3. Наука и техника
В середине и второй половине XX в. в США, как и в других индустриально развитых странах, объективный процесс быстрого возрастания практической эффективности науки45, превращение ее в непосредственную производительную силу, массовое применение таких революционизирующих научных достижений, как синтетические материалы и космические аппараты, ядерная энергия, ЭВМ и т. д., вылились в комплексный переворот в технических средствах производства — современную научно-техническую революцию. Для этой стадии в еще большей мере, чем для предыдущего периода, характерно острое противоречие между объективной социальной потребностью в развитии науки, с одной стороны, и стремлением монополий использовать научно-технический прогресс для реализации эксплуататорских, экспансионистских и антигуманных целей — с другой.
В качестве фактора, способствующего постановке научно-технического прогресса на службу милитаризму и экспансионизму, выступило формирование и увеличение мощи военно-промышленного комплекса и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма. Группировки монополистического капитала, определявшие правительственную политику США в области науки, возлагали особые надежды на научные исследования, видя в них прежде всего средство наращивания военного потенциала. Огромные суммы, ассигнуемые «на науку», в действительности в значительной мере шли на ускоренное развитие новых видов стратегического ядерного оружия с целью обеспечить США одностороннее военное преимущество.
Эта тенденция имеет свои исторические корни. И в предыдущие десятилетия, особенно во время второй мировой войны, федеральному финансированию в США подлежали преимущественно исследования воен-. ного характера, и соответственно рост их федерального финансирования Далеко опережал рост расходов на исследования в здравоохранении, фундаментальных областях знаний (кроме опять-таки связанных с военными Целями), в гражданском строительстве и других мирных отраслях.
Так, за 1937—1953 гг. правительственные ассигнования на гражданские исследования возросли всего лишь в 3 раза, а на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) военного характера — в 140 раз46. В начале 50-х годов около половины всех
45 В данном параграфе рассматриваются естественные науки и медицина.46 Государственная организация научно-исследовательской работы в США. М., 1961, с. 6.
586
III. НАУКА И КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ
И НАУКА
587
научных работников и инженеров, занятых в лабораториях промышленных фирм, работали по правительственным военным заказам; 55% со стоявших на государственной службе научных работников были заняты в министерстве обороны, Комиссии по атомной энергии (КАЭ) и Национальном консультативном комитете по аэронавтике. С 1961 по 1967 г. из 454 млрд. долл., израсходованных на НИОКР, около 210 млрд. пошло на разработку новых видов оружия 47.
Стремление правящих кругов США использовать достижения научно-технического прогресса для получения военно-стратегического превосходства над социализмом вылилось в период кратковременной монополии США в области атомного, а затем и водородного оружия в форму прямого ядерного шантажа 48.
Вторая мировая война наглядно засвидетельствовала огромную важность научных исследований, причем не только прикладных, но и фундаментальных, для развития промышленной и военной мощи. Но именно в области фундаментальных исследований 30—40-е годы наиболее явно продемонстрировали неадекватность сложившейся в США системы организации науки стоящим перед нею задачам, а также зависимость ее от притока высококвалифицированных кадров из-за рубежа.
В 1945 г. В. Буш, возглавлявший Отдел научных исследований и разработок при правительстве США, выдвинул идею создания Национального научного фонда как автономного федерального органа для поощрения фундаментальных исследований и подготовки кадров (в области естественных наук). Тем не менее эта идея не была реализована ни в 1945 г., ни в 1947 г., когда конгресс принял соответствующий законопроект, на который, однако, наложил вето президент Трумэн. В 1950 г. законопроект наконец был принят конгрессом, но в урезанном виде. Фонду был выделен бюджет всего лишь в 75 млн. долл., что не давало ему, конечно, сколько-нибудь решающего голоса в общем балансе расходов на исследования и разработки, которые превысили к этому времени 3,5 млрд. долл. в год. Параллельно был создан ряд других центров координации и развития исследований, работавших (после 1950 г.) в контакте с Национальным научным фондом и акцентировавших внимание на прикладной науке: Управление военно-морских исследований, аналогичные управления в армии и авиации, а также крупнейший (по масштабам 40—50-х годов) из подобных центров — КАЭ. Правительственным актом об атомной энергии от 1 августа 1946 г. этой комиссии были полностью переданы функции проекта «Манхэттен».
В организационном и юридическом отношении создание этого отраслевого федерального органа не представляло собой чего-то принципиально нового, поскольку структура КАЭ и ее статус в посредничестве между правительством и монополиями копировали структуру и статус существовавшего с 1915 г. Национального консультативного комитета по аэронавтике. Важно подчеркнуть, что хотя программами КАЭ предусматривалось и гражданское использование атомной энергии, тем не менее с самого начала существования эта комиссия руководствовалась положением закона об атомной энергии (1954 г.) о том, чтобы исследователь-
Экономическая политика зарубежных государств. М., 1979, с. 63.
Noble D. F. Forces of Production. A Social History of Industrial Automation. N. 1984, p. 4.
ские программы «подчинялись все время главной цели — максимально способствовать национальной обороне» 49.
Американский историк техники Д. Ф. Ноубл писал: «... после того как холодная война" достигла апогея и перешла в горячую войну в Корее, дебаты вокруг судьбы послевоенной науки прекратились. Тип развития, утвердившийся в годы войны и в последующем увековеченный, вскоре стал общепризнанной рутинной практикой. Это означало, что вокруг науки еще плотнее сжалось кольцо военно-промышленного комплекса. Сильнее, чем когда-либо ранее, наука становилась привязанной к военной колеснице и зависимой от ведущих корпораций и элитарных университетов» 50.
Конец 50-х годов явился важной вехой в развитии организации науки в США. Происшедшая в этот период перестройка как органов руководства наукой, так и финансирования исследований явилась результатом признания достижений советской науки, особенно в области космических исследований. Они дали толчок жарким дебатам к проведению ряда ранее долго задерживавшихся мероприятий на общегосударственном уровне. Наблюдался рост расходов на науку с 1,4 до 2,99% (в 1964 г.) ВНП, что намного превышало как рост всего ВНП, так и общих капиталовложений в хозяйство страны. Параллельно доля государственного финансирования в общем финансировании науки увеличилась с 53 до 64%. Однако этот рост не был обеспечен соответствующей подготовкой научных кадров, поскольку в 40-х и 50-х годах при значительном ежегодном росте затрат на науку (37%) 'численность научного персонала, занятого в исследованиях и разработках, ежегодно росла лишь на 10% 51.
