен играть частный сектор — эта формула идеологов республиканизма, выдвинутая ими еще в 30-х годах, заняла прочное место в политическом арсенале современных консерваторов.
На съезде республиканской партии, состоявшемся 16—19 августа в Канзас-Сити, Форду удалось добиться своего выдвижения при первом голосовании, но с небольшим перевесом голосов. Форда поддержали 1187 делегатов, Рейгана — 1070, т. е. голоса разделились почти поровну. По предложению Форда кандидатом в вице-президенты был утвержден Роберт Доул — консервативный сенатор от штата Канзас, в 1971 —1973 гг. бывший председателем национального комитета республиканской партии. Предвыборная платформа, принятая съездом республиканцев, носила ярко выраженную консервативную окраску. В области внутренней поли-тики центральным пунктом платформы была традиционная для консервативных республиканцев критика расширения вмешательства федерального правительства в хозяйственную жизнь. Во внешнеполитической части платформы республиканская партия признавала значение советско-американских отношений для поддержания мира, важность встречи на высшем уровне руководителей СССР и США во Владивостоке (ноябрь 1974 г.). Но эти позитивные положения документа терялись в чисто пропагандистских, бездоказательных заявлениях, искажавших политику
Cоветского Союза, весьма близких и по духу и по форме риторике времен «xолодной войны». Особенно наглядно это отразилось в так называемой оправке о «нравственности во внешней политике», содержавшей ложные обвинения в адрес Советского Союза, включенной в платформу по настоянию правых.
В демократической партии на старте предвыборной кампании число претендентов-демократов достигало дюжины. Здесь были деятели либерального и центристского толка: Б. Бай, Э. Браун, Дж. Картер и др. Выступали и представители правого крыла: Л. Бентсен, Г. Джексон, Дж. Уоллес, причем все они, особенно Джексон, использовали предвыборную кампанию для новых нападок на политику разрядки, выступая в том же духе, что и правые республиканцы, и твердя о «наращивании советской военной мощи» и т, п. Однако в отличие от республиканцев фаворит демократов определился очень быстро. Победителем стал Дж. Картер, бывший губернатор штата Джорджия, выдвинувший свою кандидатуру одним из первых, еще в декабре 1974 г. Картер успешно выступил на первичных выборах.
К моменту открытия съезда демократов, состоявшегося 12—15 июля 1976 г. в Нью-Йорке, выдвижение Картера было предрешено. При первом голосовании 15 июля он был выдвинут кандидатом, получив подавляющее большинство голосов. Съезд утвердил предложенную Картером кандидатуру в вице-президенты либерального сенатора от штата Миннесота У. Мондейла, тесно связанного с известным деятелем демократической партии сенатором Г. Хэмфри.
Предвыборная платформа демократов исходила из традиционных либеральных установок относительно активной роли буржуазного государства в решении экономических и социальных проблем. Платформа возлагала на республиканцев вину за углубившийся «кризис доверия» к правительству и государственным институтам США. Резкой критике была подвергнута политика администрации Форда в экономической и социальной области. В ряду главных проблем в платформе демократов на первое место была поставлена безработица. «Десять миллионов людей не имеют работы сейчас, и 20—30 миллионов были безработными в течение какого-то времени за последние два года»,—говорилось в программном документе демократов 29. Отмечалось также, что два последних экономических спада сопровождались ростом инфляции и что подобная стагфляция, т. е. сочетание стагнации и инфляции, является продуктом экономической политики республиканцев. В платформе демократов говорилось о больших масштабах недогрузки производственных мощностей, о том, что за последние пять лет темпы экономического роста в США составили лишь 1,5% в год. С политикой республиканцев платформа увязывала и огромные Дефициты в бюджете США. Демократы выступали за реорганизацию государственного аппарата, осуществление реформ в области здравоохране-ния, государственного вспомоществования, образования, помощи городам, охраны окружающей среды и т. п.
Определяя основные принципы и приоритеты, на которых будет базироваться их внешняя политика, демократы обещали укреплять связи c западными союзниками США, восстановить американские позиции в Развивающихся странах, а также искать сотрудничества с «традицион-
29 Congressional Quarterly Weekly Report, 1976, July 17, p. 1913.
466
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
467
ными соперниками». Раздел платформы демократической партии, cпe-циально посвященный советско-американским отношениям, носил пpo-тпворечивый характер, сочетая некоторые позитивные положения c заявлениями, представлявшими в ложном свете советскую внешнюю политику. С одной стороны, говорилось, что уменьшение напряженности в сфере советско-американских отношений должно быть важнейшей целью, с другой,— подхватив тезис, выдвинутый крайне правыми элементами, демократы утверждали, что в период правления Никсона—Форда СССР получил якобы односторонние уступки со стороны США.
В области ядерного разоружения и контроля над вооружениями предлагалось добиваться заключения конкретных соглашений об ограничении стратегических вооружений и уменьшить риск ядерной войны, а также договора о всеохватывающем запрещении ядерных испытаний, ставилась цель достигнуть согласия относительно уровней обычных вооружений и о взаимном и сбалансированном сокращении вооруженных сил в Европе.
Верно уловив настроения разочарования, недовольства, охватившие широчайшие слои американской общественности, подогретые «уотергей-том» и другими политическими скацдалами, Картер одной из центральных тем своих предвыборных выступлений сделал критику коррупции в Вашингтоне, заявляя, что ничего общего не имеет с вашингтонской политической элитой и является «новым лицом» на американской политической сцене 30. В многочисленных предвыборных выступлениях Картер заверял избирателей, что, если его выберут президентом, он обеспечит, чтобы правительство было честным, открытым, компетентным и т. д.31
В области экономики Картер выдвигал в качестве первоочередной задачи увеличение занятости. Картер признавал особую остроту проблемы безработицы среди черных американцев и молодежи в крупных городах, отмечая, что занятость среди этих категорий достигает не выше 40%. По его мнению, в данном случае было бы целесообразно осуществить программы вроде создания гражданского корпуса мелиорации и охраны лесов. Картер обещал также изменить существующую систему налогов и добиться, чтобы лица с высокими доходами платили соответственно более высокие налоги.
Другая тема, которая затрагивалась Картером, касалась проблемы энергетического кризиса. Картер утверждал, что республиканское правительство не имеет энергетической политики. Его предложения по этим проблемам предусматривали, помимо реорганизации соответствующих государственных ведомств, увеличение добычи угля и использование солнечной энергии. Картер касался в предвыборных дискуссиях и таких вопросов, как здравоохранение и социальное вспомоществование. В предложениях по этим проблемам им также выдвигалась на первый план идея реорганизации соответствующих звеньев государственного аппарата. Оппоненты Картера упрекали его в том, что предлагаемые им программы в социальной и экономической сферах приведут к росту государственных расходов и дефициту в бюджете. Однако Картер отвечал, что будет добиваться сбалансированного бюджета.
