633 Литература и искусство
«Начальная подготовка Пола Хаммеля» (1971) и «Костыли и кости» (1972), пьеса Д. Берригана «Суд над Катонсвиллской девяткой» (1971).
Социального направления придерживался внебродвейский «Пабликтиэтр» Дж. Паппа (р. 1921) 25. Именно Папп поставил пьесы Рейба «Начальная подготовка Пола Хаммеля» и «Костыли и кости». Первая из них показывает, как молодого, наивного и патриотически настроенного солдата превращают в машину для убийств. В «Костылях и костях» (в русском переводе и постановке в СССР «Как брат брату») центральный образ — слепой солдат, вернувшийся с войны во Вьетнаме. Третья пьеса Рейба — завершение трилогии — «Парашют мой, раскрой-ся!» (1976). Время действия пьесы — самое начало войны во Вьетнаме. Через образы действующих лиц в ней показано, как велика цена, которую приходится платить нации, когда она позволяет вовлечь себя в несправедливую, агрессивную войну.
Явлением, отличающим театр 70-х годов от 50—60-х, стало то, что в нем зазвучала рабочая тема. На Бродвее был поставлен в 1978 г. спектакль по книге С. Тёркела «Работа» — репортаж о жизни 40 рабочих разных профессий в Чикаго. Основная идея спектакля в том, что быть рабочим — это честь, что американские трудящиеся сохранили верность демократическим традициям, что трудом и единством действий людей труда мир может быть изменен к лучшему. Осенью 1979 г. Папп поставил пьесу Т. Бейба «Силуэт Солт-Лейк-Сити» — о Джо Хилле, легендарном рабочем певце и профсоюзном организаторе (в связи со 100-летием со дня его рождения). В США и во многих других странах был возобновлен спектакль по пьесе Б. Стейвиса о Джо Хилле — «Человек, который никогда не умирал» (1954).
В театре «вне Бродвея» и на Бродвее в послевоенные годы были поставлены пользовавшиеся успехом пьесы ряда негритянских авторов26: Дж. Т. Уорда «В нашей стране» (1947) — о черных вольноотпущенниках после гражданской войны; Л. Петерсона «Сделай гигантский шаг вперед» (1953) — о жизни черных на Севере; Ч. Сибри и Г. Джона «Миссис Паттерсон» (1954) — о мечтах негритянской девочки; У. Бранча «Великолепная ошибка» (1954), рисовавшая один из эпизодов жизни Фредерика Дугласа. Видным драматургом остросоциального и гуманистического направления стала рано умершая Лоррейн Хенсберри (1930—1965). Ею были написаны пьесы «Изюминка на солнце» (1959) и «Плакат в окне Сиднея Брустейна» (1964). Первая пьеса — о мечтах обитателей черных гетто и о крахе этих мечтаний. Вторая, по сути дела, полемизирует с представлением о человеке как всего лишь бессильной игрушке обстоятельств. Человек может и должен отстаивать свой идеал, утверждать свою волю — таков лейтмотив пьесы. К числу известных негритянских драматургов, чьи пьесы ставились в послевоенные десятилетия, принадлежат также Осси Дэвис, Алиса Чайлдресс, Лофтен Митчелл, Гэс Эдварде, Адрианн Кеннеди, Лонн Элдер, Винетт Кэррол и др.
После 1945 г. американский профессиональный театр дал много интересных режиссеров, значительным было и число талантливых театраль-
25 В 50-е годы Папп подвергся преследованиям и был уволен «Коламбиа бродкас-тинг корпорейшн» за отказ сотрудничать с комиссией по расследованию антиамериканской деятельности.
26 The Black American Writer, Poetry and Drama/Ed, by С W. E. Bigsby. Baltimore, 1971, vol. 2, p. 122—125.
634
III. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
635
ных актеров — Ширли Найт, Джеральдина Пейдж, Дрю Снайдер, Морин Стэплтон, Элизабет Эшли, Колин Дьюхэрст, Барбара Бел Геддес, Джек Николсон, Розмари Харрис, Джина Роулендс, Кнм Стэнли. На театральной сцене играли и играют многие актеры кино.
В 60-х годах в атмосфере подъема общедемократических движений развернулось движение любительских студенческих, народных, а также рабочих театров 27. Оно продолжалось в 70-е годы. Темы пьес любительских и народных театров — жизнь и борьба американских трудящихся в прошлом и настоящем. Многие из этих пьес написаны малоизвестными авторами-любителями или являются коллективным творением. В постановках этих театров звучали мотивы борьбы против преследований инакомыслящих при маккартизме, борьбы женщин против фашизма (например, пьеса «Ткачихи» Нины Серрано и Джудит Биндер, показывающая подлинную историю двух женщин, посвятивших жизнь борьбе с фашизмом в гитлеровской Германии и в Чили), против расизма (документальная драма Н. Фентона и Дж. Блэра «Следствие по делу Бико» — о борьбе с режимом апартеида в ЮАР), против войны и агрессивной внешней политики империализма США.
- Глава I-h. В. Сивачев (§ 1,2), в. А. Никитин (§ 3), ю. Н. Рогу- лев (§ 4), а. П. Королева (§5), м. А. Головина (§6);
- I. Послевоенная америка
- 5. Негритянский вопрос
- 1. Иллюзия всемогущества
- 4. «Доктрина трумэна» и «план маршалла»
- I. Послевоенная америка
- 1. Экономический кризис 1948-1949 гг.
- 2. Агрессия сша в корее
- 4. Маккартизм
- 6. «Крестовый поход» против демократии
- 6. Рост правой опасности и выборы 1964 г.
- 1. Военная экономика
- 3. Агрессия во вьетнаме
- II. Углубление социально-экономических противоречий
- 1. Рост забастовок. «движение рядовых»
- II. Углубление социально-экономических противоречий
- 5. Выборы 1972 г.
- 1. Кризис глобализма
- 3. «Доктрина никсона»
- 4. Отношения с ссср
- 5. Поражение во вьетнаме
- 2. «Уотергейт»
- 3. Трудный выбор
- 5. Усиление роли
- 1. Положение трудящихся и стачечная борьба
- 1. Средняя школа
- 2. Высшее образование*
- 3. Наука и техника
- III. Наука и культура
- 3. Драматургия и театр
- 632 Ш. Наука и культура
- 633 Литература и искусство
- 4. Кино
- 5. Музыка
- 7. «Массовая культура»
- 1. Советско-американские общественные связи
- III. Наука и культура
- 2. Научные контакты
- 1. Американская
- 2. Проблемы послевоенной истории сша
- 711 710 Заключение
- I послевоенная америка
- III наука и культура
- 1945 — 1980