logo
История США / istorija_usa_tom_4

7. «Массовая культура»

«Массовая культура» США показала себя весьма искусной в осущест­влении своей охранительной функции по отношению к устоям буржуаз­ного общества, в стремлении ослабить протест против социальной неспра­ведливости и создать настроения эскапизма, ухода от действительности погружения в мечту, в иллюзорный, фальсифицированный мир. Эти за­дачи «массовая культура» выполняла и выполняет отнюдь не прямоли­нейно. Она делает это изощренно, учитывая веяния времени. Однако идейный ее субстрат всегда неизменен. Суть его выражается триадой: основы американской социально-экономической системы функционируют «правильно», они незыблемы, «американская система» способна всегда справиться и справляется со своими недугами.

«Массовая культура» получила мощный толчок в годы маккартизма. Ее творцы и представители настойчиво внушали американцам, что у них есть «все»: автомобиль, туризм, профессиональный спорт, развлекатель­ная музыка, наконец, самое последнее новшество — телевизор, и, стало быть, они должны быть довольны. На экранах потоком шли фильмы, антикоммунистические и антисоветские по содержанию. Привычным стал образ вероломного, жестокого «красного», с которым сражается (и неиз­менно выходит победителем) разведчик-супермен «международного клас­са» 62.

В 1953 г. начался показ широкоэкранных фильмов и выпуск так называемых «блокбастерс» (или суперколоссов) — дорогостоящих, пыш­ных фильмов на библейские и исторические сюжеты (например, «Бен-Гур», «Самсон и Далила», «Падение Римской империи»). Экран захвати­ли вестерны, изображавшие бутафорский, «голливудовский» Дальний Запад; мюзиклы, восхвалявшие материальный успех и развлечения. Бук­вально свирепствовала «лакированная» песенная индустрия (любовные шлягеры с легко запоминающимися мелодиями). Миллионными тиража­ми издавались книги Г. Вука — «военного романиста», прославлявшего внешнюю политику США.

С середины 50-х и в течение 60-х годов в силу подъема демократиче­ского движения «массовая культура» в значительной мере утратила свою привлекательность в глазах американцев. Приспосабливаясь к новой си­туации, она овладевала стилем и художественными приемами контркуль­туры. Намеренно ставя рядом серьезное и несерьезное, критическое и развлекательное, «массовая культура» превращала конфронтацию с ис­тэблишментом в развлечение, фарс, штамп. Активно действовал в этом плане «большой бизнес». Он покровительствовал крайностям постмодеp-низма и контркультуры. Музеи широко открывали двери для самых оес-смысленных поделок. В создании студий «антимузыки», в устройстве фестивалей рока, проходивших в атмосфере массового помешательства, участвовали фонды Форда, Рокфеллера и др. Звездам «наркотического рока» создавали шумную рекламу.

На рубеже 60—70-х годов и в 70-е годы стали нарастать консерватив­ные настроения в высших эшелонах власти и в среде обывателей, был усилен нажим не только на леворадикальные группировки, но и на либе-

62Schain R. E. Hollywood's Cold War.—Journal of Popular Film. 1974. N4 vol. 3.

ралов. В этой связи правящими кругами были предприняты энергичные меры, призванные затруднить духовные контакты между рабочей средой и демократической интеллигенцией. Этот маневр поддержала «массовая культура». В 1970 г. вышел на экраны фильм «Джо» Дж. Эвилдсена (р. 1937). Герой этого фильма — рабочий Джо — шлет проклятия в адрес либералов, хиппи, черных, атеистов — всех тех, кто стоит за расширение социальных программ. Джо и второй герой картины — представитель «среднего класса» (рекламный агент) — в конце фильма расстреливают обитателей коммуны хиппи, взяв на себя роль своего рода «мстителей» за «совращенную» молодежь. Фильм «Джо» «открыл тему»: в 7О-х — на­чале 80-х годов вышел ряд фильмов, в которых «одиночка», обычно мир­ный человек, берется за выполнение функции «наведения порядка», вы­ступая в роли спасителя общества от бунтарей и смутьянов.

Одновременно «массовая культура» стала разрабатывать линию «при­мирения» молодого поколения с поколением отцов. Выражением этой тенденции явился имевший шумный успех тривиальный фильм-мелодра­ма «История одной любви» (1970) А. Хиллера (р. 1923). Был создан жанр сентиментально-ностальгического «ретро», с помощью которого ста­рались вернуть американцев к «былым идеалам» (например, фильмы «Рокки» (1976) Эвилдсена, «Крамер против Крамера» (1979) Р. Бентона и др.). В 80-е годы на экраны выводят «традиционного» американского героя — предприимчивого и практичного, добродетельного и, главное, на­граждаемого успехом. По-прежнему во всех изделиях «массовой культу­ры» фигурирует американский «супермен».