Вопросы внешней политики заняли значительное место в предвыборных выступлениях Картера. Он упрекал администрации Никсона и Фор-
White Т. Н. America in Search of Itself. The Making of the President, 1956—1980. N. Y., 1982. p. 196.
Carter J. Why Not the Best? N Y., 1976. p. 3—4.
дa в склонности к излишней секретности, к «дипломатии одного человека» ka», в игнорировании общественности и конгресса при разработке внешней политики. По мнению Картера, первоочередной задачей правительства США являлось укрепление отношений с союзниками США — странами НАТО и Японией. Картер в целом высказывался в пользу нормализации отношений с СССР и другими социалистическими странами говорил о необходимости продолжения переговоров об ограничении стратегических вооружений, о сокращении войск в Европе и т. д. Вместе с тем в его выступлениях содержались необоснованные выпады против Советского Союза и восточноевропейских социалистических стран.
Надо заметить, что большое влияние на формирование внешнеполитических позиций Картера оказало его участие в деятельности так называемой «трехсторонней комиссии», созданной в 1973 г. при активной финансовой поддержке семейства Рокфеллеров. Комиссия была призвана изучить проблемы, возникавшие в отношениях между странами «треугольника» — США, Западной Европы и Японии. В комиссию вошли многие видные деятели и представители деловых кругов названных стран, а в ее исследовательские группы — видные представители академического мира. Исполнительным директором комиссии стал 3. Бжезин-ский. С американской стороны в комиссию был включен и Дж. Картер, бывший в то время губернатором Джорджии. 3. Бжезинский и некоторые другие эксперты «тройственной комиссии» вошли в группу внешнеполитических советников Картера, сформированную в апреле 1976 г.
Среди буржуазных политиков на либеральном фланге в качестве независимого кандидата выступил бывший сенатор Ю. Маккарти, антивоенная платформа которого привлекла немалое внимание на президентских выборах 1968 г. В 1976 г. он вел кампанию, подчеркивая отсутствие принципиальной разницы между двумя главными партиями и обвиняя их в игнорировании таких актуальных проблем, как продолжающийся рост милитаризма, усиление президентской власти, расточение ресурсов. Маккарти указывал на необходимость принятия эффективных мер по борьбе с безработицей. На правом фланге ряд последователей губернатора штата Алабама Дж. Уоллеса, объединенные в Американскую партию, выдвинули кандидатом Т. Андерсона.
2 ноября 1976 г. победу одержал кандцдат демократической партии Дж. Картер. Он получил 40,8 млн. голосов, или 51% общего числа голосовавших. За Форда проголосовали 39,1 млн.—48% всех голосов. К). Маккарти получил менее 1 % голосов 32. Хотя в выборах президента в 1976 г. участвовало несколько больше избирателей, чем предсказывали предварительные опросы, вновь обнаружилось такое характерное для американской политической жизни явление, как массовый абсентеизм. Причем эта тенденция продолжала усугубляться. Так, в 1972 г. в президентских выборах участвовало всего 55% имевших право голоса, а в 1976 г. и того меньше - 53,3%.
Выборы в конгресс также были удачными для демократов. В сенате они сохранили прежнее большинство — 62 против 38, а в палате представителей приобрели одпо новое место (292 против 291 ранее). При этом продвинулся далее начавшийся ранее процесс обновления палаты, было
32 Pomper G. M. e a. The Election of 1976. Reports and Interpretations, N. Y., 1977, P. 58—59.
468
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
469
избрано 67 новых конгрессменов (палата значительно обновилась 1974 г. после уотергейтского кризиса). Состоялись также выборы губеp-наторав в 14 штатах, в девяти из них победили демократы, в пяти — республиканцы.
Результаты выборов 1976 г. означали конец 8-летнего периода «разделенного правления». Однако демократы-законодатели не были в 1976 г. обязаны своим избранием Картеру, а это означало, что многие демократы в конгрессе были настроены независимо. Таким образом, хотя с приходом к власти Картера отношения между президентом и конгрессом несколько улучшились, они остались достаточно сложными.
Что касается главного итога выборов — победы Дж. Картера, то представляется важным следующее обстоятельство. В условиях сильного нажима со стороны правых после всех перипетий предвыборной борьбы от обеих партий выдвижения добились деятели умеренного, центристского толка. Причем между ними не было резких различий. По-видимому, с этим был связан и результат выборов — разрыв между соперниками оказался невелик. Все же, как отмечалось наблюдателями, избиратели предпочли умеренного либерала умеренному консерватору. Ко всему прочему сказалось то, что «уотергейт» нанес сильный удар по репутации республиканской партии. Те, кто проголосовал против Форда, выразили возмущение циничным пренебрежением конституционными принципами управления государственными делами, которое продемонстрировала администрация его предшественника, недовольство беспомощностью правительства перед экономическими трудностями. С Картером связывались надежды на обновление политической обстановки, на поворот федеральных властей лицом к обострившимся социальным проблемам.
4. «СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОПУЛИЗМ» КАРТЕРА
Победа демократов на выборах 1976 г. не привела к значительному перевесу либеральных и центристских сил над консерваторами в правящих кругах США. С одной стороны, видные представители либерального крыла демократической партии были переизбраны в конгресс, где демократы сохранили большинство. С другой — влиятельная консервативная коалиция в этом высшем законодательном органе страны обновила и консолидировала свои ряды. В свою очередь, лидер правых республиканцев Р. Рейган незамедлительно начал подготовку к борьбе за пост президента на выборах 1980 г.
На массовом уровне профсоюзы, национальные меньшинства, городские низы, поддерживавшие демократов, надеялись, что, после того как представитель этой партии сменит в Белом доме республиканца Дж. Форда, вашингтонские власти будут более восприимчивы к их нуждам. Однако, как оказалось, сам Картер намеревался проводить преимущественно центристский курс с большим уклоном в сторону консерватизма и меньшей ориентацией на либералов. Такой внутриполитический курc отражал установки в тех группировках правящих кругов США, которые содействовали приходу Картера к власти. Он неизбежно должен был вызвать недовольство и протест со стороны масс. Стремясь удержать их на своей стороне, Картер с первых дней пребывания на посту президента
продолжал следовать тактике «символического популизма», характерной для всей его политической карьеры.
