logo
История США / istorija_usa_tom_4

3. Агрессия во вьетнаме

И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА

ДЖОНСОНА

Во внешней политике страны вступление Линдона Б. Джонсона на пост президента ознаменовалось сперва малозаметными сдвигами, а потом довольно крутым поворотом к открытому глобальному интервенционизму кульминацией которого явилась агрессия США во Вьетнаме. ('Начав с перенесения акцента на большую «жесткость» во взаимоотношениях с Советским Союзом, другими социалистическими и многими развиваю­щимися странами, правительство Л. Джонсона затем полностью дезавуи­ровало или изменило содержание ряда внешнеполитических установок политики «новых рубежей» Дж. Кеннеди, сделав крен вправо, от реа­лизма к авантюризму. Новый президент, например, прервал переписку с главой Советского правительства, налаженную его предшественником и попытался предпринять другие акции «давления» на СССР, занял угрожающую позицию в отношении революционной Кубы и «поощ­рительную» по отношению к военным диктатурам Латинской Америки и расистским режимам Африки.

Принимая важнейшие внешнеполитические решения, признавался президент, он проводил «исторические параллели» между событиями кануна второй мировой войны и послевоенным развитием. То были зло­намеренные и фальшивые параллели, изобретенные и широко пущенные в ход в США в начале «холодной войны». Революционная и националь­но-освободительная борьба народов выдавалась за «мировую коммуни­стическую экспансию» и отождествлялась с действиями фашистских агрессоров. Политика же поощрения агрессии, сознательно проводившая­ся западными державами, изображалась как «наивная пассивность», не­допустимая, дескать, теперь, если США хотят учесть «уроки истории» и предотвратить третью мировую войну. Не случайно одним из главных наставников Джонсона был, по его же словам, инициатор «холодной войны» Г. Трумэн, который дал ему «много дельных предложений и муд­рых советов», в том числе относительно Вьетнама 78.

Наряду с воинствующим антикоммунизмом вера в «историческую миссию» и во «всемогущество» Соединенных Штатов оказывала большое воздействие на внешнеполитический курс правительства демократов при Джонсоне. Унаследовав от Дж. Кеннеди все проекты мирового лидер­ства США, в том числе «великий проект для Европы», «усиления НАТО» и др., президент Джонсон пытался собственными методами добиться их осуществления. Правительство Джонсона, в частности, отдало приказ приступить к созданию надводного «атлантического флота», вооруженно­го ракетами «Поларис», т. е. к осуществлению одного из вариантов мно­госторонних ядерных сил НАТО. Чтобы доказать «практичность» подоб­ного проекта, был построен и пущен в плавание ракетоносный эсминец «Риккетс» с многонациональным экипажем. Особое внимание президент Джонсон проявил к ядерным притязаниям ФРГ.

На очередной сессии Совета НАТО в декабре 1963 г. правительство

78Johnson L. В. The Vantage Point. Perspectives of the Presidency, 1963—1969. N.Y., 1971, p. 31, also p. 46—48 a. o.

США, подтвердив намерение держать в Западной Европе пять американ­ских дивизий, потребовало от своих европейских союзников дальнейше-гo наращивания обычных вооружений и создания «сбалансированных» ядерных сил. Такая политика, как и в прошлом, натолкнулась на непри­миримую позицию СССР, стран—участниц Варшавского Договора, про­грессивных, миролюбивых сил Европы. Советский Союз, братские страны социализма неоднократно обращали внимание на опасность разрабаты­вавшихся в недрах НАТО планов более или менее замаскированного допуска западногерманских реваншистов к ядерному оружию. Тогда пра­вительство Джонсона предложило своим ближайшим союзникам образо­вать так называемый директорат, или комитет, по ядерному планирова­нию. Этот комитет должен был приобщить ФРГ и некоторые другие страны НАТО к коллективной разработке ядерной стратегии Запада — изучению новых систем вооружений, определению целей для ядерных боеголовок, их размещению, не передавая в то же время в руки самих этих стран ядерного оружия. Это был своего рода компромиссный ва­риант, призванный в какой-то мере подменить проект многосторонних ядерных сил, дать определенное удовлетворение милитаристским кругам ФРГ и в то же время устранить препятствия к заключению международ­ного договора о нераспространении ядерного оружия. После длительных переговоров Вашингтону удалось в 1967 г. осуществить свой план созда-ния группы ядерного планирования НАТО.

Наращивая элементы силы, нацеленные против СССР, правительство Джонсона одновременно активизировало свою антисоветскую дипломати­ческую игру в районе, который правящие круги США рассматривали как наиболее «чувствительное, уязвимое место вдоль советского перимет­ра» — в Восточной Европе. Делая ставку на «дифференцированный под­ход» к социалистическим странам, президент Джонсон весной 1964 г. выдвинул так называемую доктрину__«наведения мостов». Эта доктрина и соответствующая ей политика были призваны путем развития отноше­ний между империалистическими державами во главе с США и отдель­ными социалистическими странами способствовать разобщению послед­них, росту в каждой из них национализма, изоляции их друг от друга, и прежде всего от Советского Союза.

Стремясь к разъединению социалистического содружества и «мирной эволюции» отдельных его членов в направлении к капитализму, джонсо-новская дипломатия облачала политику «наведения мостов» в пышные фразы о преодолении «холодной войны» и раскола Европы, об экономи­ческом сотрудничестве, взаимном обогащении культурными ценностями и идеями. «В целях создания „единой и процветающей" Европы,— заявил президент Джонсон, выступая в Виргинском военном институте 23 мая 1964 г.,— мы будем продолжать строить мосты через пропасть, которая отделяет нас от Восточной Европы. Это будут мосты возрастающей тор­говли, идей, визитов и гуманитарной помощи». Заодно Джонсон подчерк­нул свою веру в то, что «искусное развитие отношений с Восточной Европой может ускорить наступление того дня. когда будет воссоедине­на Германия», т. е., иными словами, когда будет ликвидирована ГДР — единственная из восточноевропейских социалистических стран, на кото­рую не распространялась доктрина «наведения мостов» 79.

