logo
Вельямінов

Железнодорожный транспорт

 

§ 407. Международное сотрудничество в области железнодорожного транспорта началось в XIX в. в период его экстенсивного развития. Еще в 1884 г. была создана Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (AICCF). В состав Ассоциации входит более 100 участников - правительств и железнодорожных администраций стран. Целями ее являются обмен научно-техническими достижениями, организация и периодический созыв международных железнодорожных конгрессов, обсуждение финансово-экономических вопросов, обеспечение эксплуатационных задач и т.п.

Действуют десятки и других международных учреждений по железнодорожному транспорту. Одним из важнейших является Международный союз железных дорог (IUR), образовавшийся в 1922 г. с местом нахождения в Париже. В состав союза входят железнодорожные администрации стран всего мира. Цели Союза - совершенствование методов строительства и эксплуатации железных дорог, выбор оптимальных маршрутов, унификация международных тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузов, разработка новых типов вагонов и механизмов и т.д.

§ 408. Среди государств Европы, где железнодорожная сеть исторически сложилась особо разветвленной и где сеть эта накладывается на мозаичную национально-территориальную карту, возник соответственно ряд специфических организаций по регулированию международных железнодорожных сообщений. Прежде всего следует отметить Европейскую конференцию по пассажирским тарифам (CEV) 1975 г. с участием России. Конференция выполняет функции тарифного союза на основах общей тарифной политики и разрешения коммерческих проблем обеспечения эффективности железнодорожного транспорта. В Европе действуют также особая Конференция по расписанию пассажирских поездов (CЕН), основанная еще в 1872 г. (с участием России), и Конференция по расписанию грузовых поездов (СЕМ) 1924 г.

§ 409. Всестороннее правовое регулирование международных железнодорожных перевозок на многосторонней основе осуществляется Соглашением о международных железнодорожных перевозках 1980 г. (КОТИФ) с участием большинства стран Европы и некоторых азиатских и североафриканских стран. К Соглашению имеются два приложения: "А" (Единые правила МПК) об условиях перевозок пассажиров и "В" (Единые правила МГК) о перевозках грузов. Эти последние применимы к железнодорожным линиям, согласовываемым странами-участницами. Для доставки грузов установлены определенные сроки в зависимости от расстояний. Согласовываются тарифные ставки за транспортировку грузов, пределы ответственности перевозчиков за несохранение грузов, а также возмещения убытков за просрочку в доставке.

СССР не участвовал в КОТИФ, международные перевозки грузов и пассажиров регулировались в рамках Организации сотрудничества железных дорог ОСЖД (1957 г.), а также Международным транзитным тарифом с участием стран Восточной Европы, Вьетнама, Китая, КНДР и Монголии.

§ 410. Между государствами, входившими ранее в СССР, заключены были Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров 1993 г.; Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров 1993 г.; Соглашение о сотрудничестве в области технического переоснащения и обновления железнодорожного подвижного состава 1994 г. и др.

 

***

 

Кроме упоминавшихся многосторонних соглашений, не меньшее практическое значение имеет регулирование международных железнодорожных перевозок на основе двусторонних ( с большим числом участников) соглашений непосредственно между пограничными (и транзитными) странами по организации движения на конкретных линиях и направлениях.