В день инаугурации Картер отказался от президентского лимузина и пешком прошел путь от Капитолия до Белого дома, демонстрируя «близость k народу». Затем он упростил помпезный церемониал, сопутствующий публичным появлениям президента США, и распорядился именовать себя во всех официальных документах Джимми Картером, а не Джеймсом Эрлом Картером. Стремясь подчеркнуть свою набожность, Картер утверждал, что на посту президента он неизменно руководствуется нормами христианской морали и справедливости. «Президент-популист» время от времени разговаривал по телефону с рядовыми американцами и даже посещал их дома, а также несколько раз участвовал в собраниях горожан в маленьких городах.
За этим показным' демократизмом стояло, однако, не только личное стремление Картера приобрести поддержку массового избирателя и гарантировать себе переизбрание на второй президентский срок. В середине 70-х годов правящие круги США были серьезно обеспокоены тем, что после «уотергейтского дела», краха американской политики в Юго-Восточной Азии и глубокого экономического кризиса 1973—1975 гг. в широких кругах американской общественности резко упало доверие к вашингтонским политикам. Влиятельные силы господствующего класса рассчитывали, что именно Картер сумеет восстановить престиж президентской власти. Средства массовой информации подавали Картера как «аутсайдера», прибывшего в Вашингтон с намерением потеснить позиции могущественного истэблишмента в правительственном аппарате, наполнить его, по словам Г. Джордана, ближайшего помощника Картера, «новыми лицами, новыми идеями» 33.
В действительности же после прихода Картера в Белый дом «новых лиц» на государственных постах оказалось не так уж много. Правда, при Картере видными политическими фигурами в Вашингтоне стали некоторые его сотрудники из Джорджии, которые до этого практически были неизвестны столичной элите. Так, Г. Джордан возглавил аппарат сотруд- ников Белого дома, а провинциальный банкир Б. Лэнс получил важный пост директора Административно-бюджетного управления. Наибольшую сенсацию вызвало назначение конгрессмена от Джорджии Э. Янга на пост представителя США в ООН. Янг — бывший сподвижник лидера движения за гражданские права М. Л. Кинга — стал первым в истории США черным американцем, назначенным на столь высокий дипломатический пост. В то же время Картер расширил представительство атлантской группировки американского бизнеса на федеральном уровне исполнитель-ной власти, назначив, в частности, крупного юриста из Атланты Г. Белла Министром юстиции.
При президенте-южанине свои политические позиции в Вашингтоне Укрепили представители деловых кругов не только Джорджии, но и всего Юга США. Юрист и банкир из Далласа Р. Страусе, занимавший пост председателя национального комитета демократической партии, был назначен представителем США на международных торговых переговорах, Eще один техасец — Дж. Уайт был поставлен Картером на место Стра-yсса в национальном комитете демократической партии. Тесно связанный
33Dye Th., Ziegler H. The Irony of Democracy. Monterey (Cal.), 1981, p. 308.
470
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
471
с деловыми кругами Техаса бывший президент компании «Кока-кола» Ч. Данкен стал во второй половине президентства Картера министров энергетики.
Другой отличительной чертой администрации Картера явилось включение в нее некоторых представителей демократической общественности США. Так, активный сторонник антитрестовского законодательства М. Перчук получил пост председателя Федеральной торговой комиссии Одна из активисток движения в защиту интересов потребителей — К. Формэн стала помощником министра сельского хозяйства по контролю над качеством пищевых продуктов. Соратница видного общественного деятеля Р. Нэйдера — Дж. Клэйбрук возглавила Федеральное управление по контролю над безопасностью движения на автострадах. Пойдя на эти назначения, Картер явно стремился заручиться поддержкой слева и в то же время нейтрализовать своих потенциальных критиков, предоставив им чаще всего второстепенные посты в государственном аппарате.
Ключевые же посты в администрации Картера заняли видные представители правящей элиты. Юрист с Уолл-стрит С. Вэнс стал государственным секретарем США (в 1980 г. его сменил один из лидеров демократов в сенате — Э. Маски). На пост министра финансов был назначен сначала глава крупной корпорации «Бендикс» М. Блюменталь, преемником которого в 1979 г. стал другой видный представитель деловых кругов, председатель совета директоров компании «Текстрон» У. Миллер. Президент Калифорнийского технологического института, член директоратов компаний ИБМ и «Тайме миррор» Г. Браун, тесно связанный с научно-исследовательскими работами в области вооружений, был назначен министром обороны. Вэнс, Блюменталь, Браун никак не подходили под категорию «новых лиц» в государственном аппарате, так как все они в 60-х годы занимали влиятельные посты в составе демократических администраций Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. В 70-е годы эти деятели являлись членами «трехсторонней комиссии», в которую, как уже отмечалось, был введен также губернатор Джорджии Дж. Картер. Став президентом США, он включил в свою администрацию более 20 членов «трехсторонней комиссии», направляемой транснациональными монополиями. Таким образом, и при «популисте» Картере ведущие посты в правительстве заняли деятели, непосредственно связанные с верхушкой господствующего класса, что обеспечило преемственность промонополистической направленности государственной политики США 34.
Самыми неотложными из внутриполитических проблем, с которыми столкнулась администрация Картера в начале своего правления, стали экономические. Американская экономика все еще не оправилась от кризиса 1973—1975 гг. Рост производства шел вяло, в 1976 г. инфляция составляла 5,8%, а безработица — 7,7%. Картер получил также в наследство от администрации Дж. Форда значительные дефициты как федерального бюджета (более 66 млрд. долл.), так и внешнеторгового баланса 35.
Одной из важнейших перспективных целей своей экономической пo-литики Картер объявил достижение сбалансированного федерального бюджета к 1981 г., главным образом за счет сокращения государственных
Зорин В. С.Монополии и Вашингтон.— США — экономика, политика, идеология,1978, № 7, 8.
Statistical Abstract of the United States, 1981. Wash.. 1981, p. 245.
pасходов. В качестве первоочередных задач новая администрация выделила повышение темпов экономического роста, сокращение безработицы и инфляции. В правительственной программе, предложенной Картером конгрессу, предусматривались новые налоговые льготы для бизнеса в целях поощрения роста капиталовложений в экономику. Одновременно администрация демократов выступила за увеличение ассигнований на создание дополнительных рабочих мест за счет расширения общественных работ, а также на организацию производственного обучения и квалификационной переподготовки для безработных.
