logo
Вельямінов

Ограничительная деловая практика

 

§ 567. Как и иные виды недобросовестной конкуренции, ограничительная деловая практика применяется не на государственном, но на деловом уровне. Напротив, государства с большей меньшей эффективностью пытаются бороться с этим злом на уровне хозяйственной, коммерческой деятельности, когда одни предприниматели, компании, более экономически могущественные, в ущерб другим, более слабым, завоевывают на рынке, внутреннем мировом, положение, позволяющее им диктовать цены и условия торговли, иначе - монополизируют рынок. Необходимость борьбы с монополизмом вызывается не только ущербом, который монополизм причиняет потребителям, но и тем, что подрывает национальную экономику в целом, нарушая здоровую конкуренцию, разоряя других, менее сильных предпринимателей, дестабзируя всю экономическую систему, делая ее зависимой от состояния отдельных монополий, которые сами подвержены кризисным спадам, отражающимся весьма негативно в силу количественного фактора на всей стране.

§ 568. В большинстве стран действует специальное законодательство по борьбе с монополизмом. Так, в России уже в 1991 г. был принят Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", направленный, в частности, на регулирование и ограничение деятельности иностранных предприятий по скупке в России собственности и монополизации. Создано также Министерство по антимонопольной политике РФ и поддержке предпринимательства, а также действуют его местные подразделения.

Широко развито антимонопольное государственное регулирование в США, где первоначально монополизм имел весьма наглядные "успехи", что и предопределило принятие против этого эффективных мер. США проявляют во многих случаях заинтересованность в заключении двусторонних соглашений с другими странами о сотрудничестве в борьбе с ограничительной практикой: с Евросоюзом - в 1991 г., с Канадой - в 1995 г., с Австралией - в 1996 г.

§ 569. На многостороннем уровне в рамках Конференции ООН по торговле и развитию был разработан, а в 1980 г. принят Генеральной Ассамблеей ООН "Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил контроля за ограничительной деловой практикой". Документ, как и иные резолюции Генассамблеи, имеет рекомендательную правовую силу. Имеется в виду, что правительства будут руководствоваться документом в своей внутринациональной деятельности, включая законотворческую, по борьбе, по существу, с монополизмом, а предприниматели будут избегать применения ограничительной деловой практики, в том числе посредством:

- соглашений о дележе рынков - кругов покупателей;

- соглашений о применимых ценах, в том числе экспортных и импортных;

- коллективных мер по осуществлению договоренностей, таких как сговор об отказе ведения дел с отдельными контрагентами об отказе поставок отдельным предположительным покупателям;

- согласованных коллективных отказов третьим лицам в допуске участвовать в соглашении в допуске вступления в ассоциации, которые имеют решающее для конкуренции значение;

- хищнического поведения в отношении конкурентов, к примеру, использование для их устранения цен ниже себестоимости, т.е. демпинга;

- применения дифференционно дискриминирующих цен условий поставки при покупке товаров услуг;

- применения условий поставок, устанавливающих зависимость поставок товаров услуг от принятия покупателем ограничений в распределении в производстве конкурирующих других товаров услуг;

- установления увязки поставок отдельных товаров услуг с закупками покупателем других товаров услуг у продавца у назначенного им другого лица;

- тайных сговоров при участии в международных торгах.

Можно отметить, что упомянутый российский закон 1991 г. о конкуренции был разработан с учетом и на основах соответствующей названной выше резолюции Генассамблеи ООН.