logo
История США / istorija_usa_tom_4

632 Ш. Наука и культура

атр», основанный в 1963 г. Питером Фельдманом и Джозефом Чайкиными просуществовавший до 1974 г. «Открытый театр» активно вводил в свою работу ролевую теорию и теорию игр, в соответствии с которыми реальность постоянно изменяется, а люди берут на себя ту или иную роль или выходят из нее в соответствии с изменяющимися условиями в которые они поставлены.

В «Открытом театре» драматург обычно представлял набросок пьесы разработку сцен, положений и психологических мотивов, а актеры, от­правляясь от этой основы, импровизировали. Драматург затем принимал то, что ему казалось удачным. Заметным явлением, например, была по­становка пьесы Меган Терри (р. 1932) «Вьет Рок» (1966) — об ужасах войны во Вьетнаме. «Открытый театр» осуществил также постановку пье­сы «Змея» (1969) Жан-Клода Ван Италли (р. 1936).

Традиции социального театра в первые послевоенные годы были про­должены в пьесах А. Лоренса (р. 1920), Л. Хелман (1905—1984), Б. Стейвиса (р. 1907). Появились пьесы, осуждавшие расизм («Дом для храбрых» А. Лоренса, 1945; «Глубокие корни» Дж. Гоу и А. Д'Юссо, 1946). Социальную и моральную деградацию мира плантаторов на Юге убедительно нарисовала драматург Л. Хелман, следуя при этом привыч-ной для произведений литераторов Юга схеме «преступление — наказа­ние — искупление вины» (дилогия: пьесы «Лисички» (1939) и «За ле-cами» (1946) —последняя в русском переводе «Леди и джентль­мены»).

Творчеству Хелман соответствовала и ее гражданская позиция. Ее жизненный путь — это путь писателя-антифашиста. В 1936 г. Хелман отправилась в Испанию. Она оказала большую помощь голландскому kинорежиссеру-документалисту Иорису Ивенсу в съемках фильма «Ис-панская земля». Вернувшись в США, Хелман участвовала в кампаний cолидарности с испанскими республиканцами. В годы разгула маккар-тизма в США Хелман открыто выступила с осуждением неистовств реак-ции, и после 1951 г. ее произведения долго не появлялись на театраль-ных подмостках, в кино и т. д. Она была лишена возможности издавать произведения под своим именем. Лишь в 1960 г. Хелман снова вернулась в драматургию: вышла в свет ее пьеса «Игрушки на чердаке», а также вновь поставлены пьесы «Лисички» и «Кандид».

Существенное значение для развития социально-критического направ-лeия имело творчество Б. Стейвиса. Его пьесы имели немалый успех, то сам Стейвис в 1978 г. назвал «одним из парадоксов современной aмериканской культурной ситуации» 24 Б. Стейвис — в прошлом коррес-пoдент при интербригадах в Испании. В нескольких его пьесах расска-зывается о гражданской войне в Испании и об интербригадах.

Агрессия во Вьетнаме вызвала осуждение со стороны многих пред-cтавителей творческой интеллигенции США. Как результат на протяже-нии 60—70-х годов увидели свет пьесы, выражавшие протест против вoенных авантюр, против милитаризации страны и системы массовой бpутализации — превращения молодых американцев в «машины для yбийства». К числу такого рода произведений принадлежали остросати-рическая фарсовая комедия Ж. Фейффера «Убийство в Белом доме»; пьеса Дж. Табори «Пинксвиль» (1971), «сердитые пьесы» Д. Рейба:

24 Иностр. лит., 1978, № 11, с. 256. '