Кроме того, администрация Картера выдвинула проект налоговой реформы, предполагавший некоторое сокращение налогового бремени на малоимущих. Это тут же вызвало оппозицию консерваторов в конгрессе. В свою очередь, Национальная ассоциация промышленников, Торговая палата США и «Круглый стол бизнеса» развернули интенсивную лоббистскую деятельность, направленную на ревизию предложенной Белым домом реформы налогообложения. Мощное давление монополий привело к тому, что в 1978 г. Картер подписал закон, в котором отсутствовало существенное сокращение подоходного налога для бедных, зато были уменьшены налоги на прибыли корпораций, введены новые налоговые льготы для бизнеса и сокращены налоги на доходы состоятельных слоев. Правительственная политика экономического стимулирования, а еще больше — циклические закономерности капиталистической экономики содействовали определенному росту производства в США с 1977 г. до середины 1979 г. Среднегодовые темпы прироста совокупного национального продукта составили в этот период около 4%. Ощутимо выросли и прибыли корпораций. Безработица в стране сократилась до 5,8% 36. Улучшение экономической конъюнктуры не сопровождалось, однако, понижением уровня инфляции. Опросы общественного мнения показывали, что инфляция с ее постоянным ростом цен и удорожанием стоимости жизни стала во второй половине 70-х годов главной проблемой для большинства американцев 37. Ударяя прежде всего по малоимущим слоям, инфляция ослабляла всю экономику. Рост инфляции был связан с комплексом факторов, среди которых ведущими были огромные расходы государства на вооружения и диктат монополий в сфере ценообразования. Однако правящие круги стремились сбить нарастание инфляции за счет интересов масс. При этом лидеры американского бизнеса единодушно настаивали на том, чтобы инфляция была ограничена за счет уменьшения государственных расходов на социальные нужды, замораживания заработной платы трудящихся и сокращения правительственного регулирования сферы частного предпринимательства.
В 1978 г. президент Картер обнародовал антиинфляционную программу своей администрации. Одним из главных ее компонентов стала идея «добровольных ограничений», согласно которой частный сектор должен был воздерживаться от повышения цен на свою продукцию, а профсоюзы — от борьбы за увеличение заработной платы рабочих. При этом правительство демократов не осмелилось ввести жесткий государственный контроль над ценами и лишь предложило компаниям согласовывать свои действия с федеральным Советом по стабилизации цен и заработной
36 The Hidden Election. Politics and Economics in the 1980 Presidential Campaign/ Ed. by Th. Ferguson, J. Rogers. N. Y.. 1981, p. 141. 37 Facts on File. 1978. N. Y., 1978, p. 679.
472
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
473
платы. В отношении же профсоюзов этот Совет значительно активнее использовал свои прерогативы.
Другой составной частью антиинфляционной политики администрации демократов стало сокращение расходов федерального правительства Картер заявил по этому поводу: «Первые и самые главные усилия по борьбе с инфляцией необходимо предпринимать внутри самого правительства... Там, где государственные расходы слишком высоки, они должны быть урезаны» 38. Вслед за этим последовало замораживание заработной платы государственных служащих. Кроме того, Белый дом приостановил выделение ассигнований на строительство стратегического бомбардировщика Б-1 и наложил вето на расходование 2 млрд. долл. для сооружения авианосца с ядерным двигателем, но тут же предложил использовать эти средства для других видов вооружений. Правом вето Картер воспользовался и тогда, когда он заблокировал утверждение конгрессом ассигнований на так называемые «водные проекты» в различных штатах — каналы, дамбы и плотины, сооружение которых администрация демократов посчитала экономически не оправданным.
Наибольшей «экономии» в государственных расходах администрация Картера рассчитывала достичь путем ограничения ассигнований на социальные нужды, о чем свидетельствовали бюджетные послания Картера конгрессу начиная уже с 1978 г. Параллельно при активном содействии Белого дома конгресс принял ряд законов, предусматривавших уменьшение федерального контроля над такими сферами американской экономики, как железнодорожный транспорт, грузовые автоперевозки, пассажирские авиалинии.
Таким образом, под флагом борьбы с инфляцией администрация Картера пошла навстречу многим требованиям монополистических кругов. Она удостоилась похвал одного из лидеров американского бизнеса, главы компании «Дженерал электрик» Р. Джоунса, который одобрил антиинфляционную программу правительства на том основании, что она направлена против «чрезмерных правительственных расходов и регулирования, которые без необходимости повышают стоимость частнопредпринимательских операций» 39. По существу же правящие круги осуществляли наступление на важные социальные завоевания трудящихся.
Ограничивая рост социальных расходов, администрация Картера в то же время значительно увеличила ассигнования на вооружения. В период своего президентства Картер санкционировал ряд новых крупных военных программ (межконтинентальные ракеты MX, крылатые ракеты, стратегический бомбардировщик «Стелc» и др.), вызвав новый опасный виток гонки вооружений. Уже в 1978 г. военные расходы выросли в реальном исчислении на 3%, а в 1980 г.—на 5%. Тем самым администрация Картера не только обеспечила преемственность процесса ускоренного наращивания вооружений, начатого администрацией Дж. Форда, но и обогнала свою предшественницу по темпам роста военных расходов 40.
Стремительный рост военных расходов никак не способствовал успеху антиинфляционной политики администрации Картера. Если в 1977 г. среднегодовой уровень инфляции (применительно к потребительским це-
Public Papers of the Presidents of the United States, Jimmy Carter. 1978, Book 1.Wash., 1979, p. 723.
Facts on File, 1978, p. 806.
40 Катасонов Ю. В. США: военная политика и бюджет. М., 1984, с. 83—84.
нам) составлял 6,5%, то в 1978 г. этот уровень уже поднялся до 7,7%, а в 1979 г. инфляция подскочила до 11,3% 41. В этих условиях Федеральная резервная система с согласия Белого дома резко повысила в октябре 1979 г. учетные ставки в целях ужесточения условий кредита и ограничения денежной массы в стране. Такая жесткая финансовая политика понизила уровень инфляции и в то же время ускорила начало нового кризиса, который обрушился на американскую экономику в конце 1979 г.
Однако и политика высоких учетных ставок лишь на какое-то время задержала рост инфляции. К январю 1980 г. ее уровень достиг сверхвысокой отметки — 18,2%. В этих чрезвычайных условиях Картер решил в очередной раз сократить государственные расходы. Он пошел на пересмотр уже направленного им в конгресс проекта бюджета на 1981 финансовый год и сократил его расходную часть на 15 млрд. долл. При этом на 1 млрд. были уменьшены ассигнования министерству обороны, остальные же сокращения были проведены главным образом за счет урезывания социальных программ 42.