79 Department of State Bulletin, 1964, June 15, p. 922—924.

322

II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ И КРАХ «ВЕЛИКОГО ОБЩЕСТВА» (1964-1968)

323

Делая упор в риторике на приверженность «мягким» методам (тор­говля, культурный обмен и т. д.) и на поддержку «национальной само­бытности», правительство Джонсона в своей политике по отношению к освободившимся странам быстро переходило от признания новых рево­люционных правительств к организации заговоров против них и их свер­жения, от конкуренции из-за прибылей к совместным действиям со ста­рыми колонизаторами для вооруженной борьбы против национально-освободительных сил, от заигрываний с «африканским национализмом» к сговору и явному или тайному сотрудничеству с белыми расистскими режимами. Так, заметно усилилась со стороны США и НАТО поддержка карательных действий Португалии против восставших народов Анголы в Мозамбика, поощрение южноафриканских и родезийских расистов, стре­мившихся отстоять «белый плацдарм» на юге «черного континента». Вместе с другими империалистами правящие круги США предприняли в середине 60-х годов активные происки против Организации африкан­ского единства и Лиги арабских государств. В частности, Вашингтон одобрил решение Великобритании проводить активную империалистиче­скую политику «присутствия к востоку от Суэца», принятую в 1964 г. Он оказывал Лондону всестороннюю помощь в борьбе против народов Адена и совместно с ним начал создавать цепь военных баз в Индийском океане, которые стали бы связующим звеном между атлантическими и тихоокеанскими опорными пунктами глобальной политики Соединенных Штатов.

Определенные изменения были внесены новым президентом и в аме­риканскую политику по отношению к Латинской Америке. Официально программа «Союз ради прогресса» была сохранена в силе, и словесные заверения в верности ее «либерально-прогрессивному» духу составляли неотъемлемую часть многих выступлений Л. Джонсона и членов его администрации. Но, во-первых, к этой программе был сделан ряд весьма существенных поправок, а во-вторых, под ее прикрытием еще более уси­лилась агрессивная тенденция в латиноамериканской политике Соединен­ных—Штатов.

Уже в конце 1963 г. помощник государственного секретаря США по делам Латинской Америки Т. Манн сформулировал очередную доктрину (названную его именем) об отношении США к диктаторским режимам. Согласно этой доктрине США отказывались от прежней линии «Союза ради прогресса» на осуждение таких режимов и поддержку лишь «пред­ставительной демократии». Теперь Манн открыто объявил о том, что единственным критерием для признания Соединенными Штатами какого-либо латиноамериканского правительства будет служить его отрицатель­ное отношение к коммунизму и положительное — к американским моно­полиям. Является такое правительство «демократией» или военной, олигархической диктатурой — это его «внутреннее дело», не касаю­щееся США.

Одновременно администрация Джонсона активизировала враждебную деятельность против Кубы и национально-освободительных сил в Латин­ской Америке. Стремясь усилить блокаду Острова Свободы, правитель­ство и конгресс США, а также ряд частных американских монополии пригрозили в начале 1964 г. разрывом деловых контактов со своими западноевропейскими партнерами, если те не поддержат торговое эмбарго против Кубы, Как признаёт один из биографов Л. Джонсона, лишь опасе-

ния крайне неблагоприятной реакции в мире, и прежде всего ответных действий со стороны Советского Союза, удерживали Вашингтон от орга­низации каких-либо открытых агрессивных антикубинских акций 80.

В январе 1964 г. правительство Джонсона отвергло справедливые тре­бования Панамы о пересмотре неравноправного американо-панамского договора 1903 г., отдав приказ о расстреле демонстрации панамских пат­риотов в зоне Панамского канала. Весной того же года оно приняло участие в подготовке и проведении военного переворота в Бразилии.

В конце апреля — начале мая 1965 г. морская пехота США (42 тыс. солдат), воскрешая худшие страницы из истории империализма янки в Латинской Америке, высадилась в Доминиканской Республике. Эта от­крытая интервенция была вызвана тем, что доминиканский народ пытался отстоять свое право быть хозяином в собственном доме.

В 1961 г. после свержения кровавой диктатуры американского став­ленника Трухильо, правившего страной в течение 30 лет, доминиканцы на первых за много десятилетий свободных выборах избрали на пост президента Хуана Боша, патриотически настроенного и честного бур­жуазного деятеля. На церемонии вступления его в должность президен­та в начале 1963 г. присутствовал тогдашний вице-президент США Л. Джонсон. Однако, как только Бош аннулировал привилегии амери­канских компаний вроде «Стардард ойл оф Нью-Джерси», против него был организован заговор, в результате которого к власти в стране при­шла военная хунта. Признание этой хунты и предоставление ей военной и экономической помощи явились одними из первых внешнеполитических актов президента Джонсона.

Доминиканский парод, однако, не желал примириться с новой дикта­турой и требовал восстановления правления Хуана Боша. 24 апреля 1965 г. в результате выступления масс и патриотически настроенных военных правящая проамериканская хунта была свергнута и создано Временное революционное правительство. Убедившись в том, что мест­ные реакционные силы не в состоянии справиться с восставшим народом, Соединенные Штаты обратились к политике «большой дубинки».