Для координации усилий в области космических программ Национальный консультативный комитет по аэронавтике был преобразован в июле 1958 г. в Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), которому передавался также ряд функций военных ведомств в сфере космических исследований. В 1958 г., т. е. значительно позже, чем в СССР и ряде других стран, в США была создана общегосударственная служба научной информации, перед которой, помимо общих координационных и коммуникационных задач, была поставлена цель наладить оперативный перевод советских естественнонаучных и технических журналов: уже в 1959 г. объем соответствующих переводов достиг 70 тыс. страниц 52.
Существенное значение имело создание в марте 1959 г. (из представителей министерств обороны, здравоохранения, просвещения, НАСА, Национального научного фонда и КАЭ) Федерального совета по науке и технике. Директивой президента Эйзенхауэра совету было предписано рассматривать исследовательские задачи, требующие для своего решения участия нескольких ведомств или вообще носящие наиболее общий характер. Тогда же была учреждена должность специального помощника президента по науке и технике.
В начале 60-х годов к перечисленным органам управления и координации исследований и разработок прибавились новые, функции которых не были четко определены, что отражало непоследовательность государст-
Государственная организация..., с. 67.
Noble D. F. Op. cit., p. 20.
Bell D. The Reforming of General Education. N. Y., 1966, p. ,81—82.
Государственная организация..., с. 8, 31.
588
III. НАУКА И КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
589
венной научной политики. В их числе были созданное в 1962 г. Управление науки и техники, возглавлявшееся специальным помощником президента по науке и технике; управления по науке и технике в министерствах внутренних дел (с 1961 г.), торговли (с 1962 г.) и других; ряд сенатских комитетов и подкомитетов по космическим и другим исследованиям; созданный в феврале 1962 г. Национальной академией наук Комитет по правительственным связям, преобразованный в 1963 г. в Комитет по науке и государственной политике. Все эти центры наряду с уже имевшимися усиливали в своей совокупности привычную для системы научных исследований в США картину полицентризма, за которой скрывалось, однако, вполне последовательное стремление найти наиболее эффективный способ эксплуатации научного потенциала в интересах монополий 53.
В первые послевоенные десятилетия в стране ощущалась нехватка ученых и инженеров, особенно в сфере НИОКР. Созданная в 1953 г. президентская комиссия по людским ресурсам и подготовке кадров специалистов выявила недостаток бакалавров и главным образом докторов по естественным наукам, а также специалистов по техническим наукам (нехватка — 30 тыс.), врачей и т. д. К 1952 г. специалисты с высшим образованием требовались на 18,4% рабочих мест54. В 1960 г. лишь 56% лиц, работавших на инженерных должностях, имели высшее образование 55. В ходе реформ в сфере образования в конце 50-х — начале 60-х годов на преодоление этих диспропорций были затрачены значительные средства.
Растущая заинтересованность монополий в выполнении научных программ университетами (в основном фундаментальных и многодисциплинарных исследований) не могла не наложить соответствующего отпечатка и на всю ориентацию научной работы в высшей школе 56. Тем не менее в 60—70-х годах частные лаборатории в промышленности, получившие распространение еще на предшествовавших стадиях развития американской науки и техники, в рассматриваемый период по некоторым показателям вышли на первое место среди всех исполнителей НИОКР в США. Эти лаборатории к 1953 г. выполняли НИОКР ежегодно на 3,6 млрд. долл., и в них были заняты 70% общего числа исследователей и разработчиков ". В 1970 г. объем финансирования НИОКР частными промышленными компаниями достиг 19,2 млрд. долл., что опять-таки составило 70% общих расходов на научную деятельность в стране58-
53 С 1968 по 1975 г. доля расходов на исследования и разработки упала с 2,8 до 2,3%, причиной чего было сокращение доли федеральных расходов по данной статье
с 2 до 1%, в то время как доля частного капитала в расходах на науку остава- лась равной приблизительно 1% ВНП. См.: Chemical and Engineering News, 1979, July 23, p. 32; Громека В. И. США: научно-технический потенциал. М., 1977, с. 67— 68. В 1975—1980 гг. расходы частного сектора на науку росли вдвое быстрее, чем затраты федерального правительства: ежегодный прирост составлял соответственно 6 и 3%. См.: National Patterns of Science and Technology Resources: 1982. Wash., 1982, p. 7.
Folger /., Astin H., Bayer A. Human Resources and Higher Education. N. Y., 1970, p. 94-98.
Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах. М-
1972 с 135
Cook F. The Warfare State. N. Y., 1962, p. 13.
Эволюция форм организации науки..., с. 118.
National Patterns on Research and Development Resources, 1953—1971. Wash., 1971.
Что касается государственных лабораторий, то еще в 60-е годы было официально констатировано, что их роль в общем объеме исследований и разработок неуклонно падает 59. К 70-м годам доля этих лабораторий в государственных бюджетных ассигнованиях на науку сократилась до
10-15%.
В послевоенный период в значительной мере по примеру европейских научно-исследовательских институтов было создано большое количество «бесприбыльных», или «некоммерческих», исследовательских фирм типа «РЭНД корпорейшен», которые, не вытеснив университеты из сферы фундаментальных исследований, в значительной мере приняли на себя консультативные и прогностические функции (в отношении как правительственных, так и частных запросов), а также проектирование комплексных программ научно-технического развития и т. п. Сходные функции в ряде случаев взяли на себя и некоторые промышленные фирмы. В 1973—1974 гг. ряд фирм добился даже такой традиционно университетской привилегии, как присуждение ученых степеней бакалавра (фирмы АТТ, ИБМ и «Ксерокс») и доктора («РЭНД корпорейшен»). Множественность форм государственно-монополистического контроля над сферой науки становилась характерной чертой организации исследований в США в послевоенный период.
Из новых форм сочетания исследовательской работы с преподаванием можно отметить и появление «мультиверситетов» (университетов, осуществляющих одновременно относительно самостоятельные исследовательские работы и подготовку специалистов), в которых наукой занимаются сами университеты, а не особые центры, созданные при них, и притом они берут на себя функции по внедрению результатов исследований в производство. Соответственно научные исследования, в том числе прикладные, стали в этих центрах основой также и учебного процесса.
Развитие получил и такой новый тип организации исследований (но одновременно и образования, а также связи исследовательской сферы с производственной), как учебно-научные комплексы. Один из таких учебно-научных комплексов был создан в течение 60-х годов в районе Далласа — Форт-Уэрта (штат Техас). Он не только стал фактически первым крупным центром науки в этом штате, но и обеспечил потребности промышленных корпораций «Тексас инструментc», «Коллинс рэдио», «Сан ойл» и других в научно-технических кадрах.
