logo
Вельямінов

§ 177. Порядок принятия решений также может быть различным:

- на основе консенсуса - согласования решения всеми государствами-членами. Причем при отсутствии консенсуса всех членов решение - в зависимости от условий учредительных документов организации - либо не принимается (т.е. фактически действует принцип "вето"), либо решение имеет силу только для членов, выразивших с ним консенсуальное согласие, но не имеет силы для государств, не выразивших согласия;

- на основе квалифицированного большинства голосов. Например, для принятия решения требуется 2/3 голосов членов организации, возможно, и с учетом "взвешенного" принципа. Именно принятие решений квалифицированным большинством голосов широко применимо в международных экономических организациях;

- на основе простого большинства голосов. Этот метод подходящ обычно при принятии организационно-процедурных решений.

§ 178. Следует особо подчеркнуть, что, во-первых, исходя из того, что международное экономическое право есть подотрасль международного публичного права, правомочиями принятия международно-правовых норм могут обладать только межправительственные организации, но не неправительственные.

Во-вторых, в большинстве случаев по обязательственной силе решения межправительственных организаций носят характер рекомендательных норм, о которых уже говорилось выше. Но многие межправительственные организации наделены правом принятия решений и с обязательной, императивной силой. Это относится, прежде всего, к региональным интеграционным организациям.

В-третьих, в рамках многих межправительственных организаций складывается специфическое локальное внутреннее право организаций, касающееся как организационно-процедурных вопросов работы организаций, так и особого права персонала, т.е. должностных лиц организаций, своего рода внутренние "трудовые кодексы".

В Евросоюзе возникло и специфическое "европейское право", включающее в себя как нормы международных договоров, заключенных в рамках ЕС, так и нормы, основывающиеся на правовых актах, принимаемых органами ЕС, причем нормы эти во многих случаях имеют "прямое", непосредственное действие и для субъектов национальных правовых систем государств ЕС, иначе - имеют наднациональный эффект.

§ 179. Специально надо остановиться на рекомендациях (резолюциях), принимаемых органами ООН, а также и некоторыми специализированными учреждениями ООН по вопросам экономического сотрудничества. Именно в рамках этих международных организаций и был дан первый толчок к широкому нормотворчеству международных организаций. Правовые акты (разных наименований) организаций "семьи ООН" и прежде всего органов самой ООН обычно не обладают императивностью для государств. Исключение, в частности, составляют решения Совета Безопасности ООН, некоторые решения в рамках МВФ и МБРР. Но и рекомендательные нормы, и даже факультативного характера решения, не обладающие юридически обязывающей силой, имеют весьма большое морально-политическое значение, ибо распространяются практически на все мировое сообщество государств. Кроме того, рекомендации, к примеру, Генассамблеи ООН, не будучи императивны для государств, могут быть императивны в рамках "внутреннего права ООН" для других органов ООН, например, для ЭКОСОС.

Под углом зрения международного экономического права надо отметить такие основополагающие документы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., как Хартия экономических прав и обязанностей государств; Декларация о Новом международном экономическом порядке и Программа действий по установлению Нового международного экономического порядка (НМЭП); резолюция Генеральной Ассамблеи 1979 г. "Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового международного экономического порядка". В этих документах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества, особенно это касается развивающихся стран. В целом выполняя положительную роль в обеспечении справедливых, недискриминационных экономических связей, документы НМЭП содержат, однако, и некоторые несостоятельные установки, такие как: о солидарной ответственности всех развитых государств за последствия колониализма, о перераспределении мирового общественного продукта в пользу развивающихся стран посредством прямых финансовых отчислений и т.п.

Примером важных для МЭП документов Генассамблеи ООН являются также резолюции "О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях" (1984 г.) и "О международной экономической безопасности" (1985 г.).

Особую форму нормотворчества представляют собой так называемые "кодексы", "правила поведения" (codes of conduct, sets of rules, guidelines), принимаемые в виде резолюций ООН. Например, "Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой", принятый Генассамблеей ООН в 1980 г., Кодекс поведения в области технологии и Кодекс поведения для транснациональных корпораций (проект), разработанные в ЮНКТАД. Как и иные резолюции ООН и ее органов, такие международные акты обладают не более чем рекомендательной правовой силой, но, разумеется, могут иметь существенное de lege ferenda нормоустановительное значение, исходя из принципа "consensus facit jus" - согласие творит право.