Правительство Джонсона не только пошло на открытые агрессивные действия против малой страны с целью помешать развитию в ней нацио- нально-освободительного движения, по и сделало попытку возвести по-добные действия в ранг особой привилегии Соединенных Штатов по под-Держанию «закона и порядка» в Западном полушарии. Вашингтон в мае 1965 г. провозгласил новую, так называемую «доктрину Джонсона» для Латинской Америки, которая декларировала «право» США на вооружен- ную интервенцию в любую из латиноамериканских стран в случае воз­никновения «угрозы ее перехода под коммунистическое господство». Выступая 3 мая 1965 г., президент Джонсон заявил: «Мы не намерены сидеть сложа руки в кресле-качалке (явный намек на президента Кенне­ди.—Авт.) и позволять коммунистам создать какое-либо правительство в Западном полушарии... Если они собираются подвергать опасности Жизнь американцев, то там, куда направляются американские граждане, вместе с ними идет этот флаг (звездно-полосатое знамя.—Авт.), чтобы защитить их» 81

  1. Geyelin P. L.Lyndon В. Johnson and the World. L., 1966, p. 89.

  2. New York Times (International ed.), 1965, May 7.

324

II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

ВОИНА ВО ВЬЕТНАМЕ И КРАХ «ВЕЛИКОГО ОБЩЕСТВА» (1964—1968)

325

Кульминационным пунктом интервенционистской политики СШA попыток американского империализма играть роль «мирового жандарма» стала агрессия во Вьетнаме, резко усилившаяся после прихода Л. Джон­сона в Белый дом. Уже 26 ноября 1963 г. новый президент в своей пер­вой директиве по Вьетнаму одобрил самые жесткие рекомендации толь­ко что состоявшегося в Гонолулу (Гавайи) совещания высших военных и дипломатических деятелей США, предусматривавшие подготовку на­растающих ударов по ДРВ, а также по Лаосу в целях «обеспечения победы над коммунистами» в Южном Вьетнаме.

1 февраля 1964 г. программа секретных военных операций против Демократической Республики Вьетнам была введена в действие под на­званием Оперативный план 34А. Эта беспрецедентная программа ковар­ного нападения большой империалистической державы на небольшую суверенную страну, как свидетельствуют документы, предусматривала широкий диапазон военных действий, начиная «с полетов над Северным Вьетнамом шпионских самолетов У-2 и похищений северовьетнамских граждан для получения разведывательной информации и кончая высад­кой на Севере парашютных десантов для осуществления саботажа и психологической войны, рейдами коммандос с моря для взрывов железно­дорожных и автомобильных мостов и бомбардировками северовьетнам­ских береговых сооружений с боевых катеров».

Составной частью американской необъявленной войны в Индокитае стали также широкие воздушные операции в Лаосе, осуществляемые американскими и таиландскими летчиками на истребителях-бомбардиров­щиках США, но с опознавательными знаками лаосских ВВС. Патрули-рование эсминцев в Тонкинском заливе, получившее кодовое назва­ние «патрули Де Сото», было еще одним из важных элементов этой войны82.

Правительство США отклонило все предложения о мирных перегово­рах по Вьетнаму, игнорируя предупреждения о том, что усиление аме­риканской агрессии против народов Индокитая приведет лишь к более упорному сопротивлению американскому империализму, к большей под­держке национально-освободительной борьбы со стороны Советского Союза, социалистического содружества, всех прогрессивных и миролюби­вых сил. В марте 1964 г. президент Джонсон одобрил рекомендации министра обороны Макнамары в отношении дальнейшей эскалации войны против ДРВ.

Параллельно с военной шла тщательная идейно-политическая и дипломатическая подготовка к началу открытой войны США против вьетнамского народа. Еще в феврале 1964 г. госдепартамент занялся со­ставлением и к маю окончательно отработал проект резолюции конгрес­са, вошедшей позднее в историю под названием «тонкинской», которая заранее давала президенту право использовать по его усмотрению все средства, включая вооруженные силы США, для борьбы против «комму­нистической агрессии» в Индокитае. Разумеется, как отмечалось в доку­ментах Пентагона, «масштабы этой (американской.— Авт.) угрозы Ханою, характер и размах тайных военных операций и намерений адми­нистрации использовать резолюцию, чтобы втянуть страну в открытую

82 The Pentagon Papers, as publ. by New York Times. N. Y., 1971, p. 238-239.

войну, если она окажется позднее желательной,— все это держалось в секрете» 83.

Новые успехи сил национального освобождения Южного Вьетнама и Лаоса побудили правительство Джонсона в начале августа 1964 г. в со­ответствии с ранее разработанными «сценариями» перейти грань от «тай­ной» к открытой войне США против вьетнамского народа. В условиях резко усилившихся рейдов сайгонской военщины с воздуха и моря про­тив территории ДРВ Вашингтон распорядился ввести патрулирование американских эсминцев в Тонкинском заливе, омывающем берега ДРВ, т. е. в районе непосредственных боевых операций. По утверждениям аме­риканской стороны (как выяснилось позднее, попросту вымышленным), один из этих эсминцев, «Мэддокс», 2 августа был атакован торпедными катерами ДРВ. В ночь на 4 августа тот же «Мэддокс» вместе с эсмин­цем «Тэрнер Джой» снова был послан «патрулировать» воды Тонкинско­го залива, отстоявшие на тысячи километров от территории самих США 84.