В послевоенные десятилетия заметно активизировались в сфере НИОКР «благотворительные» фонды, деятельность которых в ряде отраслей вышла за пределы США. Новый стимул развитию фондов придала их посредническая функция между монополистическим и государственным регулированием, между наукой и образованием, общественностью и наукой. Продолжался процесс сращивания правлений фондов и университетской науки. К середине 60-х годов треть попечителей 12 крупнейших фондов стали либо президентами, либо членами правлений университетов 60. Более 80% существующих в настоящее время в США фондов основаны в послевоенный период; всего же к середине 70-х годов в США число «филантропических» организаций приблизилось к 30 тыс. с общим
59 Pyramiding of Profits and Costs in the Missile Procurement Program. Wash., 1964, p. 1. 60 Овинников Р. Внешняя политика США как орудие финансовой олигархии.—
Коммунист, 1980, № 2, с. 108.
590
Ш. НАУКА И КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
591
активом до 27 млрд. долл. Росту числа фондов сопутствовало сосредотo-чение управления ими в немногих руках. Наибольшую роль в субсиди ровании, а соответственно и регулировании научных и промышленных исследований приобрели фонды, принадлежавшие трем финансовым группам: Морганам (унаследовавшим и фонды Карнеги), Рокфеллерам а Фордам, которые в совокупности располагают капиталом дo 10 млрд. долл.61
За 1954—1961 гг. численность промышленных лабораторий и их персонала выросла почти вдвое. Но приблизительно к концу этого же периода, характеризовавшегося быстрым прогрессом в области ЭВМ, космической технологии, производства новых материалов и т. п., стало ясно, что создать собственную эффективную промышленную лабораторию могут лишь крупные фирмы, с оборотом не менее 5 млн. долл. К 1979 г. 90% всего объема НИОКР, выполняемых в промышленности, оказались сосредоточенными в 400 (3%) из 13 400 компаний, имевших собственные исследовательские программы62. В 1976 г. 50 фирм осваивали 4/5 всего объема затрат на НИОКР в промышленности 63.
По оценкам Национального научного фонда, в течение 60—70-х годов собственными программами НИОКР располагали не более 1% всех фирм, существовавших в США. Из этого 1 % около 10 тыс. фирм имели менее чем по тысяче человек занятых и расходовали на упомянутые программы в среднем 160 тыс. долл. в год на одну фирму, в то время как 285 фирм с числом занятых более 10 тыс. человек каждая осваивали 84% всех ассигнований на промышленные НИОКР при средних затратах 55 млн. долл. в год на одну фирму64. Естественно, что возможности мелких фирм и тем более отдельных изобретателей проводить исследования не идут ни в какое сравнение с возможностями корпораций. В 60— 70-е годы нашла свое дальнейшее выражение тенденция снижения доли патентов, выдаваемых индивидуальным изобретателям. В 1970 г. эта доля составляла лишь 20% по сравнению с 45% в 1945 г. (и 80% в начале века) 65
Попытки наладить систематическое регулирование НИОКР на более высоких уровнях, предпринимавшиеся неоднократно, привели в кругах монополистической буржуазии к опасениям, что государственное регулирование даст науке больше самостоятельности, чем это желательно с точки зрения обеспечения интересов частного капитала. В правящей верхушке возникло беспокойство, что консультативный (по науке) аппарат при президенте станет, скорее, представителем научного сообщества при президенте, чем президента при научном сообществе, и будет отстаивать «академические» интересы.
Руководствуясь этой идеей, Р. Никсон попытался ликвидировать практически все достигнутое в деле государственного регулирования наукой, упразднив в январе 1973 г. научно-консультативный аппарат Белого дома, в том числе Управление науки и техники и должность помощника
61 Там же, с. 107.
62 Эволюция форм организации науки..., с. 166.
63 Chemical and Engineering News, 1979, Apr. 30, p. 37. Ha 1978 r. 53% всех затрат на НИОКР в промышленности приходилось на 20 фирм. См.: Science and Techno logy Policy for the 1980s. P., 1981, p. 70. Исследования, проводимые крупнейшим» корпорациями, получают и наибольший объем государственной поддержки-
64 Громека В. И. Указ. соч., с. 111—112.
65 Там же, с. 115.
президента по науке и технике. Позже (в 1976 г.) эта должность и научно-консультативный аппарат были восстановлены, поскольку попытки найти новые формы государственно-монополистического регулирования наукой, предпринятые администрацией Никсона, себя не оправдали.
Крайней неравномерностью в течение рассматриваемого периода отличалось размещение научных исследований по отдельным районам и штатам США. К 70-м годам резко выделилась по объему научных исследований Калифорния (13% всех затрат по стране на науку в университетах, 22% — на НИОКР в промышленных лабораториях и сравнимые цифры по исследованиям, проводимым другими исполнителями), оттеснившая на второе место ранее лидировавший штат Нью-Йорк. Лидерство Калифорнии в значительной мере определяется размещением в Лос-Анджелесе и других центрах Калифорнии заказов по производству космической и авиаракетной техники.
В этом случае, как и во многих других, милитаризация науки в США выступает как фактор, способствующий концентрации НИОКР в руках немногих, ожесточенно конкурирующих друг с другом монополий. Регу-ляторная функция государства, финансирующего крупнейшие научные и технические проекты, реализовалась в первую очередь именно в сфере НИОКР военного назначения, удельный вес которой в общем объеме выполняемых в стране исследований и разработок непрерывно повышался. Указывая на эту взаимосвязь участия корпораций в данной сфере НИОКР и стремления государства всемерно поощрять НИОКР военного характера, Компартия США констатировала: «Даже самые крупные корпорации уже не могут финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и производить капиталовложения в масштабах, требуемых нынешним высоким уровнем развития промышленности. Они договариваются о вложении государственных средств в совместные частно-государственные программы, из которых извлекаются прибыли. Они возлагают особые надежды на операции, связанные с „холодной" и „горячей" войнами, требующие самых больших расходов, приносящие самые высокие прибыли и делающие возможным самое тесное сращивание крупного бизнеса с большим государственным аппаратом» 66.
Влияние милитаризации науки не ограничивалось одной лишь переориентацией исследований на «стратегические» цели: режим секретности накладывал жесткие ограничения на возможности распространения и обмена научной информацией, а слежка за научными сотрудниками и организаторами вплоть до высших уровней стала обычным явлением. Временами эти стороны американского промышленно-научного истэблишмента выступали в крайних формах, как это было, например, в период мак-картизма с его шельмованием заподозренных в оппозиционных настроениях ученых (Р. Оппенгеймер), пресловутыми проверками лояльности, изгнанием из лабораторий и университетов ученых, чьи убеждения считались «опасными». Для всего послевоенного периода сохраняет свою значимость тезис известного физика и общественного деятеля Дж. Бер-нала о том, что в контексте государственно-монополистического контроля над наукой ограничения, связанные с «безопасностью», секретностью, гонениями на инакомыслие, представляют собой в условиях американской системы организации науки постоянно действующий фактор 67.
