3. Драматургия и театр
В драматургии США послевоенного времени особое направление образуют произведения, в которых центральное место занимает показ отчуждения человека, вступившего в конфликт с общественными нравами, нормами и структурами, в рамках которых проходит его существование 20. Человек показан несчастным и мятущимся, лишенным возможности до-стпчь взаимопонимания с другими людьми. Звучит тема постоянного (на протяжении всей истории) противостояния ищущей человеческой мысли политическому и идеологическому нажиму, осуществляемому как власть имущими, так — и это традиционный мотив американского искусства — и обывателем. «Оружие» страдающего героя — стоицизм, романтическая надежда (чаще всего становящаяся иллюзией), скепсис. Эти черты присущи творчеству крупнейших драматургов послевоенной Америки — Максуэлла Андерсона, Артура Миллера, Теннесси Уильямса, Эдварда Олби.
М. Андерсон (1888—1959) —видный представитель американской романтической драмы, приверженец принципа морального стоицизма — создал в 40—50-е годы пьесы, получившие название «трагедий ереси»: «Жанна Лотарингская» (1946), «Босоногий в Афинах» (1951). Последняя была создана уже в период разгула маккартизма. Его перу принадлежит также антирасистская пьеса «Затерянные среди звезд» (1949). В пьесах Андерсона независимый человеческий дух, свобода человеческой мысли прославлялись как силы, движущие жизнь и историю. В них звучат иронический скепсис, мрачный фатализм и одновременно романтическая патетика.
А. Миллер (р. 1915) в 1947 г. создал пьесу «Все мои сыновья», в которой развенчал «этику» погони за наживой, вывел образ хищника-бизнесмена. В пьесе «Суровое испытание» (1953, в русском переводе —
17Marxism and Alienation. A Symposium/Ed, by H. Aptheker. N. Y., 1965; Finkelste-in S, Existentialism and Alienation in American Literature. N. Y., 1965; Lowenfels W. The Revolution is to be Human. N. Y., 1973.
18 Лоусон Дж. Г. Заметки об американской культуре (1967).— В кн.: Писатели США о литературе. М., 1974; Лерой Г. Марксизм и современная литература.— В кн.: Культура и общество. М., 1976.
19 Гайсмар М. Американские современники. М., 1976, с. 309.
20 Об американской драматургии 40—60-х годов см., например: Злобин Г. Н. Современная драматургия США; Ромм А. Американская драматургия первой половины XX в. Л., 1978 и др.
630
III. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
631
«Сейлемские колдуньи») Миллер, взяв за основу сюжета процесс над «ведьмами» 1692 г., выразил протест против гонений на «инакомыслие» в США. Это была важная тема, а ее выбор говорил о том, что гражданская позиция самого автора отличалась смелостью.
Вместе с тем следует отметить, что в пьесах Миллера, написанных после войны, все сильнее звучат мотивы «всеобщей вины», «первородного греха», причем зло предстает в них не как социальное зло, но как некий метафизический и мистический абсолют (пьесы «Суровое испытание», «Смерть коммивояжера»). Пессимизм свойствен его пьесам «Вид с моста» (1955), «После падения» (1964), «Это случилось в Виши» (1965). Впрочем, это не помешало Миллеру поддержать позицию тех, кто выступал за противодействие наиболее реакционным и агрессивным тенденциям в политике правительства США. Он, например, открыто и резко осудил агрессию во Вьетнаме.
Одна из последних пьес А. Миллера — «Американские часы. Стенная роспись для театра» (1980) рассказывает о детстве и юности автора, о 30-х годах — времени тяжелейшего в истории США экономического кризиса. Герои пьесы — молодые люди, симпатизировавшие деятельности левых сил. Этой пьесой Миллер как бы возвращается к тому взгляду на мир, который был характерен для него до середины 40-х годов. Пьеса вызвала критическую реакцию «большой прессы» и очень скоро сошла со сцены. «Постановка пьесы, в которой герои не только произносят слова, но и мыслят, почти невозможна на Бродвее»,— сказал А. Миллер в интервью, данном «Литературной газете» 21.
В послевоенное время приобрел широкую известность и в США, и за их пределами Т. Уильяме (1914—1983). Сила его пьес в ярких образах людей, помещенных в критическую ситуацию. Они пытаются вернуть прошлое или построить свое будущее, отличающееся от вульгарного, низменного настоящего, но их иллюзии рушатся. Уильяме как бы продолжает лейтмотив классика американской драматургии О'Нила: человек может быть счастлив только в мире иллюзий, но мир этот рушится. В центре пьес Уильямса «Стеклянный зверинец» (1945), «Трамвай ,,Желание"» (1947), «В баре Токийского отеля» (1969) — одинокий человек, беззащитный, терпящий поражение в мире потребительства, насилия и жестокости, он обречен на бесплодное отчаяние. Этот центральный персонаж несет ущербные черты и в себе самом — совершает безнравственные или даже преступные поступки, находится на грани психической патологии, становится жертвой не только внешних обстоятельств, но и своих собственных слабостей, иллюзий или вины.
Стиль пьес Уильямса часто называют стилем «концентрированной жестокости» из-за приверженности драматурга к натуралистическому показу патологического насилия. Таковы пьесы «Садовый округ» (1953), «Сладкоголосая птица юности» (1959), «Бешеная мелодрама» (1966). В них царит атмосфера неврастении и увядания. Однако, рисуя ужас бытия, Уильямc рисует и «взрывчатое» сознание. Его герои не покоряются, не подчиняются нормам, навязываемым им обществом. Они всегда пытаются спасти свое достоинство, даже тогда, когда их поражение неизбежно, даже когда они сами заражаются безумием окружающего мира.