Далее события развертывались с драматической, но очень тщательно подготовленной последовательностью. В 9 час. 20 мин. по вашингтонско­му времени (в середине ночи — по тихоокеанскому) Пентагон получил сообщение с эсминцев о том, что им «грозит нападение», а в 11 час— что оно свершилось. К 13 час. 25 мин. в Вашингтоне были определены цели для «ответного удара» американской авиации по ДРВ. Президент Джонсон отдал приказ о репрессалиях. В 16 час. министр обороны США Р. Макнамара получил от командующего Тихоокеанским флотом США адмирала Шарпа сообщение о том, что неясно, «имела ли в действитель­ности место атака на миноносцы». Министр обороны заявил Шарпу, что тот должен разобраться в случившемся, но приказ об «ответных» бомбар­дировках остается в силе. Неудивительно, что через час с небольшим адмирал «убедился... в подлинности атаки». Самолеты с американских авианосцев взяли курс на северовьетнамские города и порты85

Сделав ставку на прямую вооруженную агрессию в борьбе со стра­нами социализма и освободительными движениями в Азии, Вашингтон нуждался в каком-то правовом обосновании этой агрессии. Отсутствие соглашения между США и Южным Вьетнамом, по которому Вашингтон мог бы направить свои войска в помощь сайгонскому режиму, стесняло интервентов. Юридически недостаточными выглядели ссылки админи­страции на договор СЕАТО и протокол к нему от 1955 г., который в одно­стороннем порядке распространял действия этого договора на страны Индокитая, а также на официальное заявление государственного секре­таря Дж. Ф. Даллеса от 4 декабря 1958 г., подтверждавшее готовность США оказать «военную помощь» Южному Вьетнаму 86.

Поэтому важнейшим правовым аргументом в пользу «законности» военной интервенции стала так называемая «тонкинская резолюция»

  1. Ibid., p. 234.

  2. Как показал более поздний анализ документов американских военно-морских сил, проведенный сенатским комитетом по иностранным делам, вопреки объясне­ ниям президента Джонсона эсминец «Мэддокс» занимался не «будничным патру­ лированием», а сбором разведывательной информации па расстоянии 4—8 миль от берегов ДРВ. См.: СгаЪЪ G., Holt P. Invitation to Struggle. Wash., 1982, p. 125.

  3. The Pentagon Papers, p. 259 a. o.

86 Кременюк В. А. США и конфликты в странах Азии (70-е годы XX в.). М., 1979, с. 63, 208.

II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

koнгресса США, принятая 7 августа 1964 г. В ней говорилось, что кон-гpeсс поддерживает «все необходимые меры для отражения любого воору-жeнного нападения против военных сил Соединенных Штатов и предот-вpащения дальнейшей агрессии» 87. Соединенные Штаты готовы также отмечалось в резолюции, «в соответствии с решением президента пред-пpинять все необходимые меры, включая использование вооруженной силы, чтобы оказать помощь любому члену СЕАТО или государству вkлюченному в протокол к договору о СЕАТО, которое попросит о помо-щи для защиты своей свободы» 88. Результаты голосования по этой со-вместной резолюции были таковы: в палате представителей — 414 : О в cенате — 88 : 2. Лишь два сенатора, демократ от штата Орегон У. Мор-зe и демократ от Аляски Э. Грюнинг, оказались достаточно прозорливы-

ми в отношении истинного положения дел и проголосовали против санк-ции конгресса на военное вмешательство США в Индокитае.

10 августа президент Джонсон подписал «тонкинскую резолюцию», koторая приобрела силу закона. Она давала президенту США, по суще-ству, неограниченные права для ведения развернутых военных действий в Юго-Восточной Азии. Ее принятие фактически означало объявление войны.

Широкое осуществление заблаговременно разработанных Вашингто-ном планов войны против вьетнамского и других народов Индокитая на-чалoсь 6—13 февраля 1965 г. В ответ на удары вооруженных сил нацио-ального освобождения Южного Вьетнама по американским военным лагерям в Плейку и Кванчхоне президент Джонсон отдал приказы спер-вa о «репрессивных», а затем о систематических бомбардировках амери-канской авиацией Демократической Республики Вьетнам. Бомбардировки военных и промышленных объектов сопровождались использованием на­палма, химического оружия, минированием рек на территории ДРВ. B 1965 г. американская авиация совершила 55 тыс. самолето-вылетов зтив ДРВ, в 1966 г.— 148 тыс., росло и число сбитых американских юлетов - 171 в 1965 г. и 318 в 1966 г.89. Однако варварские бомбардировки ДРВ не могли предотвратить

ни дальнейшего нарастания национально-освободительной борьбы, ни прогрессирующего разложения марионеточного режима в Южном Вьет-наме. Поэтому 8 марта 1965 г. в Дананге была высажена бригада мор-ской пехоты США (3,5 тыс. человек), а 1 апреля 1965 г. правительство Джонсона официально приняло решение об использовании сухопутных войcк США для операций против южновьетнамских патриотов. Когда в июле 1965 г. Белый дом решил отправить во Вьетнам 44 американских батальона, то это решение, как отмечают авторы доклада Пентагона, «было воспринято как рубеж — вступление в азиатскую сухопутную ну» 90.

Принимая одно за другим важнейшие военно-политические решения по расширению американской агрессии в Индокитае, правительство Джонсона сначала скрывало многие из этих решений от конгресса и общественности, а затем всячески пыталось замаскировать их подлинное значение, представить как простое продолжение или чисто «количествен-

87 История дипломатии: В 5-ти т. М., 1959—1979, т. 5, кн. 2, с 255. 88 Legislation on Foreign Relations Through 1979. Wash., 1980, vol. 3, p 548 89 The Pentagon Papers, p. 522—523. 90 Ibid., p. 416—417.

327

ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ И КРАХ «ВЕЛИКОГО ОБЩЕСТВА» (1964—1968)

ное», но не «качественное» изменение прежней политики США во Вьет­наме, диктуемое якобы интересами «демократии, безопасности, свободы» и т. д. Большую роль здесь сыграла теория «эскалации» 91.