66 США — экономика, политика, идеология, 1970, № 11, с. 83. 67 Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956, с. 477.
592
III. НАУКА И КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
593
Всего на конец 70-х годов в США было до тысячи научных и технических обществ и ассоциаций; однако из объединений по различным областям естественных и технических наук лишь немногие возникли в послевоенный период, причем в основном путем слияния или разделения уже имевшихся обществ. В целом же научные ассоциации оказались в положении пасынков, и прежде всего в отношении возможностей субсидирования исследований. Некоторое исключение составили крупнейшие академии, прежде всего Национальная академия наук, приобретшая характер полуправительственного учреждения и ставшая одним из главных консультантов по вопросам научно-технической политики. О собственно же научном статусе Национальной академии — формально главного научного учреждения США — говорит как ее бюджет, не превышающий 1% государственных ассигнований на науку, так и тот факт, что большинство американских ученых, получивших Нобелевские премии за послевоенный период, не являлись членами Национальной академии.
Вторая половина 70-х годов отмечена усилением государственного вмешательства в науку. Это была специфическая реакция правящих кругов на финансовый и экономический кризис середины 70-х годов; переход США в группу стран с относительно низкими (по сравнению, например, с рядом стран ЕЭС) темпами прироста затрат на науку; быстрое сокращение технологического разрыва (в том числе по масштабам применения ЭВМ) между США, с одной стороны, и рядом других капиталистических стран, прежде всего Японией и ФРГ,— с другой. Но, пожалуй, наиболее важным фактором послужило выдвижение новых амбициозных планов достижения военного превосходства над Советским Союзом и создания новых видов «абсолютного» оружия.
Таким образом, государственное стимулирование в этот период направлялось прежде всего на повышение эффективности затрат частного сектора в науке. Финансирование НИОКР частными компаниями и корпорациями в течение 1975—1980 гг. росло в абсолютном выражении вдвое быстрее по сравнению с соответствующими затратами правительства.
По существу, речь шла прежде всего о более эффективном государственном стимулировании НИОКР, дающих максимальную прибыль монополиям, особенно НИОКР военного назначения.
Повышение уровня этого стимулирования сочеталось с ростом роли федеральной контрактной системы, в значительной мере представлявшей собой специфичный именно для США путь развития и усиления влияния государственно-монополистического капитализма на организацию науки. Объективно этот процесс выражал растущее обобществление научного производства, но в то же время в силу капиталистического характера присвоения и организации результатов труда в сфере науки и техники федеральная контрактная система также и применительно к самым наукоемким отраслям «служит инструментом концентрации производства и централизации капитала в руках тех групп монополистической буржуазии, которые выполняют большую часть правительственных программ...» 68. Рост роли федеральной контрактной системы в сфере ор-
68Федорович В. А. Американский капитализм и государственное хозяйствование. Федеральная контрактная система: эволюция, проблемы, противоречия. М., 1979, c. 87
ганизации НИОКР способствовал дальнейшему проникновению в эту сферу «бесприбыльных» корпораций, фактически основанных на взаимодействии государственного и частного капитала при завуалированном часто под чисто научные, «культурные» и «просветительские» цели (и свободном от налогообложения) извлечении прибылей тем и другим 69.
Недостаточность традиционных «полицентрических» методов руководства наукой, особенно для решения таких проблем, как энергетический кризис, экологическая и другие проблемы, носящих комплексный, а по существу, даже глобальный характер, наиболее остро выявилась в ходе структурного кризиса середины 70-х годов. В этих условиях усилилась тенденция к более широкому привлечению государства к решению подобного рода проблем. При этом, следуя уже установившейся для военно-исследовательских заказов модели, оно брало на себя крупномасштабный риск. В 1976 г. президент Дж. Форд восстановил научно-консультативный аппарат Белого дома и добился от конгресса законодательного оформления Управления науки и техники, президентского комитета по науке и технике и ряда других центров по научной политике в системе исполнительной власти. Расширены были полномочия Национального научного фонда, которому поручалось теперь финансирование программ по поощрению нововведений в промышленности и по стимулированию сотрудничества между университетами и промышленными фирмами в выполнении комплексных научно-промышленных проектов. Это сотрудничество вылилось в создание ряда новых «исследовательских парков» (название, установившееся за крупномасштабными формами на базе университетских кампусов).
С 1976 г. началась разработка «пятилетних перспектив» для выявления наиболее актуальных национальных и глобальных проблем, подлежащих научной разработке, в том числе проблем, связанных со стимулированием развития самой науки. Расходы на НИОКР по стране в целом в 1976 г. увеличились на 4,7%, в 1977 г.—на 4,5%; они продолжали возрастать и далее, хотя и меньшими темпами (2—3% в год), причем росла и доля фундаментальных наук в этих затратах. В целом же политика США в области науки в течение всего рассматриваемого периода оставалась направленной на обеспечение прибылей наиболее привилегированных слоев господствующего класса, на достижение Соединенными Штатами военно-стратегического превосходства в мире в целях утверждения имперских интересов американского монополистического капитала.
Исследования в области технических дисциплин выполнялись в США в течение послевоенных десятилетий как непосредственно в промышленности, так и в высших учебных заведениях. Из научных обществ, сыгравших определенную роль в развитии технологии, можно упомянуть Общество промышленной математики (1949), публикации которого внесли вклад в методы использования математического аппарата в промышленных исследованиях и разработках, а также Американское ядерное общество (1954), пытавшееся в какой-то мере сдвинуть баланс исследований в ядерной области в сторону работ гражданского назначения. В 1965 г. по образцу Национальной академии наук и при участии ее представителей была основана Национальная инженерная академия, среди 25 членов-учредителей которой были как федеральные ведомства, так и моно-
69 Подробнее см.: Там же, с. 79—80, 81, 314—317.
594
III. НАУКА И КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
595
полистические корпорации «Дженерал электрик», «Стандард ойл» «Дюпон», «Рэйдио корпорейшен оф Америка» и др. Новая академия стала важным центром контактов между правительством и крупным капиталом.
Сложившаяся к 40-м годам в США конъюнктура в области инженерных кадров и финансирования новой технологии способствовала широкому освоению научно-технических ресурсов и достижений, в том числе зарубежных. Различные варианты импорта научно-технического потенциала в США были апробированы еще в период второй мировой войны.
