logo
Вельямінов

§ 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:

- во-первых, то, что уже в самых первичных, фундаментальных конвенционных формах регулирования международной торговли на двусторонней основе, в так называемых договорах о торговле часто добавлялись слова "и мореплавании" просто включались в текст соответствующие правила. При этом мореплавание (как вид транспортной услуги) носило как бы сопутствующий характер к главному, к обеспечению благоприятного режима торговли товарами;

- во-вторых, первые многосторонние опыты международно-правового конвенционного характера по урегулированию торговли собственно услугами отличались фрагментарностью, секторальностью и институализацией. Это остается и доныне. Первой соответствующей институцией стал в 1865 г. Международный телеграфный союз, в дальнейшем эволюционировавший в современный Международный союз электросвязи. Затем в 1874 г. создан был доныне здравствующий Всемирный почтовый союз. Далее следовали многочисленные узкоспециализированные международные конвенции и организации по отдельным услугам в области морского и железнодорожного транспорта, что привело в конце концов к созданию, в частности, современной Международной морской организации в 1982 г. (фактически под названием ИМКО - с 1958 г.). В 1944 г. была создана Организация международной гражданской авиации и т.д.

Этот далеко не полный перечень наглядно иллюстрирует, что из торговли услугами для действенного правового регулирования прежде всего оказались востребованы транспорт и связь. И до настоящего времени именно этот сектор услуг остается наиболее детально юридически урегулированным, несмотря на принятие в 1994 г. рамочного по своей сути Генерального соглашения по торговле услугами;

- в третьих, наибольшие успехи в многостороннем, многосекторальном правовом урегулировании торговли услугами достигнуты были первоначально на региональных уровнях: в Евросоюзе - вплоть до создания общего рынка услуг, наряду с другими свободами движения товаров, капиталов и рабочей силы; в рамках ОЭСР, но по ограниченному кругу услуг и с многими оговорками и исключениями для отдельных государств; в НАФТА, также с рядом исключений, особенно в части культурных аспектов услуг и миграции рабочей силы;

- в четвертых, во многом вопросы международной торговли услугами, особенно что касается железнодорожных, речных и иных перевозок; трубопроводного транспорта; миграции рабочей силы (режим допуска иностранцев); транзита и т.д. - реально продолжают решаться на международной договорной основе в двустороннем порядке ( с узко ограниченным числом непосредственно задействованных стран);

- в пятых, унификация частноправовых норм национальных правовых систем в сфере услуг еще далеко не достаточна (см. гл. XI). Хотя именно для эффективного международного обмена в секторе услуг проблемы выбора применимого права и, соответственно, необходимость унификации, возможно, более насущны, чем даже в сфере торговли товарами;

- в шестых, парадоксальным в течение более полувека является положение, когда в силу Устава МВФ (а в Фонде сегодня участвуют практически почти все государства мира) любые платежи и трансферы по внешним текущим операциям, включая услуги, принципиально не подлежат каким-либо ограничениям между странами, придерживающимися режима валютной конвертируемости, сами же внешние услуги отнюдь не либерализованы столь универсально.

§ 370. Первым опытом либерализации международного рынка услуг в целом и на многосторонней основе, хотя лишь среди промышленно развитых стран, была после окончания Второй мировой войны разработка - сначала в рамках Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), а затем ее правопреемницей Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - кодексов либерализации текущих операций услуг. В результате было выработано несколько принципиальных подходов к либерализации рынка услуг: определение конкретного круга регулируемых услуг; консолидация действующих в странах ограничений на допуск иностранных поставщиков услуг (standstill clause); постепенное снижение особо важных, пиковых ограничений (top down clause) и недискриминации (non-discrimination) применяемых ограничений, за исключением особого режима в рамках интеграционных и преференциальных объединений.

Наконец, в рамках Уругвайского раунда переговоров стран-участниц ГАТТ было согласовано и в 1994 г. заключено Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое стало первым в истории по существу универсально ориентированного характера международно-правовым актом, в котором закреплены были общие подходы к регулированию рынка услуг. Единые подходы к правовому урегулированию международного рынка услуг осложнялись, однако, прежде всего, реальными возможностями применения к ним национального режима режима наибольшего благоприятствования, которые являются стержневыми в рамках ГАТТ/ВТО.