Поворот к более «жесткому» агрессивному и авантюристическому курсу в американской политике в 1964—1965 гг. был настолько очеви­ден, что этого, несмотря на все «успокоительные» речи президента и его помощников, не могли не заметить как в самих США, так и в других странах. Все говорило за то, что американский империализм решил в се­редине 60-х годов предпринять новую попытку повернуть в свою пользу ход событий на мировой арене. Уже в течение ряда лет правящие круги США рассматривали развивающиеся страны как главное поле битвы между силами капитализма и социализма, концентрируя здесь значитель­ную часть своего внимания и ресурсов, в том числе и военных. Теперь они перешли к активным действиям 92. Опасаясь непосредственной кон­фронтации с СССР, социалистическим содружеством — главной силой и опорой мирового революционного движения, правящие круги США пыта­лись подорвать и ослабить это движение с помощью «периферийной стратегии», нанося удары по отрядам национального освобождения.

Выступая 28 мая 1965 г. в Байлорском университете, президент Джонсон заявил, якобы «старое различие между гражданской войной и международным конфликтом потеряло большую часть своего смысла», что сохранение международного мира будто бы невозможно без установ­ления «классового мира». Иными словами, американские империалисты снова пытались ультимативно, под угрозой войны, заставить прогрессив­ные и революционные силы отказаться от борьбы против капитализма и колониализма. Ставя все точки над «i», Джонсон объявил далее, что на­ционально-освободительные движения — это якобы «современный вид агрессии, практикуемый коммунистами», с которыми США обязаны и будут бороться совместно со своими союзниками или без них.

91Как отмечал журнал «Нейшн» в статье под характерным названием «Идиотскаялогика эскалации», ее придумали теоретики военных игр, расплодившиеся в США в небывалых масштабах в 60-е годы. Тем самым они дали в руки админи­страции Джонсона «прекрасное изобретение для незаметного втягивания страны в неограниченную войну без полного осознания общественностью того, что дела­ется. Под этим термином подразумевается, что каждый шаг в интенсификации войны предпринимается сознательно и по расчету, что все находится под контро­лем. Президент периодически заверяет страну, что его цели „ограниченны", и ри­сует себя сторонником мира, стремящимся всеми средствами побудить против­ника к разумным переговорам». Однако, продолжал журнал, «действительный механизм эскалации мало похож на эту успокоительную картину. Эскалация имеет собственную логику, как военную, так и политическую. В военном отно­шении... когда одна сторона эскалирует свои действия, другая ищет соответст­вующие средства для ответного возмездия. В политическом — эскалирующая сто­рона должна оправдывать надежды и обещания, которые предшествуют каждо­му акту эскалации... [а] так как данный акт эскалации не дает сколько-нибудь значительного результата, за ним должен последовать другой. Президент стал пленником собственной „логики" и должен бежать все быстрее и быстрее в сво­ем беличьем колесе» (Nation, 1966, Sept. 5, p. 170).у

92 «Там, где мы... оказывали очевидное воздействие на события в третьем мире, — писал американский исследователь С. Браун, — наши интервенции носили воен­ный характер... Доминиканская интервенция и вьетнамская война, как они были организованы джонсоновской администрацией, указывают на возрождение... став­ки на орудия физического насилия для оказания влияния на ход событий» (Brown S. The Faces of Power. Constancy and Change in United States Foreign Po­licy from Truman to Johnson. N. Y., 1969, p. 371).

328

II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ И КРАХ «ВЕЛИКОГО ОБЩЕСТВА» (1964—1968)

329

Аргументируя решение правительства Джонсона начать открытую агрессивную войну во Вьетнаме и переводя на язык военной стратегии идеологические формулы политического руководства, генерал Тейлор (в меморандуме от 22 января 1964 г.) выразил мнение Комитета началь­ников штабов, повторявшее основные положения теории «падающего домино»: «Если программа США достигнет своих целей в Южном Вьетнаме, она продвинется далеко вперед в направлении стабилизации ситуации во всей Юго-Восточной Азии». И наоборот: поражение США поведет за собой потерю для них Лаоса, Камбоджи, Таиланда, «окажет серьезное влияние на суждения Бирмы, Индии, Индонезии, Малайзии, Японии, Тайваня, Республики Корея (т. е. Южной Кореи.—Авт.) и Фи­липпин относительно стойкости, решительности и надежности США».

Более того, поскольку столкновение во Вьетнаме является «первым реальным испытанием нашей решимости нанести поражение коммуни­стам, ведущим войны в форме национального освобождения, разумно сделать вывод о возможности падения нашего престижа в Африке и Латинской Америке. Все это свидетельствует о центральной позиции, ко­торую занимает ныне Южный Вьетнам в нашей глобальной конфронта­ции с коммунистами, и необходимости того, чтобы конфликт здесь был доведен до благоприятного завершения как можно скорее». Формулиров­ки Тейлора были почти слово в слово повторены в меморандуме № 288 Совета национальной безопасности «Цели США в Южном Вьетнаме» от 17 марта 1964 г. с добавлением вывода о том, что «с точки зрения внешнеполитических условий ставки являются высокими» 93.

Одной из главных причин возобладания агрессивной линии во внеш­ней политике США во второй половине 60-х годов было сильное недо­вольство правых кругов США — военно-промышленного комплекса и гол-дуотеровского крыла республиканской партии, антикоммунистов и расистов — той политикой признания некоторых прогрессивных процес­сов и сдвигов на мировой арене и попыток приспособления к ним, кото­рую начал проводить Дж. Кеннеди в отношении ряда социалистических и развивающихся стран. Американские «ультра» не понимали и не жела­ли признавать такую политику, они требовали «открытой и бескомпро­миссной» борьбы со всеми «антиамериканскими силами», насильственно­го их подавления и разгрома.