Выполненное в 1978—1979 гг. экспертами ЮНЕСКО статистическое обследование выявило некоторые существенные тенденции в области использования иностранных инженерных кадров в США. За 1966—1975 гг. в США въехало около 100 тыс. исследователей и инженеров, причем 2/з составляли именно инженеры. За этот же период среднегодовой прирост научных и инженерных кадров за счет иммиграции составлял 11,5 тыс.; в 1972—1975 гг.—6,5 тыс. Снижение объясняется поправкой к иммиграционному законодательству, согласно которой в связи с наметившейся неполной занятостью среди ученых и инженеров эти профессии были исключены из категории «важнейших» или «дефицитных».
Изучение баланса патентов как показателя эффективности прикладных исследований и разработок выявило за выбранный для сплошного обследования период 1968—1973 гг. снижение доли США в общем числе вновь патентуемых изобретений почти на 30%. В этот же период впервые за послевоенные годы зафиксирована тенденция к отставанию США по многим промышленно-техническим показателям от других капиталистических стран. Снижение доли патентов США в мировом патентном фонде сопровождалось (и в значительной мере объяснялось) соответствующим ростом доли Японии и западноевропейских стран, причем, например, патентование японских изобретений в США за эти годы выросло втрое. Признание американцами превосходства японской технологии в ряде наукоемких отраслей нашло выражение в наводнении американского рынка японскими автомобилями, телевизорами, другими высокотехничными продуктами.
За первую половину 70-х годов в США было выдано американским гражданам меньше патентов, чем за первую половину 60-х годов, и в то же время вдвое больше — иностранцам, заявившим свои патенты в США (прежде всего гражданам Японии и ФРГ). Швеция обогнала США по темпам освоения станков с программным управлением (разрыв между получением и использованием информации в конце 60-х—начале 70-х годов составил в Швеции 3,6 года по сравнению с 4,5 года в США ) • Между тем США все время старались сохранить свое лидерство в капиталистическом мире в области автоматизации (после 1963 г. ежегодный прирост расходов промышленных компаний на оборудование составлял почти 20%, в то время как в 50-х годах он был не выше 10—12% 71). Из 110 крупных изобретений и открытий, сделанных за три послевоенных десятилетия в капиталистических странах, 74 принадлежали США, 18 — Великобритании, 14 — ФРГ 72.
The Diffusion of New Industrial Processes. An International Study. L., 1974, P- 37-
Громека В. И. Указ. соч., с. 179.
Там же, с. 46.
В технологических нововведениях гражданского характера в 60— 70-е годы наметилось значительное отставание США по темпам развития исследований и разработок в этой сфере от других развитых капиталистических стран. Так, по темпам роста валового внутреннего продукта на одного занятого в гражданских научно-технических областях Соединенные Штаты в этот период существенно отставали не только от Японии, но и от ФРГ, Великобритании и Франции. Согласно американским источникам, из всех технических новшеств, реализованных на мировом рынке в середине 60-х годов, более 80% имело американское происхождение, а в конце 70-х годов — менее 55%. Об относительном падении изобретательской активности в США в 70-х годах можно косвенно заключить из того, что за 1971—1976 гг. число патентов, выданных в стране гражданам США, уменьшилось на 21%, в то время как число выданных иностранцам патентов за тот же период возросло на 16% и составило в 1976 г. 37% общего числа всех выданных в США за год патентов73.
Однако в абсолютном выражении объем технико-изобретательской деятельности и разработок в США оставался в течение рассматриваемого периода весьма значительным: в 60—70-х годах это выразилось в особенности в усиленном форсировании космических исследований, в последнее время едва ли не полностью поставленных на службу Пентагону. Своими истоками эти исследования связаны с программой создания управляемого самолета-снаряда с дельтообразными крыльями «А-4», которая, в свою очередь, была прямым продолжением проводившихся в фашистской Германии работ по ракетостроению, руководители которых (В. Дорнбергер, впоследствии вице-президент по науке компании «Белл аэросистемс»; В. фон Браун и др.) поселились в послевоенные годы в США. В 1954 г. в ходе запуска одноступенчатых ракет «Викинг» удалось достичь высоты 253 км, а затем при запуске двухступенчатой ракеты «Бампер»— 400 км при максимальной скорости 8 тыс. км/час. Это позволило надеяться на осуществление запуска искусственного спутника Земли. Однако распыление усилий между множеством конкурирующих фирм и отсутствие единого координирующего центра свели на нет все предложенные в этой области проекты.
Только после запуска первых искусственных спутников в СССР 4 октября и 3 ноября 1957 г. американцам удалось сосредоточить усилия в данной области и приступить к запуску спутников, первоначально очень малых по сравнению с советскими: запущенный 31 января 1958 г. первый американский спутник «Эксплорер-1» имел вес 14 кг. Вес первых Двух советских спутников соответственно составлял 83,6 и 508,3 кг. В последующие годы США продолжали отставать от СССР по основным параметрам спутников, а также ракет в сторону Луны. 20 февраля 1962 г. в США был осуществлен запуск космического корабля «Мерку-ри» с человеком на борту, пилотируемого Дж. Гленном. Вторая попытка (полет М. Карпентера 24 мая 1962 г.) едва не кончилась катастрофой, потому что система радиосвязи, терморегуляции в кабине и регуляции расхода топлива несколько раз выходила из строя. В этих полетах было сделано лишь по три оборота вокруг Земли; их сопоставление с советскими достижениями было явно не в пользу США.
73 Science News, 1978, July 1, p. 6.
596
III. НАУКА И КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
597
Все это побудило руководителей космической программы США изыскать «престижный» проект, который смог бы укрепить пошатнувшуюся репутацию американской технологии. В качестве такого проекта была выбрана высадка человека на Луну, реальное практическое значение которой было невелико (если учесть затраты и риск). К концу 60-х годов доля расходов в федеральном бюджете на этот проект возросла до 40%.
После осуществления высадки на Луне астронавта Н. Армстронга в 1969 г. и последующего свертывания этого проекта как расточительного и низкорезультативного (в дальнейших исследованиях Луны и Солнечной системы США вновь перешли к использованию автоматов, которое и признано основным направлением в данной области) доля космических исследований в бюджете правительства стала быстро падать и достигла минимума в 1974 г. В середине и второй половине 70-х годов она вновь стала возрастать.
Отчасти этот рост был связан с рассмотренными тенденциями в научной и технической политике США, но главным образом с усилившимися попытками использовать космос для милитаристских целей и получить с помощью космического ракетно-ядерного, а затем и лазерного оружия решающее военное превосходство в мире. На этой стадии военная ориентация стала неотъемлемой частью многих выполнявшихся в США космических проектов, включая полеты со сменой экипажа на орбитальной станции «Скайлэб», челночные космические корабли «Шаттл» и т. д.