Ни обычные, ни «пожарные» меры администрации Картера не помогли. Правительству демократов не удалось сбить сверхвысокий уровень инфляции, присущий американской экономике на всем протяжении второй половины 70-х годов. В 1980 г. среднегодовой индекс потребительских цен еще более вырос — до 13,5% 43. Оказалась недостижимой и другая цель экономической политики администрации Картера — сбалансировать федеральный бюджет к 1981 г. Вместо этого в последний год ее пребывания у власти бюджетный дефицит составил 59,6 млрд. долл.44
Наряду с высоким уровнем инфляции в экономике США углубился структурный кризис ряда отраслей. Это во многом было связано с изменением положения американской экономики в мировом капиталистическом хозяйстве. Доля США в совокупной промышленной продукции всего капиталистического мира сократилась с 41,9% в 1960 г. до 36,9% в 1975 г. Сократился и удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран: с 18,2% в 1960 г. до 12,6% к 1975 г.45 Правда, и во второй половине 70-х годов Соединенные Штаты продолжали оставаться ведущим экономическим и финансовым центром мировой капиталистической системы. Однако в этот период конкурентная борьба между ведущими американскими, западноевропейскими и японскими монополиями еще больше обострилась, причем не только на международных рынках, но и на внутреннем рынке США.
В самом неблагоприятном положении оказались американские сталелитейные и автомобилестроительные компании, которые явно недоучли рост научно-технического потенциала своих заграничных конкурентов. Между тем импорт западноевропейских и японских фирм в США постоянно возрастал, и даже такие монополистические гиганты, как «Форд мотор», «Крайслер», «ЮС стил», столкнулись с большими трудностями в сбыте своей продукции в собственной стране. Буржуазное государство поспешило на помощь этим корпорациям, входившим в верхушку амери-
41 Statistical Abstract of the United States, 1981, p. 469.
42 1980 Congressional Quarterly Almanac. Wash., 1981, p. 141.
43 Statistical Abstract of the United States, 1981, p. 469. 44 Ibid, p. 245.
45 Соединенные Штаты Америки: (Современный монополистический капитализм)/
Отв. ред. А. В. Аникин, О. Н. Быков, А. И. Шапиро. М., 1982, с. 15.
474
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
канского бизнеса. Администрация Картера ввела протекционистские тарифы на импорт стали в США. Под сильным нажимом Белого дома конгресс утвердил закон об оказании правительственной помощи компании «Крайслер», оказавшейся на грани банкротства. Эти и другие меры были направлены на повышение конкурентоспособности американских монополий. Однако к исходу 70-х годов структурный кризис в сталелитейной и автомобильной отраслях экономики США так и не был преодолен.
В этот же период происходили новые важные явления в экономическом развитии различных регионов Соединенных Штатов. В то время как многие промышленные центры Северо-Востока и Среднего Запада переживали полосу экономического застоя, на Юге и Западе США происходил бум деловой активности. Наличие в этих регионах еще не использованных больших земельных площадей и крупных сырьевых ресурсов, низкие местные налоги на предпринимательскую деятельность и относительно слабые позиции профсоюзов вызвали значительный приток капиталов, перемещение многих производственных предприятий и целых компаний. За ними устремились и миграционные потоки, в результате чего уже к середине 70-х годов (впервые в истории США) на Юге и Западе стало проживать больше населения, чем на Северо-Востоке и Среднем Западе 46. Одной из наиболее острых экономических проблем США продолжала оставаться энергетическая проблема. На протяжении всего послевоенного периода американские нефтяные монополии нещадно эксплуатировали природные ресурсы ряда развивающихся стран. К середине 70-х годов доля импорта в общем объеме нефтепродуктов, которые потребляли Соединенные Штаты, приблизилась к 50%. С другой стороны, в 70-е годы Организация стран—экспортеров нефти (ОПЕК) несколько раз повышала цены. Кроме того, во многих нефтеносных районах мира, и прежде всего на Ближнем Востоке, усилилась борьба национально-освободительных сил против засилья американского империализма. Несколько раз в 70-е годы происходили перебои в поставках нефти из арабских стран в Соединенные Штаты. Резкий скачок в мировых ценах на нефть послужил одной из причин роста дефицита федерального бюджета и торгового баланса в США, а также повышения уровня инфляции в этой стране.
Заняв пост президента, Картер объявил, что решение энергетической проблемы будет одним из важнейших приоритетов во всей политике его администрации. Правящие круги США увязывали эту задачу п с укреп лением международных позиций американской экономики, и с гегемо- нистскими внешнеполитическими установками американского империа лизма. Картер 5 раз обращался со специальными посланиями к амери канцам по энергетической проблеме. В первом из них, в апреле 1977 г., он взял самую драматичную ноту, заявив, что, если не будут безотлага тельно предприняты действия по уменьшению зависимости Соединенных Штатов от импорта нефти, «альтернативой может стать национальная ка тастрофа» 47. Конкретно же его энергетическая программа включала це лый комплекс мер в энергетической сфере: стимулирование увеличения нефти и угля в самих США; создание в стране крупных стратегических запасов нефти; введение мер по экономии нефти в промышленности я быту; содействие государства разработке и производству новых видов
топлива, источников энергии.
Statistical Abstract of the United States, 1981, p. 12.
Public Papers..., Jimmy Carter, 1977, Book 1. Wash., 1977, p. 656.
Обнародование правительственной программы вызвало в США новое обострение политической борьбы вокруг вопроса о путях решения энергетической проблемы. Нефтепромышленники заявляли, что только отмена государственного контроля над ценами на нефть и газ может стимулировать их в увеличении добычи нефти в самих Соединенных Штатах. Либералы и лидеры профсоюзов, напротив, выступали за усиление правительственного контроля над деятельностью нефтяных монополий. Передовые круги американской общественности, и прежде всего Компартия США, выдвинули лозунг национализации нефтяной промышленности.
После ожесточенной борьбы в конгрессе большая часть энергетической программы администрации Картера была принята. В окончательном ее варианте доминирующей стала поэтапная отмена государственного контроля над ценами на нефть и газ. Одновременно устанавливался налог на дополнительные прибыли, которые получили от этой новой льготы нефтяные компании. Вводились также меры, поощряющие увеличение добычи угля и установку на промышленных предприятиях, транспорте и в жилых домах оборудования по сбережению топлива и энергии. Важным шагом явилось создание федеральной Корпорации по синтетическому топливу, которой выделялись солидные средства для оказания содействия частному сектору в разработке новых источников энергии и видов топлива.
Таким образом, администрация Картера сыграла активную роль в принятии долгосрочного комплекса государственно-монополистических мер, направленных на приспособление энерго-сырьевой базы экономики США к изменениям в мировом капиталистическом хозяйстве.