Давление правых оказывало сильное влияние на правительственные круги, которые и без того все больше склонялись к мысли о том, что внутреннее и внешнее положение страны в середине 60-х годов склады­вается благоприятно для попытки восстановить утраченные позиции США на мировой арене. При этом Джонсон весьма произвольно рас­ценил успешные для него результаты выборов в конце 1964 г. как вотум доверия, как своего рода карт-бланш на проведение любой политики по собственному усмотрению.

Значительно усилив с начала 60-х годов гонку вооружений, руководи­тели Пентагона ставили перед собой иллюзорную задачу достижения военного превосходства над всеми остальными странами для проведения как политики «устрашения» Советского Союза и других социалистиче­ских государств, так и «локальных» войн против национально-освободи­тельных движений. Верхушке вооруженных сил США удалось навязать

93The Pentagon Papers, p. 274—275, 284.

Вашингтону свои авантюристические взгляды относительно использова­ния «модернизированной» военной силы в качестве «рационального» ору­дия внешней политики, о способности обычных войск эффективно подав­лять партизанские движения, а ракетно-ядерных вооружений — парали­зовать возможности других государств к оказанию помощи жертвам агрессии США 94.

Еще одной причиной, способствовавшей усилению экспансионистских тенденций США в середине 60-х годов, явилась высокая экономическая конъюнктура в стране, получившая искаженное отражение в сознании правящих кругов США. Она еще больше стимулировала их внешнеэко­номическую, «технологическую» и военную экспансию, а главное — спо­собствовала возрождению мифов о «всемогуществе» и «исключитель­ности» американского империализма, о его способности производить одновременно «и масло и пушки», быть «мировым полицейским» и в то же время служить «образцом» для всех остальных стран и народов.

Иллюзии об «американском мире» снова захватывали воображение влиятельных руководителей американской политики. Президент Джон­сон, выступая с амбициозной программой построения «великого обще­ства», недвусмысленно дал понять, что эта программа имеет не только внутриполитические, но и важные внешнеполитические цели — служить «примером» для переустройства всего остального мира по образу и по­добию Соединенных Штатов и под их руководством95. Сочинителями и разносчиками новой теории о вступлении Америки, и только Америки, в «технотронный послеиндустриальный век», что якобы обеспечивало ей силу и «право» быть вершителем судеб всего человечества, выступили руководитель отдела планирования госдепартамента, а затем помощник президента Джонсона по вопросам национальной безопасности У. Ростоу, один из влиятельных внешнеполитических советников правительства демократов, профессор Колумбийского университета 3. Бжезинский и другие апологеты американского империализма 96

Немаловажную роль в решении правительства Джонсона избрать Вьетнам в качестве объекта для демонстрации силы США сыграла и их особая заинтересованность в Азии.

Укрепление и развитие молодых азиатских государств — Индии, Цей­лона, Бирмы, идущих по самостоятельному пути и проводящих антиим­периалистический курс, рост влияния СССР и других социалистических

94См.: Правда, 1965, 5 апр.

95 Department of State Bulletin, 1965, Oct. 4, p. 551. «Проекция великого общества па международную сцену...— писал в связи с этим известный буржуазный ис­следователь Г. Моргентау, — является миссионерством в теории и крестовым походом на практике», попыткой «остановить распространение коммунизма в

мировом масштабе силой оружия... под воздействием доктрины, которая утвержда­ет временное верховенство американской военной мощи» (Morgenthau Н. /. A New Foreign Policy of the United States. N. Y., 1969, p. 18).

96 Именно «эти люди в Вашингтоне», как свидетельствовал тесно сотрудничавший с ними в 1961—1966 гг. Дж. Томпсоп, «дали новую жизнь миссионерскому импульсу в американской внешней политике, поверив, что наша страна в эту эпоху обре­ла тройной дар, который может трансформировать мир. По их мнению, этот дар состоит, во-первых, из нашей непревзойденной военной мощи, во-вторых, из на­шего очевидного технологического превосходства, в-третьих, из приписываемой нам непреклонной доброй воли... В целом этот тройной дар, как утверждается, Дает нам благоприятную возможность и обязывает нас вести страны мира к мо­дернизации и стабильности, к совершенному „Pax Americana Technocratica"» (Do­novan J. С. The Cold Warriors, A Policy-making Elite. Lexington, 1974, p. 153).

330

II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ И КРАХ «ВЕЛИКОГО ОБЩЕСТВА» (1964-1968) 331

стран, оказывающих большую помощь национально-освободительным силам, активизация борьбы народов за полное избавление от иностран­ного господства, быстрый экономический подъем Японии, становящейся все более серьезным конкурентом,— все это сужало сферу влияния аме­риканского империализма в Азии. Не желая мириться с этой тенденцией Вашингтон счел необходимым в середине 60-х годов усилить азиатское направление своей глобальной экспансии с тем, чтобы не только пред­отвратить дальнейшее ослабление своих позиций в этом регионе, но и по­пытаться укрепить их и расширить. Это решение Вашингтона нашло от­ражение в провозглашенной в июле 1966 г. так называемой «азиатской доктрине» Джонсона, согласно которой США брали на себя обязатель­ство добиться «умиротворения, порядка и процветания» Азии97.

Расширяя агрессию во Вьетнаме, правительство США продолжало твердить о приверженности «мирному решению» конфликта. В конце марта 1965 г. Белый дом опубликовал заявление о том, что президент Джонсон «готов поехать куда угодно в любое время и встретиться с кем угодно, когда бы ни появилось обещание сдвига в направлении почетно­го мира» 98. Новое громогласное предложение начать переговоры о мире во Вьетнаме «без каких-либо предварительных условий» было сделано президентом США в его выступлении в университете Джонса Гопкинса в Балтиморе 7 апреля 1965 г.

