logo
Вельямінов

§ 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.

Участие в ВТО сопряжено с условиями наличия у страны собственной таможенной территории и полной автономии торговой политики. В этой связи, например, Европейский союз, страны-члены которого не обладают названными качествами, - участвует (наряду со странами - членами ЕС) в переговорах в ВТО как единое целое.

ВТО - "клуб" закрытый, но процедура вхождения в него достаточно гибка. Во-первых, неформально - она затруднена по чисто политизированным основаниям. Во-вторых, формально - по основаниям удовлетворения вступающей стороны всем отчасти довольно произвольным требованиям соответствия законодательного регулирования и применения этого регулирования в жизни, что касается не только внешнеэкономического, но и внутриэкономического режима, который должен, по идее, удовлетворять условиям свободной рыночной экономики и добросовестной конкуренции. Практически, однако, небольшие государства, такие как Грузия, Киргизия, Молдавия, торговля которых незначительна в мировых масштабах, принимаются в ВТО беспрепятственно. Россия, хотя тоже занимает довольно скромное место в мировой торговле (около 3%), ожидает приема в ВТО многие годы, довольствуясь статусом наблюдателя, практически не дающим каких-либо реальных выгод.

Прием в ВТО новых членов (кроме как для прежних участников ГАТТ) многоступенчат. Государство подает заявление Генеральному директору о приеме, затем представляет подробный меморандум о своем внешнеторговом режиме. Для рассмотрения условий принятия создается специальная рабочая группа ВТО. От нее поступают десятки и сотни вопросов по меморандуму и помимо него, в целом по состоянию экономики страны. Одновременно с выяснением экономического положения страны она должна провести двусторонние переговоры со всеми странами ВТО, которые этого захотят, по вопросам удовлетворения пожеланий стран ВТО о взаимном снижении торговых барьеров и обеспечения их торговых интересов. После завершения этих переговоров (в форме двусторонних протоколов) материалы в виде доклада рабочей группы направляются Генеральному совету ВТО вместе с проектом протокола о присоединении. После одобрения Советом доклада и проекта протокола проводится голосование о приеме нового члена, причем, как уже отмечалось, "за" прием должно быть подано не менее 2/3 голосов всех членов ВТО. После положительного решения Совета протокол должен быть ратифицирован вступающей страной. Конкретные условия принятия могут включать договоренность о льготном периоде для полного выполнения всех условий протокола новым членом.

§ 293. Россия с 1993 г. ожидает приема сначала в ГАТТ, а потом в ВТО. Вступление в ВТО будет несомненно означать усиление конкуренции иностранных товаров на внутреннем российском рынке в связи со снижением ставок импортных таможенных пошлин и других уступок со стороны России. В то же время участие в ВТО может означать некий конкурентный стимул для оздоровления российской экономики, а также отчасти поможет снять действующие за рубежом во многих случаях дискриминационные меры в отношении экспорта товаров и услуг из России. Россия сможет эффективнее защищаться от любых дискриминационных акций в ее адрес, в том числе с недобросовестными обвинениями ее в демпинге, используя эффективно действующую в ВТО процедуру урегулирования межгосударственных торгово-экономических споров. Немаловажно, что, будучи членом ВТО, Россия сможет и сама участвовать в выработке современных правил мировой торговли, которым она, оставаясь вне ВТО, все равно вынуждена следовать. Вхождение в ВТО, по большому счету, откроет для России двери для вхождения в мировое торгово-экономическое пространство. Но очень многое будет зависеть от результативности оздоровления внутренней экономики России. Если не удастся перестройка сырьевой ориентации и переход к современному высокотехнологичному эффективному хозяйству, Россию может постигнуть участь "бедного Юга", вечно безуспешно догоняющего "богатый Север".

Задержка в допуске России в ВТО объясняется отчасти неповоротливостью отечественного бюрократического аппарата в приспособлении внутренних внешнеторговых и иных прав практики к требованиям ВТО, но и довольно наглядным сопротивлением принятию России в ВТО со стороны государств, где российские товары и услуги могут оказаться конкурентно вредными для внутренних производителей, и наконец, не в последнюю, а возможно, в первую очередь, - традиционной политической, мягко выражаясь, недоброжелательностью в отношении любого усиления позиций России в мире (этот последний фактор, пожалуй, лучше всего подтверждает объективную выгоду для России от присоединения к ВТО) (см. § 597). Неизбежна, очевидно, задержка приема России и в связи с расстройством деятельности ВТО после провала конференции ВТО 2003 г. в Канкуне.