Экономические трудности американского капитализма во второй половине 70-х годов самым непосредственным образом повлияли на социальную политику правящих кругов страны. В условиях понижения темпов экономического роста и падения нормы прибыли в частном секторе предприниматели значительно усилили эксплуатацию трудящихся. Господствующий класс в целом все чаще переходил в новое наступление на социально-экономические завоевания профсоюзов, стремясь подорвать позиции организованного рабочего движения.
Подавляющая часть американской буржуазии стала нетерпимее относиться к сформировавшейся в послевоенный период тенденции к заметному росту социальных расходов в федеральном бюджете. По мере ухудшения экономической конъюнктуры и усиления милитаристских настроений в правящих кругах монополии все активнее требовали свертывания социальных расходов, увеличения ассигнований Пентагону, расширения налоговых льгот и других форм содействия государства частному сектору. Особенно рьяно предприниматели ратовали за ревизию политики активного государственного регулирования экономики. Таким образом, в идейно-политических установках большинства американских предпринимателей, и прежде всего монополистической верхушки, все более усиливался крен вправо.
Эти тенденции в политической философии американского бизнеса в 70-е годы сопровождались активизацией его политической деятельности 48. Тем самым влиятельные круги монополистической буржуазии
48Сахаров Н. А. Предпринимательские ассоциации в политической жизни США. М., 1980, с. 99—137.
476
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
477
стремились усилить свое воздействие на правительственную политику одновременно ослабить влияние на нее со стороны либералов, профсою зов, массовых общественных движений. Самую активную лоббистскую деятельность в правительственных сферах развернул во второй половине 70-х годов «Круглый стол бизнеса». Эта организация состояла исключи тельно из руководителей крупнейших корпораций, которые непосредст венно контактировали с влиятельными законодателями и министрами вплоть до самого президента. '
Столь же ощутимо политическое наступление деловых кругов США проявилось в ходе выборов во второй половине 70-х годов. Несмотря на то что принятое в первой половине этого десятилетия (в значительной мере под влиянием «уотергейта») законодательство установило лимиты на взносы в предвыборные фонды кандидатов, предприниматели быстро приспособились к новым формам финансирования избирательных кампаний. Они стали активно воздействовать на исход выборов (федеральных и местных) через узаконенные «комитеты политического действия». Опираясь на свою финансовую мощь, бизнес за несколько лет значительно опередил по числу этих организаций аналогичные «комитеты» профсоюзов, оказывавшие финансовую поддержку главным образом либеральным кандидатам. Так, в 1974 г. соотношение между «комитетами» компаний и профсоюзов равнялось 89 против 201, а в 1976 г.— уже 433 против 224. На выборах в конгресс в 1978 г. разрыв в числе предвыборных организаций предпринимателей и профсоюзов еще больше увеличился: первых насчитывалось 821, а вторых — только 28149. Делая вклады в предвыборные фонды и республиканцев, и демократов, влиятельные группировки бизнеса упрочили свое политическое влияние в конгрессе и других органах государственной власти.
«Большой бизнес» расширил также финансирование консервативных «мозговых центров». Во второй половине 70-х годов бюджет крупнейшего из них — Американского предпринимательского института в Вашингтоне в результате увеличения взносов со стороны крупнейших корпораций вырос вдвое50. Эти средства были мобилизованы на обновление программных установок консерватизма и организацию широкой пропагандистской кампании для рекламирования его принципов. Поправение большей части монополистической верхушки американской буржуазии неизбежно вело ее к расширению взаимодействия с ультраправыми группировками в США. В 70-е годы в числе финансовых покровителей этих группировок оказались уже не только военно-промышленные компании и реакционно настроенные миллионеры-нувориши Юга и Запада, но и такие крупнейшие монополии, как «Дженерал электрик», «ЮС стпл», «Мобил ойл», «Дженерал моторз». И хотя многие консерваторы из среды «большого бизнеса» не поддерживали полностью платформу ультраправых, и те и другие выступили единым фронтом против политики активного государственного регулирования частного сектора и многих социальных программ. Эти силы также объединились в борьбе против рабочего и демократического движений, за возврат к «холодной войне».
Получив мощную финансовую поддержку, правые создали в 70-е годы обширную сеть своих новых организаций — «Фонд наследия», «Центр по
49 Common Cause, 1980, Oct., p. 13.
50 Conservative Brain Trust.— New York Times Magazine, 1981, May 10, p. 65.
cпасению западных демократий», «Центр за свободное общество», «Аме-pиканцы прoтив контроля профсоюзов над правительством» и многие другие. Эти хорошо организованные группы, называвшие себя «новыми пра-выми», повели по всей стране интенсивные идейно-политические кампании, добиваясь расширения своих позиций в массах51. Консерваторы и крайне правые апеллировали к рядовому американцу, глубоко обеспокоенному во второй половине 70-х годов ростом безработицы, невиданным удорожанием стоимости жизни, разгулом преступности, деградацией моральных устоев и упадком веры в политические институты52. Общественности внушалось, что во всех этих явлениях повинны прежде всего либералы и их социально-экономический курс. В качестве альтернативы массам преподносился консерватизм как некая конструктивная идеология и политика, способная обеспечить процветание внутри страны и непоколебимое могущество США на мировой арене. С другой стороны, консерватизм подавался как единственная сила, способная возродить в американском обществе такие «традиционные ценности», как семья, религия, мораль, рабочая этика, патриотизм.
Пытаясь переключить внимание американцев от коренных социально-экономических проблем, порожденных капиталистической системой, правые группировки разжигали политические страсти вокруг так называемых «моральных вопросов». К их числу ультраконсерваторы относили вопросы о конституционной поправке, декларирующей равноправие для женщин, о введении обязательной молитвы в школах перед началом занятий, снятии ограничений на продажу оружия, о праве на аборт и т. д. Правые создавали в стране истерическую атмосферу «крестового похода» против их политических противников. Особенно в этом усердствовали ультраправые проповедники, которые в своих выступлениях облекали в религиозную форму самые реакционные идеи. Их сборища обильно финансировались и транслировались по телевидению па всю страну, собирая многочисленные аудитории. Претендуя на роль лидеров некоего «морального большинства», эти деятели предавали анафеме Компартию, либералов, активистов движения за мир, представителей демократической общественности и требовали «очистить Америку от подрывных элементов». От словесных призывов в духе маккартизма реакционные силы переходили к экстремистским действиям. Ку-клукс-клан в своих акциях снова вышел за пределы Юга. Участились расправы над деятелями рабочего движения, возросло число антисемитских акций и налетов на помещения прогрессивных организаций.