Лицемерие подобных заявлений определялось прежде всего тем, что в них выдвигались (и подкреплялись военными угрозами) заведомо не­приемлемые требования: прекращение оборонительных действий ДРВ, ликвидация Национального фронта освобождения Южного Вьетнама, со­хранение в неприкосновенности сайгонского марионеточного режима и американского господства в Индокитае. Столь же неискренний характер носили и объявлявшиеся несколько раз в 1965—1967 гг. американским правительством «паузы» в бомбардировках Северного Вьетнама. Офи­циальной целью этих «пауз» (первая была сделана на пять дней в апре-ле 1965 г.) являлось продемонстрировать «готовность» США к мирным переговорам. В действительности же Вашингтон пытался таким путем cбить возмущение общественного мнения, обеспечить условия для пере-группировки американских вооруженных сил, воюющих в Индокитае.

Натолкнувшись на нежелание многих участников СЕАТО, АНЗЮС, CЕНТО, НАТО и некоторых партнеров США по двусторонним военным соглашениям участвовать в их вьетнамской авантюре, правительство США попыталось сколотить в Азии новый союз капиталистических госу­дарств, которые примкнули бы к их агрессивной политике в этом регио­не. Этот союз, с одной стороны, должен был носить более широкоохваты-вающий, а главное — «эффективный» с американской точки зрения характер, чем разваливающийся блок СЕАТО. Но, с другой стороны, для вовлечения в него большего числа стран и маскировки его подлинных военных целей он проектировался и в качестве некоего орудия социаль-но-экономического, технического и прочего «сотрудничества и прог-зесса».

Активные переговоры о создании обширного проамериканского союза cтран Тихого и Индийского океанов джонсоновская дипломатия развер-

  1. Подробнее см.:Мельников Ю. М. «Азиатская доктрина» президента Л. Джонсо­ на.— Новая и новейшая история, 1974, № 1, 2.

  2. New York Times (International ed.), 1965. Mar 26.

нула в конце 1965 - начале 1966 г. Возможные меры по осуществлению этого плана обсуждались, в частности, во время пребывания вице-прези­дента Г. Хэмфри в Австралии в феврале 1966 г., когда он сделал заяв­ление о необходимости создания «партнерства» США с другими страна­ми Азии и Австралией.

Определенным шагом в этом направлении явилась конференция ми­нистров иностранных дел Японии, Австралии, Новой Зеландии, Таилан­да Филиппин, Малайзии, Тайваня, Южной Кореи и Южного Вьетнама, созванная в июле 1966 г. в Сеуле. Формально на повестке дня этой кон­ференции стояли вопросы экономического и культурного сотрудничества стран Азии и Океании. Но на деле, как отмечалось в Заявлении ТАСС до поводу данной встречи, «предпринимая закулисную игру с созданием сеульского блока, правящие круги США стремятся укрепить американ­ские военно-политические позиции в Азии и в западной части Тихого океана, пристегнуть в одну упряжку своих партнеров по двусторонним военным договорам, союзников по СЕАТО и АНЗЮС, а также марионе­точные режимы. Такой союз явно преследует цель борьбы против нацио­нально-освободительного и демократического движения, нажима на миро-

99

любивые независимые страны» .

Между тем (возрастающее вмешательство США во внутренние дела Юго-Восточной Азии оказывало все большее влияние на их глобальную политику. Согласно новой джонсоновской программе, представленной конгрессу в феврале 1966 г., поддержка в той или иной мере американ­ской агрессии во Вьетнаме стала одним из главных условий получения

100

американской помощи другими странами

Агрессия США во Вьетнаме, их притязания на роль «мирового поли­цейского», вмешательство в дела других государств вызывали, однако, растущее недовольство. Все больше членов конгресса США, например, выступало за пересмотр приоритетов американской политики, за большее внимание к внутренним проблемам страны, чем к выполнению «междуна­родных обязательств». Они оспаривали утверждение правительства Джон­сона, что предоставляемая США «помощь» другим странам якобы помо­жет в успешном завершении вьетпамской авантюры и в предотвращении «будущих Вьетнамов».(Сенатор Фулбрайт, в частности, заявил: нельзя «отделить то, что мы делаем во Вьетнаме [и] что мы сделали в Домини­канской Республике, от нашего стремления организовывать интервенции по малейшему поводу на основе программы помощи». По словам сенато­ра Морзе, значительная часть американской помощи, особенно военной, «ведет к войне, а не к миру...»101

Вашингтон рассчитывал, что демонстрация американской «решимости и силы» во Вьетнаме поможет поднять международный престиж США. Однако эффект от американской агрессии в Индокитае оказывался прямо противоположным. Чем шире разворачивалась война, тем значительнее сокращались возможности американской дипломатии в других районах мира, тем заметнее становился повсеместных! рост антиамериканских на­строений, центробежных тенденций в лагере империализма, сопротивле­ния других стран диктату и расчетам Вашингтона. «В 60-е годы...—

  1. Правда,1966, 29 мая.

  2. Geyelin P. L. Op. cit., p. 261.

  1. Berkowitz. M., Bock P. G., Fuccillo V. J. The Politics of American Foreign Policy: The Social Context of Decisions. Englewood Cliffs, 1977, p. 206.