К реализации космической программы ее руководители с самого начала стремились как можно шире привлечь частный капитал. Уже в июле 1962 г. концерн «Америкэн телефон эцд телеграф» (АТТ) совместно с НАСА запустил спутник связи «Эрли берд», после чего в законе о спутниках связи, подписанном президентом Кеннеди в августе 1962 г., привлечение частных компаний к выполнению космической программы США получило правовое оформление. В 60—70-х годах до 80% всего объема промышленных НИОКР было непосредственно ориентировано на рынок, при этом на долю аэрокосмических разработок, которые занимали первое место, приходилось около трети всех фондов.
В то же время некоторые проведенные Соединенными Штатами в этот период космические исследования внесли определенный вклад в мировую науку благодаря полученной информации о ряде планет Солнечной системы, о строении земной атмосферы, гидросферы и т. п. В течение 70-х годов намечались также определенные сдвиги в деле обмена опытом и информацией между американскими исследователями космоса и их коллегами в СССР. В частности, возможность и плодотворность советско-американского научного сотрудничества продемонстрировал осуществленный в 1975 г. совместный полет со стыковкой на околоземной орбитe космических кораблей «Союз» и «Аполлон».
В 40—50-х годах техническая база массовых коммуникаций обогатилась рядом глубоко внедрившихся в быт нововведений в области электроники, теле- и радиотехники. С 1949 г. были налажены регулярные передачи цветного телевидения по разработанной П. Гольдмарком системе последовательной передачи цветов. В 1954 г. был осуществлен переход на более совершенную систему, при которой на цветных телеприемниках можно смотреть и черно-белое изображение. Как телевидение, так и электронная вычислительная техника получили широкое применение также в космических исследованиях.
В борьбе с конкурентами и в целях сохранения позиций на международных рынках крупные фирмы нередко открывали в своих научных центрах специальные вакансии научным работникам, создавая для них более благоприятные материальные условия, чем в университетах и правительственных лабораториях. В 50-х годах работы У. Б. Шокли, Дж. Бардина и У. Браттейна, открывших транзисторный эффект в германиевых кристаллических детекторах, т. е., по существу, создавших транзисторный приемник, а позже работы Ф. Андерсона и Дж. Ван Фле-ка по структуре магнитных полей субсидировались корпорацией «Белл телефон» и непосредственно выполнялись в ее лабораториях. Помимо прямых прибылей, корпорация получила правительственные заказы по применению этих открытий в системах противоракетной обороны, радиоэлектронных управляющих приборах и т. д. В отдельных случаях ученые приглашались на видные посты в корпорациях.
Особую известность многообразием форм использования и эксплуатации научного потенциала в своих интересах получила компания «Дженерал электрик». Более полувека (с 1905 по 1961 г.) в ней работал У. Д. Кулидж, известный изобретениями в области рентгенотехники и электроники (трубка Кулиджа), порошковой металлургии, приборостроении и др. В «Дженерал электрик» с 1954 г. работал норвежский инженер А. Живер, будущий лауреат Нобелевской премии по физике, известный открытиями в области сверхпроводимости, ионной микроскопии и т. д. Помимо запатентованных и закрепленных за фирмой в период его работы изобретений, компания получила приоритет в получении ряда правительственных заказов, связанных с применением туннельного эффекта в сверхпроводниках.
Идя некоторое время впереди западноевропейских стран по разработкам в области ядерной энергетики, США к 1968 г. стали отставать и по общим затратам на физике высоких энергий и по суммарной мощности атомных электростанций74. В условиях энергетического кризиса 70-х годов был разработан и начал проводиться в жизнь проект «Индепенденс» («Независимость»), целью которого явилось достичь в 80-е годы удовлетворения потребности страны в энергии за счет собственных ресурсов.
Этот проект стимулировал НИОКР в области ядерной энергетики (главным образом по созданию реакторов — размножителей на быстрых нейтронах), на которые было выделено 22% всех предназначенных на «Индепенденс» средств; в области добычи, газификации и гидрогенизации угля (до 25% всех средств); в области добычи и использования нефти и газа (20%); по увеличению эффективности использования имеющихся энергоресурсов (17%, включая работы над МГД-генератора-ми, высокотемпературными газовыми турбинами и т. д.); по использованию термоядерных, геотермальных, солнечных и других альтернативных генераторов энергии (11%). Однако к концу 70-х годов работа над этим проектом была приостановлена, поскольку выяснилось, что первоначально предусмотренных на его выполнение 20 млрд. долл. совершенно недостаточно для реализации поставленных целей.
Многие проблемы, возникшие или разрешенные в рассматриваемый период в наиболее абстрактных отраслях знания, созрели под влиянием запросов техники или вообще практических потребностей различных
74Масленников В. И. США: государство и наука. М., 1971, с. 48.
598
III. НАУКА И КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
599
сфер человеческой деятельности. В то же время в математических науках четко проявилось стремление к синтезу и интеграции различных дисциплин.
Иллюстрацией обеих этих тенденций могут служить, в частности труды Дж. фон Неймана, уроженца Венгрии, переселившегося в СШA еще в довоенный период. Они выполнены в значительной мере в интересах развития вычислительной техники, но послужили одновременно для обоснования целого ряда новых и тесно взаимосвязанных математических дисциплин: теории игр, теории автоматов, математической теории надежности и др. Большое влияние на дальнейший прогресс ЭВМ оказал разработанный фон Нейманом в 1945—1946 гг. принцип хранимой программы (реализованный, впрочем, раньше в Великобритании). Важную роль сыграла его монография по вероятностной логике и синтезу надежных систем из ненадежных элементов (1956).
К концу 50-х годов (в значительной мере на основе работ У. Б. Шок-ли и др.) был осуществлен переход от ламповых ко «второму поколению» ЭВМ, выполненных на дискретных полупроводниках и магнитных элементах. Сфера производства ЭВМ, хотя и новая, и нетрадиционная, весьма быстро стала ареной деятельности крупнейших монополистических гигантов. Так, к концу 60-х годов более 2/з ЭВМ универсального назначения, имевшихся в капиталистическом мире, было произведено корпорацией «Интернэшнл бизнес машине». Следует отметить, что разработка ЭВМ в США с самого начала финансировалась и организовывалась военными ведомствами. В 50-х годах эта разработка проводилась в целях создания и совершенствования водородной бомбы.