Отражая в примитивном варианте возросшее влияние мистицизма, «массовая культура» наводнила рынок потоком книг и фильмов о колду­нах, вампирах, призраках «с того света», о людях (в том числе и детях), одержимых нечистой силой («демонология»). Как угроза Земле показы­ваются в кино гигантские муравьи, клопы, зеленые стручки — двойники людей, акулы-людоеды и т. д. В 1976 г. Голливуд заново отснял фильм «Кинг-Конг». впервые появившийся на экранах в 1934 г.,—фильм об ог­ромной горилле, сеющей разрушения. Появились певцы, заявлявшие о желании ввести слушателя в «комнату ужасов», создать «рок-шоу ужа­сов» (например, Элис Купер).

«Массовая культура» обращается и к политическим сюжетам. Она стремится при этом пробудить и утвердить веру в то, что американская общественная система не имеет серьезных изъянов и способна преодолеть любые трудности.

Примечательно отношение «массовой культуры» к агрессивной войне во Вьетнаме. Долгое время, почти десятилетие, «массовая культура» не осмеливалась затрагивать этого сюжета после провала шовинистического Фильма Дж. Уэйна (1907-1979) «Зеленые береты» (1968). С конца же 70-х годов на экран широким потоком шагнула продукция, прославлявшая милитаризм и «цивилизаторскую» миссию американской военщины. Та­ков фильм «Ребята из третьей роты» (1978) С. Фыори (р. 1933). Отнюдь не случайным совпадением было появление всей этой продукции с разра­боткой новых военных программ и кампанией по искоренению «вьетнам­ского синдрома». С начала 80-х годов снова резко возросло число поделок «массовой культуры», настойчиво внушавших американской публике враждебность к странам социализма, страх перед мифической «советской военной угрозой».

658

III. НАУКА И КУЛЬТУРА

Примечательна позиция «массовой культуры» по отношению к негри­тянскому движению. В конце 60-х годов в фильмах Голливуда и телеви­дения (а не только на экранах независимых киногрупп) появились угрю­мые черные герои, отвергавшие идеи «расовой гармонии». Но «массовая культура» придала особый колорит этим героям. Чаще всего они изобра­жались склонными к жестокости и садистским проявлениям, например фильм М. Ван Пиблса (р. 1932) «Шикарная песня славного Суитбека» (1971). На экранах замелькали преуспевающие черные — обладатели шикарных машин, особняков и роскошных женщин. Таким образом, фор­мула «секс и насилие», супергерой и успех повторялась теперь в «черном варианте». Белого американца запугивали образом «воинствующего чер­ного», а черного — соблазняли материальным преуспеванием. Черный-герой становился уже и охранителем системы: появились негры-супер­герои-детективы, шпионы (например, фильмы «Шэфт» (1971), «Супер-флай» (1972) и др.).

Одна из важных целей, преследуемой «массовой культурой» США путем насыщения ее продукции насилием и глумлением над достоинст­вом,— воспитать людей, воспринимающих бесчеловечность как норму. К тому же порноиндустрия в американском кино после второй мировой войны стала важной коммерческой отраслью. Насилие и секс помогают завладевать сознанием потребителей «массовой культуры», ослабляя и убивая их стремление глубже вглядеться в окружающий мир, в обостряю­щиеся социальные проблемы. Все это отражает наличие тенденций упад­ка в буржуазной культуре, застойного духовного нездоровья общества. Опасность американской «массовой культуры» кроется в ее существе, а также в том, что во второй половине XX в. определенно выявилось стремление правящих кругов США придать ей высокий ранг. Широко используя технические средства, «массовая культура» оказывает все бо­лее сильное противодействие демократическим традициям и стремлениям к высоким эстетическим критериям. «Массовая культура» опасна также и в том отношении, что ее экспансип по всему миру покровительствуют «большой бизнес» и пропагандистско-идеологические ведомства прави­тельства США. По размаху эта экспансия не знает себе равных среди промышленно развитых капиталистических стран. Политику в области массовых коммуникаций называют в правительственных сферах США «четвертым измерением» международных отношений, и «массовая куль­тура» в рамках этого измерения используется как ударное пропагандист­ское оружие 63.

63 В советской научной литературе имеется ряд серьезных работ, посвященных ана­лизу и критике «массовой культуры» США. См., например: Карцева Е. Идейно-эстетические основы буржуазной «массовой культуры». М., 1976- Анастасъев H. Как стать кумиром: (Массовая беллетристика в США).—Иностр. лит., 1982, № 9: Караганов А. Киноискусство в борьбе идей. М., 1982; Кукаркин А. Буржуазная Массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. М., 1985.

Глава пятнадцатая

ОБЩЕСТВЕННЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ

И НАУЧНЫЕ СВЯЗИ