В глубине сюжета пьес Уильямса заложены социальные мотивы. Политический мотив звучит в пьесах «Орфей спускается в ад» (1957) и «Сладкоголосая птица юности» (1959). В них выведены образы фашиствующих политиканов. В 1975 г. Уильямc написал свою первую политическую пьесу «Красное, дьявольское, батарейное клеймо». В пьесе отражена атмосфера конца 60-х годов: героиня пытается расстроить замыслы владельцев военных концернов, действующих против интересов страны, это ей не удается, она бежит и присоединяется к группе молодых радикалов.
Западноевропейский «театр абсурда» оказал свое влияние — и немалое — на американских драматургов. Это сказалось па пьесах А. Миллера и — гораздо сильнее — на творчестве Эдварда Олби и Артура Копита — молодых драматургов, выступивших со своими пьесами на рубеже 50—60-х годов. Первые четыре короткие пьесы Олби (р. 1928) были поставлены в 1960 и 1961 гг. Затем вышла пьеса «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1962), близкая по мотивам и художественной манере Т. Уильямсу. Ее герои ищут самоутверждения, истязая друг друга. Во многих пьесах Олби звучат мотивы исчерпанности возможностей как личности, так и общества, мотив одиночества, медленного умирания, непонимания людьми друг друга и крайнего эгоизма. Хотя Олби находится под сильным влиянием «театра абсурда», тем не менее он не привержен идее создания искусственной обобщающей ситуации-схемы. Его пьесы населены живыми людьми и реальными жизненными ситуациями. В 60-х годах Олби считался самым крупным американским драматургом. Рядом с ним часто ставили Артура Копита (р. 1938), совершившего эволюцию от абсурда к социально-критическим мотивам. Одной из первых пьес Копита, имевшей успех, были «Индейцы» (1968). В ней драматург развенчал миф о «герое-рыцаре» Дальнего Запада. По его собственным словам, он счел необходимым сделать это после политиче-ских убийств, потрясших Соединенные Штаты в 60-х годах22.
Весьма разнообразной была театральная жизнь (за вычетом Бродвея). Бродвей, став главным центром коммерческих театров, ориентированных на прибыль, сделал своей основной продукцией мюзиклы. Но были дру- гие театры, ставившие произведения серьезных современных драматургов наряду с классическим репертуаром. Это, например, «Ассосиэйшн оф продюсинг артисте» в Нью-Йорке, созданная в 1960 г. Э. Раббом; «Акторе студио» в Нью-Йорке, созданная в 1947 г. Э. Казаном и Л. Страс-бергом; «Арена стэйдж» в Нью-Йорке, созданная в 1949 г.; «Линкольн сентер репертори Компани» и «Паблик тиэтр» в Нью-Йорке, созданный Дж. Паппом в 1967 г. С 1954 г. Папп проводил нью-йоркские Шекспировские фестивали. Оживились региональные театры. Можно назвать «Даллас тиэтр сентер», «Акторе тиэтр» в Луисвилле, «Акторе уоркшоп» в Сан-Франциско, «Аллей тиэтр» в Хьюстоне, «Марк Тэйпер форум» в Лос-Анджелесе. Возникла Ассоциация постоянных университетских театров, которая объединила более 40 трупп — от состоящих только из профессиональных актеров до тех, что состояли из любителей-студентов.
Расцвет театральной деятельности «вне Бродвея» и «вне-вне Бродвея» падает на 60-е годы23. Большим успехом пользовался «Открытый те-
21 Лит. газ., 1984, 14 марта, с. 15.
Times, 1968, June 22, p. 21.
Brockett O. G. History of the Theatre. Boston, 1982, p. 703.
- Глава I-h. В. Сивачев (§ 1,2), в. А. Никитин (§ 3), ю. Н. Рогу- лев (§ 4), а. П. Королева (§5), м. А. Головина (§6);
- I. Послевоенная америка
- 5. Негритянский вопрос
- 1. Иллюзия всемогущества
- 4. «Доктрина трумэна» и «план маршалла»
- I. Послевоенная америка
- 1. Экономический кризис 1948-1949 гг.
- 2. Агрессия сша в корее
- 4. Маккартизм
- 6. «Крестовый поход» против демократии
- 6. Рост правой опасности и выборы 1964 г.
- 1. Военная экономика
- 3. Агрессия во вьетнаме
- II. Углубление социально-экономических противоречий
- 1. Рост забастовок. «движение рядовых»
- II. Углубление социально-экономических противоречий
- 5. Выборы 1972 г.
- 1. Кризис глобализма
- 3. «Доктрина никсона»
- 4. Отношения с ссср
- 5. Поражение во вьетнаме
- 2. «Уотергейт»
- 3. Трудный выбор
- 5. Усиление роли
- 1. Положение трудящихся и стачечная борьба
- 1. Средняя школа
- 2. Высшее образование*
- 3. Наука и техника
- III. Наука и культура
- 3. Драматургия и театр
- 632 Ш. Наука и культура
- 633 Литература и искусство
- 4. Кино
- 5. Музыка
- 7. «Массовая культура»
- 1. Советско-американские общественные связи
- III. Наука и культура
- 2. Научные контакты
- 1. Американская
- 2. Проблемы послевоенной истории сша
- 711 710 Заключение
- I послевоенная америка
- III наука и культура
- 1945 — 1980