В разработке ЭВМ третьего поколения (середина 60-х—70-е годы) на интегральных схемах ведущую роль сыграли аэрокосмические и военные заказы, требовавшие миниатюризации и сверхбыстродействия вычислительных устройств. Для военных и разведывательных целей были созданы и применены и первые крупные многомашинные комплексы ЭВМ: комплекс «Сейдж» системы ПВО (1950); 15 региональных вычислительных центров ПВО, получавших информацию от радиолокационных станций (первая половина 60-х годов), а в 70-х годах — система контроля за космическим пространством «Спадатс», опирающаяся на большое число (до 1 тыс.) станций обнаружения, разбросанных по всему земному шару.
Стимулятором обширного круга теоретических и прикладных исследований послужила кибернетика — новая дисциплина, впервые систематически развитая и обобщенная в книге Н. Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» (1948). Внеся большой вклад в математическое и теоретико-информационное обоснование пропессов автоматизации, служащих неотъемлемым фактором и частью научно-технической революции, Винер в то же время отчетливо сознавал, что в условиях капитализма «магические силы современной автоматизации служат для получения еще больших прибылей или используются в целях развязывания ядерной войны с ее апокалиптическими ужасами»75. Из протеста против использования быстродействующих ЭВМ в чисто военных целях он отказался в 1947 г. от участия в конференции по ЭВМ, созванной командованием военно-морского флота США, и обосновал свой
75Винер Н. Творец и робот. М., 1966, с. 62—63.
протест тем, что «открытия и изобретения, сделанные учеными, попадают в pуки людей, которым меньше всего можно доверять» 76.
H. Винер получил известность также своими работами по математическому анализу, теории электрических сетей, теории вероятностей. Наряду с Винером одним из пионеров кибернетики считают К. Э. Шеннона, разработавшего математическое обоснование теории информации и доказавшего известную «теорему Шеннона» о передаче сигналов при наличии искажающих помех.
Кибернетика, равно как и такие достижения научной и научно-технической мысли, как электроника, методы программного управления и т. п., заложила основы для перехода к комплексной автоматизации, составляющей одну из характернейших черт современной научно-технической революции. Ступенью в этом направлении явился выпуск в 1956 г. станков с программным управлением.
К. Гёдель, эмигрировавший в 30-х годах из Австрии, и А. Тарский, приехавший в 1939 г. из Польши, продолжали в США свои исследования в области математической логики и теории множеств. Под их влиянием в США сложился ряд ведущих школ в математической логике, в том числе в теории моделей (X. Дж. Кейслер, М. Морс, А. Робинсон), в исследованиях оснований теории множеств (П. Коэн, Р. М. Соловай, Д. С. Скотт), в теории доказательств. Работы К. Гёделя, С. Клини, Э. Поста и др. сыграли важнейшую роль для современной теории алгоритмов. С. Крипке разработал методы семантического исследования неклассических логик.
Успехи в области современной геометрии и топологии связаны с именами Дж. Александера, С. Лефшеца, Дж. Милнора, М. Морса, Н. Стин-рода и др.; в области алгебры — С. Мак-Лейна, Д. Мамфорда, У. Ходжа, С. Эйленберга. Теория дифференциальных уравнений и динамических систем развивалась Р. Боуэном, П. Лаксом, Д. Орнстайном, С. Смейлом; теория вероятностей — Н. Винером, Дж. Дубом, У. Феллером, а также Р. Мизесом. (Мизес, иммигрировавший в 1933 г. из Германии, сделал также ряд открытий в аэродинамике, гидродинамике и прикладной
механике.)
Труды А. Эйнштейна, выполненные им в послевоенный период, когда он продолжал работать в Принстоне, были посвящены попыткам создания единой теории поля. В годы маккартизма Эйнштейн неоднократно подвергался критике в американской прессе за «высказывания... о необходимости ликвидировать капиталистическую форму хозяйства и установить социалистический общественный порядок»77. Еще в 1948 г. он писал об «отжившем свой век капитализме» 78 и предсказывал: «Все на-ции ... будут благодарны России за то, что она, несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства» 79. В последние годы жизни Эйнштейн активно выступал против ядерного оружия и поддерживал Пагуошское движение.
Эйнштейн многое сделал для улучшения положения тех ученых, кото-Рые, переехав в США в 30—40-е годы, по тем или иным причинам вы-
76 Цит. по:Зворыкин А. А. и др. История техники. М., 1962, с. 539. 77 Гернек Ф. Альберт Эйнштейн. М., 1979, с. 119. 78 Эйнштейн А. Собр. научных трудов: В 4-х т./Под ред. И. Е. Тамма и др. М., 1965—
1967, т. 4, с. 560. 79 Цит. по: Гернек Ф. Указ. соч., с. 120.
600
III. НАУКА И КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
601
нуждены были здесь остаться. Вклад этой группы ученых в развитие теоретической и экспериментальной физики был весьма значителен Э. Ферми, работая с 1946 г. в Чикагском институте ядерных исследований, разработал теорию происхождения космических лучей и статистическую теорию множественного образования частиц. Во многих направлениях продвинули физические исследования представители школы Ферми: М. Гелл-Ман, один из авторов гипотезы о кварках, М. Л. Гольдбергер М. Розенблют, Дж. Штейнберг, а также Т. Ли и Ч. Янг.
Значительным событием была предложенная в 1946 г. модель Ферми—Янга, представившая элементарные частицы как состоящие из нуклонов и антинуклонов. М. Гольдхабер в 1956 г. разработал схему классификации элементарных частиц, положив в основу три частицы: протон нейтрон и отрицательный К-мезон. Дж. Ю. Уленбек и Н. Бломберген переселившиеся в США из Нидерландов, получили известность, первый — в области статистической и квантовой механики, второй — работами по лазерной спектроскопии. Ю. П. Вигнер продолжал разработку фундаментальных принципов симметрии применительно к элементарным частицам. Приехавшая в США из Польши М. Гёпперт-Майер создала оболочечную модель ядра. Она была первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по физике 80. Перечисленные исследования составили крупный вклад в ядерную физику и ряд других отраслей физических наук и получили широкое признание.
После утраты США в 1949 г. монополии на атомное оружие продолжались попытки сосредоточить деятельность физиков на совершенствовании и производстве еще более разрушительных типов ядерных вооружений. Физики, считавшие эти попытки опасными для человечества, подвергались гонениям и отстранялись от информации о новых открытиях и разработках, как это было в 1954 г. с Р. Оппенгеймером. Другие, напротив, принесли интересы науки в жертву военно-промышленному комплексу и активно включились в выполнение директивы президента Трумэна от 31 января 1950 г. о продолжении работ над всеми видами атомного оружия, включая и водородное, или «супербомбу». В числе этих «ястребов» от науки прежде всего следует назвать Э. Теллера. Целью всех этих работ было достижение одностороннего преимущества в военной области над СССР. Но как тогда, так и позже цель эта оказалась нереальной.