332

II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ И КРАХ «ВЕЛИКОГО ОБЩЕСТВА» (1964—1968)

333

писал известный американский историк внешней политики СЩA Крабб,— Соединенные Штаты неоднократно терпели неудачу в попытках получить поддержку своего вмешательства во Вьетнаме со стороны НАТО. Отказываясь рассматривать вьетнамский конфликт в качестве проблемы, требующей их участия, большинство западных союзников Америки считало войну в Юго-Восточной Азии не только как перифе­рийную для их интересов, но и как угрожающую единству и безопас­ности натовского региона...» 102

Испытывая возрастающее противодействие со стороны многих других государств своей агрессивно-авантюристической политике, правительство Джонсона попыталось сделать американскую дипломатию несколько более «уравновешенной» и многосторонней. Оно активизировало, в част­ности, выступления в пользу улучшения отношений и «либерализации» торговли между Востоком и Западом, за переговоры об ограничении стратегических вооружений, за предоставление больших прав своим ев­ропейским союзникам по НАТО (заодно пытаясь переложить на их пле­чи часть американских военных обязательств и расходов). Значительная доля «миротворческой» деятельности джонсоновской администрации но­сила, однако, показной характер, преследуя цель смягчить критику аме­риканской агрессии во Вьетнаме.

Вместе с тем провал многих первоначальных планов «жесткой» дип­ломатии вынуждал Вашингтон менять тактику: все больше переходить от попыток глобального контрнаступления против сил социализма и на­ционального освобождения к более сложному маневрированию и даже к вынужденному отступлению на отдельных участках. В Европе прави­тельство Джонсона должно было не только отказаться от американских проектов создания многосторонних сил НАТО, но и выступить в пользу общей тенденции к смягчению обстановки на Европейском континенте. В речи 7 октября 1966 г. президент Джонсон наряду со стандартны­ми фразами об укреплении НАТО и верности США их атлантическим обязательствам впервые недвусмысленно признал необходимость «мер по устранению территориальных и пограничных споров как источников тре­ний в Европе», выразил стремление к «установлению здоровых экономи­ческих и культурных отношений с коммунистическими государствами». Он заявил также о возможности обсуждения вопроса о взаимном сокра­щении вооруженных сил США, СССР и их союзников в Центральной Европе 103.

В июне 1967 г., во время пребывания в США на чрезвычайной сес-cии Генеральной Ассамблеи ООН в связи с нападением Израиля на арабские страны, Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин дважды встретился с президентом Л. Джонсоном в Гласборо (в окрест-ностях Нью-Йорка). Обмен мнениями между ними касался как двусто­ронних советско-американских отношений, так и ряда международных проблем. При этом снова выявились принципиальные разногласия сторон в связи с американской агрессией против Вьетнама и израильской — против арабов. Советский Союз решительно потребовал прекратить агрес­сию, и прежде всего бомбардировки ДРВ, вывести войска США и их союзников из Вьетнама и уважать право вьетнамского народа самому

  1. Сrabb С. V., Jr. American Foreign Policy in the Nuclear Age. N. Y. 1983, p 367.

  2. Правда, 1966, 9 окт.

решать свои дела, без вмешательства извне. В то же время в целом встречи дали возможность правительствам Советского Союза и США со­поставить свои позиции по обсуждавшимся вопросам, что, по мнению обеих сторон, «являлось полезным» 104.

В течение 1966—1968 гг. правительство Джонсона пошло на заклю­чение ряда соглашений с СССР и другими социалистическими странами, призванных несколько нормализовать отношения с ними. Были подписа­ны консульская конвенция, вступившая в силу в июне 1968 г., соглаше­ния о культурном обмене и об установлении прямого воздушного сооб­щения между СССР и США. Путем взаимных консультаций были под­готовлены и подписаны странами-депозитариями — СССР, США и Великобританией — 27 января 1967 г. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического простран­ства, включая Луну и другие небесные тела, и 22 апреля 1968 г.— Согла­шение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство105. Был согласован по дипломатическим каналам текст Договора о нераспространении ядер­ного оружия, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН и открытый для подписания 1 июля 1968 г.

Нарастающий кризис внешнеполитической стратегии США подталки­вал дипломатию Вашингтона к выступлениям с широковещательными планами развития сотрудничества между США, СССР и другими страна­ми, проведение которых в жизнь на практике торпедировалось самим Вашингтоном из-за продолжавшейся американской эскалации войны во Вьетнаме.

В Латинской Америке «успех» американского империализма в Доми­никанской Республике оказался поистине пирровой победой. Большин­ство латиноамериканских стран решительно осудили возрождение «дип­ломатии канонерок» и, несмотря на все усилия Вашингтона, отказались от участия в каких-либо организуемых им «коллективных» интервенциях. Начавшееся в Латинской Америке движение в направлении региональ­ной экономической интеграции, создания различных таможенных и дру­гих объединений стало принимать все более независимый характер. В отдельных странах в разных формах усиливалось национально-освобо­дительное движение.

Когда в апреле 1967 г. в Пунта-дель-Эсте собралось совещание стран Латинской Америки и США, город, по существу, был превращен в кре­пость, охраняемую не только полицией и армией, по и ВВС и ВМС США и Уругвая. На этом совещании главы латиноамериканских государств ка­тегорически отказались в какой-либо форме солидаризироваться как с агрессией США во Вьетнаме, так и с проектом создания «межамери­канских вооруженных сил». Одобрив 14 апреля 1967 г. в «Декларации американских президентов» планы экономической интеграции и создания к 1985 г. «Общего рынка» латиноамериканских стран, они в то же время предъявили США длинный список претензий относительно эксплуатации Латинской Америки североамериканскими монополиями, роста ее внеш­ней задолженности, непрерывного снижения цен на предметы экспорта в США. Американская делегация во главе с Джонсоном отказалась,

  1. Там же,1967, 27 июня.

  2. История дипломатии, т. 5, кн. 2, с. 199.

334