Первостепенное внимание консервативные и правые силы уделяли вопросу мобилизации своих сторонников в ходе избирательных кампаний. Благодаря массированной обработке общественного мнения на выборах 1978 г. им удалось добиться поражения нескольких видных либеральных сенаторов-демократов. Созданный Р. Рейганом предвыборный комитет «Граждане за республику» оказал на этих выборах мощную финансовую поддержку 400 кандидатам от республиканской партии, баллотировавшимся в различные органы государственной власти. Хотя и после этих выборов республиканцы оставались партией меньшинства, они упрочили
51 Плеханов С. М. Сдвиг вправо—мнимый и реальный.— США — экономика, поли- тика, идеология, 1979, № 12, с. 13—25.
52 Замошкин Ю. А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентации. М., 1980, с. 200—244.
478
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
479
свое положение как ведущая политическая сила всего консервативного лагеря.
Усиление пропаганды консервативных идей и активизация политичe-ской деятельности правых сил не привели к кардинальным сдвигам в нa-строениях американской общественности. Правда, опросы общественногo мнения в США во второй половине 70-х годов показывали, что американ-цы в большей степени стали поддерживать увеличение военных расходов и уменьшение государственного регулирования экономики. Однако те же самые опросы свидетельствовали, что большинство американцев выступало против сокращения расходов на ряд социальных программ и за принятие конституционной поправки о равных правах для женщин53.
Гораздо больший, чем на массовом уровне, сдвиг в сторону консерватизма произошел в правящих кругах США. Нарастание кризисных явлений в американской экономике в 70-е годы, сужение внешних позиций и углубление внутренних противоречий американского капитализма — все эти факторы обусловили поправение в целом господствующего класса. Различные группировки американской буржуазии, включая центристов и некоторую часть либералов, стали рассматривать консерватизм как более эффективную политику в преодолении этих противоречий капиталистической системы. Такая перегруппировка в господствующем классе оказала значительное воздействие и на социальную политику администрации Картера.
Белый дом действовал с большой оглядкой на рост влияния консервативных сил и настроений в стране. Сам Картер признавал, что по ряду политических позиций он был ближе к консерваторам, чем к либералам 54. Однако он не мог не считаться со все еще влиятельным либеральным крылом своей партии. Президент-демократ вынужден был также учитывать сильное давление снизу — со стороны профсоюзов, этнорасовых меньшинств, малоимущих слоев, составлявших массовую базу демократов.
В первый же год пребывания у власти администрации Картера Белому дому и конгрессу пришлось решать проблему финансового кризиса, возникшего в крупнейшей государственной социальной программе—системе социального страхования. К середине 70-х годов в силу ряда экономических и демографических факторов фонды этой системы, образуемые за счет налоговых отчислений рабочих и предпринимателей, стали стремительно сокращаться. Администрация Картера предложила повысить налоговые отчисления (в первую очередь с предпринимателей), а также в случае высокого уровня безработицы частично финансировать социальные выплаты за счет общих бюджетных доходов. Бизнес и консервативная коалиция в конгрессе заблокировали эти предложения, и в конце концов Картер подписал в 1977 г. закон, предусматривавший быстрый рост налогов на социальное страхование, причем основное бремя налогового увеличения легло на плечи трудящихся.
В основу своей программы решения проблемы городов правительство Картера положило стимулирование федеральным правительством частного сектора с тем, чтобы тот активизировал свою предпринимательскую деятельность в городских центрах и способствовал их развитию. ГороД-
Broder D. Changing of the Guard. N. Y., 1981, p. 411—412.
Carter J. Keeping Faith. Memoirs of a President. N. Y., 1982, p. 102.
ckaя программа правительства демократов не предусматривала больших новых бюджетных ассигнований и в целом была расценена обществен-ностью как явно недостаточная для преодоления острого социально-экономического кризиса городов.
Весьма активно администрация Картера действовала в сфере охраны oкружающей среды, которую Картер провозгласил одной из приоритет-ных в своей внутриполитической программе55. Во второй половине 70-х годов были приняты законы, усилившие государственное регулирование условий добычи угля открытым способом и утилизации отходов химической промышленности.
Под давлением массовых общественных движений администрация Картера выступила за принятие конституционной поправки о равных правах для женщин, а также включила в свою программу введение национальной системы медицинского страхования и учреждение федерального ведомства, представлявшего интересы потребителей. Ни одно из этих предложений во второй половине 70-х годов не было проведено в жизнь из-за противодействия блока консервативных и крайне правых сил.
Таким образом, по ряду вопросов внутренней политики администрация Картера занимала, хотя и непоследовательно, весьма либеральные позиции. Однако в ключевом вопросе — в вопросе о размере расходов на социальные цели в федеральном бюджете — демократическая администрация осуществляла явный крен в сторону консерватизма. Картер пришел в Белый дом уже с концепцией о том, что вмешательство федерального правительства в социально-экономическую сферу стало непомерно большим и поэтому должно быть ограничено. В том же направлении Картера постоянно подталкивали влиятельные группировки господствующего класса, чьи интересы в конгрессе преимущественно представляла консервативная коалиция.
Большинство предложений Картера по сокращению финансирования социальных программ пришлось на вторую половину его президентства. В конце 70-х годов в правящих кругах США возобладала линия на перераспределение финансовых ресурсов государства в сторону военных расходов. К тому же дальнейший рост инфляции и переход американской экономики в кризисное состояние к концу 1979 г. склонили в пользу сокращения социальных расходов не только консерваторов, но и часть либералов. Явный поворот администрации Картера в сторону консерватизма в социально-экономической политике сопровождался ревизией курса на разрядку международной напряженности 56.
Консерваторы не смогли достичь сокращения или замораживания правительственных ассигнований на трудоустройство безработных, общественные работы, медицинскую помощь для малоимущих, жилищное строительство для бедняков. Тем не менее, однако, администрация Картера осуществляла, насколько ей позволяли рамки политики демократов, kyрс на уменьшение темпов роста государственных затрат на социальные программы. В результате политики «экономии» на социальных расходах Положение миллионов американцев, и без того тяжелое в условиях застоя в американской экономике, еще более усугубилось.
Рабочая политика администрации Картера также была двойственной.
55 Ibid., p. 20.
56 Кокошин А. А. США: за фасадом глобальной политики. М., 1981, с. 146—147.
480
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
481
При демократах в Белом доме правительственные органы в целом активнее, чем при республиканцах, сдерживали произвол работодателей и в большей степени гарантировали профсоюзам их права. Кроме того, Kap-тер на словах поддержал законодательную программу профсоюзов включавшую расширение права на забастовку рабочих строительной про-мышленности, повышение минимума заработной платы рабочих, принятие правительством на себя обязательства содействовать уменьшению безработицы, усиление права рабочих на объединение в профсоюз. По всем этим законопроектам в конгрессе развернулась острая политическая борьба.