80 Отметим, что в рассматриваемый период, особенно с конца 40-х годов, наметиласьтенденция к выезду из США (например, в Канаду, Австралию, различные евро- пейские страны) ученых, внесших крупный вклад в развитие американского на- учного потенциала. Так, вернулся в Геттингенский университет астроном В. Бааде, раскрывший структуру многих внегалактических туманностей. Он выяснил, что туманность Андромеды слагается из звезд, а Крабовидная туманность содержит остаток сверхновой звезды — мощный источник радиоактивного излучения; он же в 1952 г. доказал, что ранее употреблявшуюся шкалу межгалактических расстоя- ний необходимо удвоить. Возвратился на родину в 1949 г. бельгийский цитолог А. Клод, позже (1974 г.) удостоенный Нобелевской премии за исследования стрyk-туры и функций клетки. Возвратились в Европу Нильс Бор и ряд других ведy-щих участников проекта «Манхэттен». В 1951 г. покинул США один из извест-нейших в стране физиков-теоретиков — Д. Дж. Бом. Он продолжал свою деятель-ность сначала в Бразилии, а с 1957 г.— в Англии. В эти же годы из США yexaл Б. Моттельсон, который затем совместно с О. Бором (сыном Н. Бора) разработaл в Дании обобщенную (коллективную), а позже сверхтекучую модель ядра (эти работы в 1975 г. отмечены Нобелевской премией).
1 ноября 1952 г. на атолле Эниветок было взорвано американское термоядерное устройство мощностью в 3 мегатонны, т. е. почти стократно превосходящее обе атомные бомбы, взорванные над Хиросимой и Нагасаки В 1954 г. на о-ве Бикини был испытан термоядерный боеприпас в виде авиабомбы. В дальнейшем в США развернулись работы над межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, тактическим ядерным оружием и различными вариантами сочетания принципов электроники, лазерных и ракетных систем в целях доставки ядерного оружия. Работы по изготовлению его новых типов, в частности нейтронной бомбы, форсировались, несмотря на выдвинутое СССР в 1977 г. предложение о взаимном отказе от производства нейтронного оружия и другие мирные инициативы СССР. В течение 60—70-х годов в США не прекращались попытки подвести геополитическую и «научную» базу под такие опаснейшие формы гонки вооружений, как военное использование глубин океана и космоса.
Для формирования квантовой электроники первостепенное значение имело создание первых квантовых генераторов-лазеров Ч. X. Таунсом, Дж. Гордоном и Г. Зейгером в США в 1955 г. (одновременно с аналогичным достижением Н. Г. Басова и А. М. Прохорова в СССР). Таунс был также одним из первых, кто обосновал возможность создания лазера — оптического квантового генератора. В 1964 г. Ч. Таунсу, Н. Г. Басову и А. М. Прохорову была присуждена Нобелевская премия по физике за работы по квантовой электронике. В 1960 г. Т. Мейман создал рубиновый лазер, а А. Джаван, У. Беннет и Д. Гарриот — газовый лазер. Эти работы способствовали дальнейшему развитию оптики и радиофизики и нашли практическое применение в голографии, химическом синтезе, медицине и т. д.
Л. Онсагер (уроженец Норвегии) и независимо от него Р. Ф. Фейн-ман усовершенствовали теорию сверхтекучести. Онсагер решил также ряд проблем термодинамики необратимых процессов, а Фейнман — ряд задач, важных для математического аппарата современной квантовой электродинамики. Э. М. Пёрселл и Ф. Блох в 1946 г. провели эксперименты по обнаружению ядерного магнитного резонанса. Несколько ранее (1945) Э. М. Макмиллан (независимо от работы В. И. Векслера в СССР, 1944) выдвинул новый принцип ускорения частиц — принцип автофази-ровки.
Обширный цикл исследований элементарных частиц был выполнен Д. Глезером, изобретателем пузырьковой камеры, и Л. Альваресом, авто-pом современной методики работы с этими камерами. Альварес в 1960 г. открыл «резонансы» — короткоживущие нестабильные частицы. В течение 1960—1970 гг. значительно продвинули теорию элементарных частиц Дж. Кронин и В. Фитч (открыли нарушение симметрии при распаде нейтральных К-мезонов); Б. Рихтер и С. Тинг, открывшие элементарные частицы нового типа; С. Уэйнберг и Ш. Глэшоу, создатели теории, объединившей сильные и слабые взаимодействия; Дж. Бьёркен, Дж. Дю-монд, ф. Андерсон, Д. ван Флек и др. В области физики твердого тела значительными были открытия А. Джайевера, сотрудника исследовательского центра компании «Дженерал электрик», и Л. Эсаки (японца по происхождению, работавшего в корпорации «Интернэшнл бизнес машинc»).
602
- Глава I-h. В. Сивачев (§ 1,2), в. А. Никитин (§ 3), ю. Н. Рогу- лев (§ 4), а. П. Королева (§5), м. А. Головина (§6);
- I. Послевоенная америка
- 5. Негритянский вопрос
- 1. Иллюзия всемогущества
- 4. «Доктрина трумэна» и «план маршалла»
- I. Послевоенная америка
- 1. Экономический кризис 1948-1949 гг.
- 2. Агрессия сша в корее
- 4. Маккартизм
- 6. «Крестовый поход» против демократии
- 6. Рост правой опасности и выборы 1964 г.
- 1. Военная экономика
- 3. Агрессия во вьетнаме
- II. Углубление социально-экономических противоречий
- 1. Рост забастовок. «движение рядовых»
- II. Углубление социально-экономических противоречий
- 5. Выборы 1972 г.
- 1. Кризис глобализма
- 3. «Доктрина никсона»
- 4. Отношения с ссср
- 5. Поражение во вьетнаме
- 2. «Уотергейт»
- 3. Трудный выбор
- 5. Усиление роли
- 1. Положение трудящихся и стачечная борьба
- 1. Средняя школа
- 2. Высшее образование*
- 3. Наука и техника
- III. Наука и культура
- 3. Драматургия и театр
- 632 Ш. Наука и культура
- 633 Литература и искусство
- 4. Кино
- 5. Музыка
- 7. «Массовая культура»
- 1. Советско-американские общественные связи
- III. Наука и культура
- 2. Научные контакты
- 1. Американская
- 2. Проблемы послевоенной истории сша
- 711 710 Заключение
- I послевоенная америка
- III наука и культура
- 1945 — 1980