Наиболее ожесточенным оказалось противоборство вокруг законопроекта о реформе трудового законодательства. Предприниматели в своем натиске на организованное рабочее движение в 70-е годы стали все чаще прибегать к различным антипрофсоюзным действиям, начиная от использования различных юридических уловок и кончая неприкрытым преследованием профсоюзных активистов. Отчасти в результате этого процесс сокращения численности рабочих, объединенных в профсоюзы, в это десятилетие усилился. Для рабочего движения стало жизненно важным добиться законодательного расширения прав на образование новых профсоюзных организаций. С этой целью АФТ—КПП предприняла по всей стране интенсивную кампанию в поддержку законопроекта о реформе трудового законодательства, затратив на эти цели около 1 млн долл. Стремясь не допустить усиления профсоюзного движения, на полную мощность заработала политическая машина «большого бизнеса». Национальная ассоциация промышленников, Торговая палата США, «Круглый стол бизнеса» объединились в единый антипрофсоюзный фронт и подключили к своей лоббистской атаке на общественность, конгресс и правительство ведущие ассоциации мелких и средних предпринимателей. Профсоюзы надеялись, что президент-демократ выступит их активным союзником в этой политической битве. Однако в ходе борьбы вокруг профсоюзного законодательства обнаружилось, что Белый дом оказал требованиям профсоюзов лишь декларативную поддержку, предпочитая уклониться от столкновения с консервативной коалицией в конгрессе и стоявшими за ней могущественными группировками американского бизнеса '. Пользуясь пассивностью администрации Картера, эти силы не допустили принятия законов о реформе трудового законодательства и расширении права на забастовку рабочих строительной промышленности, а закон об обязательстве государства содействовать уменьшению безработицы консерваторы выхолостили рядом поправок. В этих законодательных баталиях профсоюзы потерпели крупное поражение 58.
Другие действия администрации Картера носили открыто антирабочий характер. Правительство демократов вынудило профсоюзы согласиться на заниженный новый минимум заработной платы, а также отказаться от борьбы в конгрессе за отмену статьи 14(6) закона Тафта—Хартли, подрывающей право рабочих на организацию в профсоюз. В ходе острого трудового конфликта между горняками и владельцами шахт в 1978 г. Картер пустил в ход антипрофсоюзное законодательство для подавления забастовки шахтеров.
Острyю критику со стороны профсоюзов вызвала антиинфляционная программа Картера, поскольку предусматривала сокращение ассигнований на социальные нужды. К тому же правительство демократов гораз-дo больше преуспело в замораживании заработной платы рабочих, чем в контроле над ценами, которые постоянно росли. Наконец, антиинфляционная политика высоких учетных ставок, проводимая Федеральной рeзервной системой в согласии с Белым домом, ускорила начало нового экономического кризиса в США, что вызвало стремительный рост безработицы в стране.
Дрейф социальной политики администрации Картера в сторону консерватизма сопровождался повышенной дозой социальной демагогии и критической риторики в духе «символического популизма». Картер время от времени критиковал своекорыстие различных лоббистских сил, оказывавших нажим на государственные органы. В ходе дебатов вокруг энергетической программы он даже позволил себе публично обвинить нефтяные монополии, завышавшие цены на бензин и другие нефтепродукты, в ограблении масс. Летом 1979 г. Картер признал наличие глубокого социально-политического и идейного «кризиса веры» в американском обществе. Наряду с этим президент постоянно твердил о своей особой приверженности «правам человека». Однако подобные благочестивые заявления Белого дома резко контрастировали с реальным положением дел в Соединенных Штатах, где по-прежнему царило фактическое бесправие миллионов обездоленных людей59. Администрация демократов закрывала глаза и на полицейский террор в отношении инакомыслящих, и на тюремные застенки, в которых томились сотни политических узников, брошенных туда по сфабрикованным обвинениям, борцов за гражданские права, активистов антивоенного движения, неугодных властям вожаков рабочих организаций.
В целом усиление консервативных тенденций в социально-экономической политике при администрации Картера ухудшило положение трудящихся масс. Однако демократы на рельсах этой политики не смогли преодолеть ни кризисные явления, нараставшие в американской экономике, ни укрепить собственное положение в рамках двухпартийной системы. Шаг за шагом либерально-умеренное крыло партии постепенно сдавало свои позиции, в то время как центристы в целом стали все больше тяготеть к консерватизму. В свою очередь, консервативные и крайне правые силы, своей поддержкой укрепившие к концу 70-х годов республиканскую партию, поставили целью на выборах 1980 г. захватить Ьелый дом и большинство в конгрессе США.
Shoup L. The Carter Presidency and Beyond. Palo Alto (Cal.), 1980, p. 184.
Ibid., p. 181.
59 Look Homeward, Jimmy Carter: The State of Human Rights, USA. Prepared by: Communist Party, USA. N. Y., October, 1977.
482 IIУГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
- Глава I-h. В. Сивачев (§ 1,2), в. А. Никитин (§ 3), ю. Н. Рогу- лев (§ 4), а. П. Королева (§5), м. А. Головина (§6);
- I. Послевоенная америка
- 5. Негритянский вопрос
- 1. Иллюзия всемогущества
- 4. «Доктрина трумэна» и «план маршалла»
- I. Послевоенная америка
- 1. Экономический кризис 1948-1949 гг.
- 2. Агрессия сша в корее
- 4. Маккартизм
- 6. «Крестовый поход» против демократии
- 6. Рост правой опасности и выборы 1964 г.
- 1. Военная экономика
- 3. Агрессия во вьетнаме
- II. Углубление социально-экономических противоречий
- 1. Рост забастовок. «движение рядовых»
- II. Углубление социально-экономических противоречий
- 5. Выборы 1972 г.
- 1. Кризис глобализма
- 3. «Доктрина никсона»
- 4. Отношения с ссср
- 5. Поражение во вьетнаме
- 2. «Уотергейт»
- 3. Трудный выбор
- 5. Усиление роли
- 1. Положение трудящихся и стачечная борьба
- 1. Средняя школа
- 2. Высшее образование*
- 3. Наука и техника
- III. Наука и культура
- 3. Драматургия и театр
- 632 Ш. Наука и культура
- 633 Литература и искусство
- 4. Кино
- 5. Музыка
- 7. «Массовая культура»
- 1. Советско-американские общественные связи
- III. Наука и культура
- 2. Научные контакты
- 1. Американская
- 2. Проблемы послевоенной истории сша
- 711 710 Заключение
- I послевоенная америка
- III наука и культура
- 1945 — 1980